Пылает фарфор в огне

Дышат жаром печи обжига. Запахом скипидара и красок потягивает из живописного цеха. Покачиваясь, плывут подвесные чаши фарфорового конвейера. То есть АФЗ живет, действует - надо порадоваться за предприятие, ведь в последние годы приходилось видеть его и иным...

21 янв. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №723 от 21 янв. 2000

Дышат жаром печи обжига. Запахом скипидара и красок потягивает из живописного цеха. Покачиваясь, плывут подвесные чаши фарфорового конвейера. То есть АФЗ живет, действует - надо порадоваться за предприятие, ведь в последние годы приходилось видеть его и иным...

Реформенная лихорадка впервые опалила в 94-м. Экономическая стабильность в стране была нарушена, новые, непроверенные рыночные принципы вовсю уже пробовали свою разрушительную силу. Да еще и делалось, увы, многое чисто “по-нашенски”. На АФЗ помнят, как целый год почти “брали” они кредит у государства, чтобы дать импульс жизни завода. И как только деньги были получены, тут же пришло время платить проценты. А ведь кредит не успел наработать еще “дивиденды”. Впрочем, реформенных “подножек” было немало.

А самое страшное для производителей - падала покупательная способность, снижался спрос, фарфоровый оказывался ненужным. И заводчане в очередной раз гасили туннельные печи - сердце предприятия - и шли в вынужденные отпуска. С 94-го такое происходило четырежды. А для печей это губительно, они в таком случае стремительно разрушаются. В советские времена цикл размеренно и стабильно длился 7 лет, потом прекращали обжиг (без него изделие - кусок глины), соответственно и всю производственную деятельность, ремонтировали печи.

АФЗ функционировал уверенно и производительно, давно превысив проектную мощность по выпуску продукции. И даже когда по соседству возник конкурент - Владивостокский фарфоровый - артемовцы особо не переживали. На огромном заводе в краевом центре, гораздо большем по своим объемам, чем в Артеме, выпускалась в основном столовая посуда, а артемовский славился прежде всего тонкостенными сервизами - чайными, кофейными. И слава уже успела шагнуть из приморского городка за пределы страны. На отечественных и зарубежных выставках не последнее слово было за оригинальным артемовским фарфором.

...Заметно, как завод подобветшал за последние годы - нужны серьезный ремонт, реконструкция. Увы, реформы упразднили подобные заботы, на карту поставлена всего одна страшная в своей простоте и жестокости задача - выжить. И вот уже несколько лет фарфоровый, как и многие другие предприятия, упорно бьется за свое существование. Говорят, нет худа без добра. Августовский обвал рубля 98-го сыграл, как это ни странно, и положительную роль в судьбе некоторых местных производств. Значительно сузился поток импорта, вновь потеснив место для своей, отечественной продукции. И осенью позапрошлого года артемовские фарфористы, досрочно, вне семилетнего цикла, отремонтировав туннельные печи, изношенные от остановок и пусков, вновь с надеждой разожгли в них огонь.

Как птица Феникс из пепла восставал завод. Нет, руин тут не было, но безнадеги и уныния реформы породили много. Казалось, после стольких лет судорог и передряг наступает чуть ли не второе рождение завода. Весной 99-го на АФЗ праздновали, можно сказать, маленький ренессанс. Праздников не закатывали - просто наступила какая-никакая экономическая стабильность, появилась уверенность в душах людей. А ведь именно этого сейчас как раз и не хватает. Но, увы, для настоящего возрождения экономики в стране условия еще не созданы. По-прежнему все зыбко и ненадежно. Достаточно какого-либо экономического или финансового выверта - и опять все катится под гору. Для многих таковым стало летнее (99-го) повышение цен на топливо. А это транспортные расходы и тепло на заводе, обжиг, сушка изделий. Мазут, на котором работает котельная, подорожал в 2,5 раза. Большинство же идентичных заводов на западе страны работает на природном газе, который во много раз дешевле...

Итак, каков он, сегодняшний день, на фарфоровом? Рассказывает директор предприятия Владимир Образцов:

- Треть затрат идет только на топливо. Это самое больное место для нас, если не считать низкую покупательную способность. Ну и, конечно, сырье. По-прежнему, как и в советские времена, получаем многие компоненты для изготовления фарфора издалека. Да условия доставки нынче иные. Только половину глины составляет местный дацит, вторая половина привозится из Амурской, Иркутской областей, других регионов. Препарат жидкого золота - с Дулевского завода.

На заводе работает сейчас 300 человек. Это процентов 40 от прежнего состава. Примерно такое же количество продукции мы выпускаем в сравнении с дореформенным. Но сейчас ассортимент шире. То есть нам приходится больше маневрировать. Того вала, что был раньше, крупных контейнерных оптовых закупок сейчас нет. Рынки сбыта найти непросто, и мы прилагаем массу усилий в этом направлении. Вот в Сибири находим понимание и интерес к нашей продукции. Имели успех на выставке-ярмарке, что проходила в начале ноября 99-го года в Красноярске. Да и на московской оптовой (это уже конец ноября того же года) наша продукция многим пришлась по вкусу. Ведь артемовский фарфор по-прежнему элегантен, изящен, притягивает взор. Достаточно взглянуть на сервизы “Татьянин день”, “Лунный бриз”, “Нежность”, которые уже десятилетиями пользуются неизменным спросом. Конечно, появляются у нас и новые модели. Не скажешь, что артемовский фарфор во всем превосходит западные образцы, но он самобытен, оригинален, и, конечно же, очень красив. Вот это придает нам силы - нельзя загубить такое производство.

Мы изготавливаем фарфор в основном мелкими партиями. Наши потребители большей частью отдельные коммерсанты. Что-то делаем по заказам предприятий, организаций. Отвели нам помещение для фирменного магазина в центре города, рядом с загсом. Цену не повышаем, иначе спрос совсем упадет. Поэтому, увы, о прибыли говорить пока не приходится. Держимся, и это уже, думаю, много. А специалисты у нас по изготовлению фарфора в большинстве своем прекрасные.

Что касается новогоднего праздника, изготовили тысяч 10 фарфоровых дракончиков. Эти символы восточного календаря были у нас трех размеров. Покупателям понравились праздничные сувениры. Ну а к третьему тысячелетию решили выпустить серию всех мелких скульптур животных - восточных талисманов 12-летнего цикла. Так что представитель каждого знака сможет приобрести статуэтку своего года, а не только наступающего. Пустяк, а приятно...

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"