На абордаж с “черным налом”
Международный скандал с задержанием американским крейсером “Монтерей” танкера “Волгонефть-147” под российским флагом мог произойти и с любым из танкеров дальневосточной приписки.
Напомним, как всего несколько дней назад весь мир наблюдал с телеэкранов унизительные для нас кадры: бравые американские десантники с вертолета выбрасываются на палубу танкера, опечатывают средства связи, а затем под конвоем американского боевого корабля российский танкер следует в оманский порт.
Увы, уже известно - несмотря на громогласные заявления нашего МИДа о приверженности России санкциям ООН, факт подтвердился: российский танкер, принадлежащий частной компании, перевозил иракскую нефть.
Между тем, как удалось выяснить корреспонденту “В” из абсолютно достоверного источника, еще полтора года назад (а санкции ООН против Ирака действуют не первый год) с одним из менеджеров одной судоходной компании Дальнего Востока (в регионе таких компаний более сотни), находящимся в служебной командировке в Москве, связались весьма серьезные в мире бизнеса люди и предложили именно это - поставить принадлежащий компании небольшой танкер на перевозку иракской нефти. Разговор был долгий, аргументы в пользу такого решения приводились самые разные, в первую очередь, естественно, высочайшая ставка фрахта с “черной” оплатой.
Временно закроем глаза на политику и поймем - выгода конкретного судовладельца здесь очевидна: все международные банковские платежи Ирака абсолютно прозрачны, а значит, фрахт осуществлялся исключительно при помощи “черного нала”, причем суммы явно вращались огромные, включая и оценку риска. Понятно и то, что все, кому надо (“кому надо” в данном случае - весьма фигуральное выражение), прекрасно знали о происходящем: со спутников сегодня не то что маршрут судна - движение автомобиля отследить несложно. И ясно, что американцы уже давно держали этот козырь в рукаве, использовав его только сейчас - то ли в отместку нам за Чечню, то ли в связи с нашими переговорами с западными банковскими институтами, то ли по какой-то другой причине.
- Почему давно? - спросит досужий читатель. - Может, это был первый “крамольный” рейс танкера?..
Теперь, когда стало известно, что танкеры-пираты разыскивались по всей стране вплоть до Владивостока, ясно, что это был не первый рейс.
И можно просто поблагодарить чиновника судоходной компании, который не стал подставлять своих моряков. Хотя соблазн, что и говорить, был велик - и только после некоторого размышления указанный менеджер от предложенной сделки отказался.
Похоже, сегодня ему пора ставить в церкви свечку... Благодаря его щепетильности и осторожности Дальний Восток избежал очередной грязной шумихи.
Тем более что, по большому счету говоря, нам и без того хватает всяческих больших и малых ЧП в родном регионе. Историй таких - тьма. Достаточно вспомнить 7-летней давности грандиозный скандал с намерением одного из наших морячков провезти наркотики в Австралию, или 3-летней давности шум вокруг двух морячек-контрабандисток, которых задержала индийская таможня с несколькими десятками (!) килограммов золота, или бесчисленные попытки российских “тружеников моря” доставить огнестрельное оружие в Японию и Южную Корею, или перманентную шумиху вокруг контрабанды морепродуктов... или - да мало ли еще что творится на Дальневосточном бассейне?!
Так что нам и без нефти “хорошо”...
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"