Некоторые уроки избирательной кампании-99

Вечером 20 декабря завершилось очередное предвыборное сражение, за ходом которого вся страна с интересом или раздражением наблюдала последние полгода. Избиратели, все это время игравшие роль зрителей, получили наконец возможность сказать свое слово, и их мнение определило исход битвы. О последствиях сделанного выбора сейчас можно только догадываться. А пока победители разливают шампанское и строят грандиозные планы, неудачники подсчитывают убытки и подыскивают достойное оправдание своему провалу.

24 дек. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №711 от 24 дек. 1999

Вечером 20 декабря завершилось очередное предвыборное сражение, за ходом которого вся страна с интересом или раздражением наблюдала последние полгода. Избиратели, все это время игравшие роль зрителей, получили наконец возможность сказать свое слово, и их мнение определило исход битвы. О последствиях сделанного выбора сейчас можно только догадываться. А пока победители разливают шампанское и строят грандиозные планы, неудачники подсчитывают убытки и подыскивают достойное оправдание своему провалу.

Технологии...

Убедительная победа Е. Наздратенко на губернаторских выборах 1999 г. вновь подтвердила отчетливую закономерность ряда последних лет - народ устал от политических передряг, от бесконечной смены правительств в центре и хочет, по меньшей мере, стабильности и спокойствия хотя бы там, где он живет. Подтвердилось и то, что на местах люди связывают свою веру в лучшее будущее с сильным лидером, каковым, несомненно, является Наздратенко. В отличие от ряда других губернаторов, таких, как, например, Прусак - Новгородская область, Россель - Свердловская область, Полежаев - Омская область, перенесших губернаторские выборы с лютого декабря на конец теплого лета, при полном, что называется, непротивлении областных дум (это к вопросу о диктатуре), Наздратенко принял бой в невыгодных погодных условиях жестокой приморской зимы и победил. Его победа тем более показательна, что она достигнута в непростых социально-экономических условиях, на фоне активной, мягко говоря, контрпропаганды со стороны ведущих оппонентов, переборов с внешней рекламой и неуклюжих телодвижений якобы сочувствующих ему фигур из ближайшего окружения. Стоит подчеркнуть справедливость народной мудрости о том, что услужливый дурак опаснее врага.

Победа Наздратенко, уже несколько лет подряд регулярно входящего в рейтинг “Независимой газеты” “100 ведущих политиков России”, несомненно увеличит его и без того значительный политический вес. Твердо можно утверждать, что будущий президент России, кем бы он ни был, будет вынужден искать поддержку такого регионального лидера.

Губернаторские выборы в Приморье подтвердили, что в основе победы лежит правильно выбранная тактика. Ставка на пропаганду, на информационных убийц типа Доренко оказалась битой. Это, кстати, подтвердили и выборы мэра Москвы. На местах реальное дело оказалось сильней пропаганды, какой бы изощренной она ни была. Любопытное дополнение к этому тезису: подписная кампания на местные издания, совпавшая с предвыборной, показала, что газеты информационного направления, избравшие сдержанную тональность, сохранили или увеличили свои тиражи (“Владивосток”, “КП во Владивостоке”, “МК во Владивостоке”), а газеты пропагандистского стиля подписку на 2000 год серьезно проиграли.

Во многом Наздратенко помогла опора на конкретных людей. Именно они дали дополнительные голоса на выборах действующему губернатору. Истинные творцы победы Наздратенко - это агитаторы и активисты малых и больших городов и сел, прошедшие от двери к двери, от человека к человеку, и именно они могут гордиться сегодня эффективностью своей работы.

Выборы показали, что к ним надо готовиться заранее, начиная со дня оглашения результатов предыдущих выборов, то есть за четыре года. Оппозиция проиграла самые главные выборы в регионе, потому что оказалась не готовой к ним. Ставка на заезжих московских имиджмейкеров-гастролеров оказалась также ошибочной. Их деятельность, строящаяся по принципу: мы люди не местные, и “после нас хоть потоп”, помноженная на традиционное московское чванство, в том числе и по отношению к своему клиенту, временами заставляла задуматься, а на кого они работают. Перечень грубых ошибок, допущенных ими, тянет на целый трактат. В конечном же счете, проворонив все что можно, оппозиция должна предъявлять претензии только себе.

Наконец выборы в Приморском крае подтвердили базовые заповеди знаменитого “создателя президентов” Жака Сегелы:

Голосуют за человека,

а не за партию.

Голосуют за идею,

а не за идеологию.

Голосуют за будущее,

а не за прошлое.

Голосуют за человека-легенду,

а не за посредственность.

Голосуют за победителя, а не за неудачника.

Мы понимаем, что сказанное выше не понравится проигравшей стороне.

Рекомендуем вспомнить Макиавелли, без которого не обходится сегодня ни одна политическая кампания: “Начало мудрости - в признании фактов”. Факты есть.

Будем мудрыми.

...и средства

Один из известных американских политиков, спикер палаты представителей конгресса США Томас О’Нейл однажды сказал: “Существует четыре элемента любой кампании. Это кандидат, его программа, организация для проведения кампании и деньги. Без денег вы можете забыть о трех остальных”. В этих словах есть определенный резон. Действительно, деньги являются универсальным ресурсом, который может быть использован и для создания организации, и для исправления имиджа кандидата, и для обеспечения его известности.

Тем не менее общераспространенное мнение о решающей роли в избирательной кампании денежных средств, как свидетельствуют только что завершившиеся выборы, выглядит несколько преувеличенным. Устойчиво высокая избирательная поддержка КПРФ никак не связана с величиной затрат коммунистов на предвыборные кампании. Недвусмысленно свидетельствует о недостаточности только этого ресурса поражение на выборах мэра Москвы П. П. Бородина, далеко не самого бедного из претендентов на этот пост. Разница в расходах на избирательную кампанию Е. И. Наздратенко и А. Д. Кириличева, исходя из официально опубликованных данных, не столь велика, как разница полученных ими голосов.

Наконец, кандидаты в депутаты ГД Г. В. Кучеренко и В. В. Ширшиков, затратив из избирательного фонда соответственно 499.425 руб. и 409.164 руб., получили меньше голосов, чем Г. Г. Дубовик, расходы которой составили 83.490 руб. Важнее, оказывается, не количество средств, а умение их эффективно использовать. И добиваться нужного результата с минимумом затрат.

Еще более важным условием успешной избирательной кампании является способность кандидата, партии, блока использовать для достижения победы все остальные ресурсы, которые иногда могут компенсировать даже недостаток финансовых средств. В частности, весьма убедительная победа на выборах губернатора Приморского края Е. И. Наздратенко во многом объясняется умелой организацией избирательной кампании, гораздо более эффективной, чем это сделал любой из его соперников. Объявление о создании “Движения в поддержку Е. И. Наздратенко на выборах губернатора Приморского края” вызвало в свое время прохладную реакцию в местных СМИ, оппозиционные газеты отозвались на это событие открыто ироничными комментариями. И совершенно напрасно. Журналисты и не подозревали, что им было представлено одно из самых эффективных орудий губернаторской избирательной кампании.

Благодаря этому движению кандидату удалось донести без искажений всю необходимую информацию о себе, о своей работе и своих позициях. Живое слово и непосредственный контакт оказались более действенными средствами убеждения, нежели другие техники работы в избирательных кампаниях. Здесь же, вероятно, следует искать и истоки высокой электоральной поддержки в Приморье нового избирательного блока “Единство”, одним из инициаторов создания которого являлся приморский губернатор.

И, наконец, последнее. Судя по реакции избирателей на последних выборах, традиция тотальной критики и огульного отрицания окончательно утрачивает свое значение в отечественной политике. Наиболее дальновидные и опытные политики, почувствовав это, стали перекладывать “грязную” политическую работу на СМИ и в первую очередь на телевидение.

И это не могло не сказаться на результатах голосования, подтвердивших, что большинство граждан все более внимательно прислушивается к конструктивным предложениям политиков. И неважно, представлены они в форме программных документов (как “ЯБЛоко” или СПС) или в виде практических шагов, предпринимаемых действующими губернаторами и мэрами. Даже КПРФ сочла необходимым отказаться в своей предвыборной тактике от огульной критики “преступного режима”, окончательно превратившись в партию системной оппозиции.

Если говорить о губернаторских выборах в Приморье, то очевидно, что чрезмерный критицизм соперников действующего губернатора и попытки нагнетания атмосферы напоминаниями о 1937 годе не нашли отклика у избирателей. Это свидетельствует о том, что большинство российских граждан все больше оценивает окружающую обстановку и призывы политиков, опираясь на собственное восприятие жизни, а не на виртуальные образы.

Автор: Сергей ПЕСЦОВ, политолог, кандидат философских наук, Александр СМИРНОВ, политолог