Владимир Курилов: Всегда стремлюсь заглянуть за горизонт
- Каким я вижу университет в будущем? - Владимир Иванович повторяет мой вопрос и глубоко задумывается. Я не тороплю его с ответом, знаю: он из той категории людей, которые не играют словами, как воздушными шариками. Ответственность за сотни судеб приучила взвешивать каждое слово, выверять каждое решение. Слишком непростое время на нашем историческом дворе: неверный шаг, слово - и пусть не крах, но тормоз, не провал, но задержка в пути. Как человек разумный, он дает себе отчет: субъективное “я хочу, чтобы было так...” должно ложиться на реальную почву ранжиром обоснованности и объективности. И быть подкреплено авторитетом, а не авторитарностью, в противном случае - все рассыплется как карточный домик.
Наверное, вот так 15 февраля 1990 года, оставшись наедине с самим собою в холодом выстуженном кабинете, только что избранный молодой ректор старейшего вуза Дальнего Востока - ДВГУ адресовал себе этот вопрос: каким я вижу университет в будущем?..
- 10 лет пролетели очень быстро, с одной стороны. С другой - кажется, это было давным-давно, в другой жизни. Дальневосточный университет, тот, что был 10 лет назад, сегодня изменился в количественном и качественном параметрах. Тогда мы учили студентов по 11 специальностям, сейчас их у нас 52, 117 специализаций. Было 6200 студентов, сегодня - около 17 тысяч студентов всех форм обучения. Аспирантов насчитывалось 47, ныне - 430. Если раньше готовили кандидатов наук по 26 специальностям, теперь - по 56. Существовало 11 факультетов, сегодня в составе университета 20 институтов, более 30 факультетов. Диссертационные докторские и кандидатские советы работают по 17 специальностям. В три раза выросло количество докторов и профессоров в ДВГУ.
Безусловно, что за всеми этими цифрами - изменения качественные, которые имеют объективное отражение. По оценкам коллегии Министерства образования России, Дальневосточный университет вошел в десятку лучших вузов Российской Федерации.
Если говорить об изменениях внутри университета, они глобальны. Во-первых, оставаясь классическим, мы по сути приобрели статус интернационального университета. У нас зарубежной профессуры около трех процентов, в отдельные годы учится до 400 иностранных студентов. Приезжают из американских, южнокорейских, японских, австралийских, китайских и т. д. вузов, поскольку у нас есть чему поучиться.
Дальневосточный университет по праву считается международным: при нашем активном содействии организовано более 15 русских факультетов и отделений ДВГУ в университетах стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы первыми в истории российского и японского образования создали филиал в Японии в городе Хакодате, который работает вот уже шесть лет. 10 лет отметил единственный в азиатской части России Русский колледж для иностранцев. 4 тысячи студентов, которые прошли там обучение, - это те люди, которые полюбили русский язык, впитали русскую культуру. По большому счету, они стали нашими друзьями, сторонниками, готовыми пропагандировать наши духовные ценности за рубежом. Это государственная задача, которую пытаются решать правительства многих крупных зарубежных стран.
За 10 лет университет изменился принципиально еще в одном - в плане информатизации. Я всегда стремился предвидеть, какие изменения возможны в мире в ближайщие годы в политике, экономике, образовании, стремился заглянуть в будущее. Был май 90 года, когда я впервые выехал за рубеж, был с визитом в университетах штата Вирджиния, в частности в университете города Блэксбурга. Там увидел компьютерные системы, которые отвечали человеку голосом, ими мог пользоваться и слепой. Мне продемонстрировали, как войти в информационную базу данных библиотеки имени Ленина в Москве, в публичную библиотеку Ленинграда. Понимал: информатизация захлестнет весь мир, она неминуемо войдет и в нашу жизнь. Уже тогда внутренний мой настрой был на информатизацию университета. А сейчас можно сказать: то, что нам по программе Сороса удалось первыми в России открыть в ДВГУ Интернет-центр, было оценкой ситуации по развитию фундаментальной науки в университете, по подготовке кадров компьютерщиков, программистов. Те, кто принимал решение, учли, что Дальневосточный университет оказался наиболее готов к открытию Интернет-центра по материальной базе и кадрам. И он качественно внес изменения в университетское образование и науку. И когда к Интернету стали подключаться другие вузы, библиотеки, институты ДВО РАН, процесс информатизации широко пошел по Приморскому краю.
Размышляя сразу после избрания меня ректором о путях развития университета, я пришел к выводу, что в основу развития ДВГУ необходимо положить несколько принципов. Первый - принцип фундаментальности. В области фундаментальной науки мы одни из самых сильных университетов в России. Взять хотя бы тот факт, что, соревнуясь с 89 университетами России, мы выиграли грант Фонда гражданских исследований США более чем на 1 миллион долларов. По количеству и уровню образовательных программ, по развитию аспирантуры мы - сильнейшие в Азиатском регионе. Возрождение в университете Восточного института, новый всплеск развития корееведения, японоведения, китаеведения, индологии, тайского направления - все это бесспорные факты, которые свидетельствуют: по уровню развития востоковедения с ДВГУ соревноваться не сможет никто.
Сильное развитие получил Институт менеджмента и бизнеса, это та структура, которая создана у нас на хорошей образовательной базе. И материальной - благодаря помощи губернатора края мы получили здание на Мордовцева, которое раньше находилось в руках частных лиц. Сейчас здесь учатся 2,5 тысячи студентов, располагаются центры РАНЕТ, Интернет, часть научной библиотеки.
Я активно продвигал идею создания Института международных отношений. Предполагая, что Владивосток, который, по объективным данным, должен был стать открытым, станет и центром международных отношений, я мечтал о таком институте в рамках нашего университета. Мне удалось убедить ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова, и они выступили соучредителями. Торкунов, он сам кореист, знал о статусе ДВГУ, уровне образовательных программ, поделился, что с таким предложением к нему обращались многие университеты стран СНГ, но выбрал он именно Дальневосточный. Участие профессуры МГИМО в подготовке специалистов дает высокий международный стандарт качества обучения.
Не случайно был создан Японский центр в ДВГУ. Японское правительство, принимая решение о финансировании строительства и оснащения такого специализированного центра, опиралось на взаимопонимание университета с губернатором края, учитывало уровень развития японоведения, которое является сильнейшим в России.
На базе физфака и научно-исследовательского физико-технического института создан Институт физики и информационных технологий. Уникальнейшее высшее учебное заведение, где обучаются студенты на самом высоком уровне мировой и отечественной науки. Здесь быстро растут современнейшие специальности и специализации. В этом году, например, активно развивается такая актуальная специальность, как защита компьютерной информации.
Когда-то журналисты свое обучение начинали в ДВГУ на отделении журналистики. Но как изменился мир вокруг, сколько пришло новаций! И не случайно шел рост образовательных программ на журналистике, отделение было преобразовано в факультет, а ныне - в Институт массовых коммуникаций.
В последнее время возникло много структур, которые были организованы совместно с институтами ДВО РАН. Это процесс неизбежный и чрезвычайно важный для дальнейшего развития науки и образования в России. С 1959 года - с момента своего приезда во Владивосток у нас преподает Георгий Борисович Еляков, президент ДВО РАН. По его инициативе в Институте химии ДВГУ создано отделение биотехнологии. С его благословения и по инициативе директоров институтов ДВО РАН на базе геофака и Тихоокеанского географического института создан Институт окружающей среды. Слияние факультета математики и компьютерных наук с двумя институтами - процессов управления и прикладной математики - привело к созданию Института прикладной математики и компьютерных наук. Академия... Такова логика развития научно-образовательных учреждений: становимся все ближе и ближе друг другу, совместная работа обогащает - это реальная, обоснованная интеграция.
Второй принцип - интернационализация высшего образования. Еще в бытность студентом я увлекался иностранными языками, писал диплом по международному праву, используя оригиналы иностранных исследований, публикаций, материалы ООН. Уже тогда было ясно: по мере раскрытия общества интернационализация жизни неизбежна. Уже тогда напрашивался вывод: нет ни социализма, ни коммунизма, ни капитализма, есть общие закономерности развития цивилизации. Искусственные препоны должны были пасть, и наша экономическая, социальная и образовательная в том числе жизнь станет развиваться по тем же законам, по которым развивается весь мир. Поскольку в 90-х годах эти тенденции уже обозначились, вырисовывалась четкая задача - интернационализация Дальневосточного университета. При этом мы не только наработали новое качество, но и создали структуры, программы, аналогов которым в России еще не было. К таким относятся международный российско-американский факультет, Высший колледж корееведения. Когда инвестиционная программа по созданию последней структуры была осуществлена, спустя время, по оценке корейских партнеров, этот колледж как зарубежное учебное заведение был признан лучшим в мире.
Самое главное - мы открыли преподавателям университета новые горизонты, дали возможность получения новой информации и раскрыли российское образование для университетов США, Японии, Южной Кореи, Австралии, Тайваня и показали нашу науку, образование с самой лучшей стороны, заставили нас уважать, укрепили сотрудничество. Вот что принесла интернационализация, которая была определена в качестве базовой наряду с фундаментальностью науки.
И еще один определяющий принцип - духовность образования. Русская филология, право, история, журналистика - гуманитарные составляющие старейшего классического вуза были ярким ориентиром во все времена развития университета. Еще недавно на фоне угара нэпа, как говорили Ильф и Петров, на фоне черной коммерциализации и создания рыночной псевдоэкономики было заметно, как падает интерес к образованию. А нам важно было сохранить моральные ценности, которые должны быть, с одной стороны, российскими, с другой - общечеловеческими. Потому что, как я уже сказал, цивилизация развивается по единым законам, и понятия о добре и зле, морали, нравственности, по сути своей, они интернациональны. Просто они материализуются в разных нормах, конфессиях, а вообще-то они едины для всех. И кому как не нам, работающим в университете, где преподаватели всегда были носителями культуры, знаний, нравственности, особые по духу, держать ориентиры на сохранение моральных ценностей?
Мы понимаем, что это процесс бесконечный. И никогда не будет ситуации, когда мы скажем: все, можно ставить точку. Как бесконечна сама жизнь, так бесконечны процессы воспитания и сохранения духовности. На русской филологии мы бережно относимся к уникальным кадрам старшего поколения - докторов, профессоров. Нина Ивановна Великая, Алла Федоровна Прияткина, Сергей Филиппович Крившенко - какое яркое сочетание ума, таланта, пример преданного служения науке, родному университету.
Много лет я мечтал, чтобы появился в ДВГУ факультет теологии. Еще будучи деканом юрфака, хотел ввести новые дисциплины - по изучению канонического права, истории Русской православной церкви. Но тогда, к сожалению, не нашлось таких специалистов.
В тысячелетней истории России всегда большую роль играли нормы церковного права. Человеку с самого рождения внушали через изучение богословия, Библии, через участие в религиозных ритуалах, что хорошо, что плохо, как вести себя по отношению к другим людям, матери, отцу. В советскую эпоху эту составляющую регуляции поведения людей попытались уничтожить. А новой морали создать не удалось, не прижился моральный кодекс строителя коммунизма - в силу его искусственности.
И вот пришел день, когда в университете открылось отделение теологии. Уверен: богословие необходимо преподавать в вузах, школах. Именно потому, что теология - та база человеческой цивилизации, которая отмерла бы давно, не будь необходима для существования и развития человечества.
В Дальневосточном государственном университете успешно работает ряд структур, без которых трудно сегодня было бы в полной мере увидеть классический университет. 18 лет недавно исполнилось издательству университета. За последние пять лет здесь выпущено в свет различной учебной продукции в пять раз больше, чем в начале деятельности издательства. За последние пять лет оно неизменно завоевывает звание лучшего университетского издательства в России, выигрывает гранты, побеждает в различных региональных и российских конкурсах.
А если говорить о научном музее, то такого, как у нас, по уровню модернизации, по многообразию коллекций, в других высших учебных заведениях России нет! Без спорта, самодеятельного творчества тоже невозможно сегодня представить университетскую жизнь. Успехи в этих направлениях за последние годы впечатляют.
Мы ничего, что бы не соответствовало статусу классического университета, не создали. Все наработанное за 10 лет - органично проросло на той базе, что уже существовала десятилетия.
- Каким я вижу университет в будущем? - повторяет мой вопрос ректор. - Внешне очень красивым. Появятся новые специальности и специализации, которых пока нет, но потребность в которых уже сегодня прорисовывается. И мы предвосхитим потребности и запросы общества. Дальнейшее развитие получит музей. Будет построена библиотека, сравниться с которой не сможет никакая другая университетская библиотека России. Все студенты и преподаватели будут заниматься спортом. Будут обеспеченными и жизнерадостными. Студенческий городок будет утопать в цветах и зелени. А преподаватели и студенты будут гордиться своим вузом - университетом XXI века.
Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"