Рейтинг - ложь, да в нем намек
Чужеземное слово “рейтинг” (от rate - уровень) прижилось на мощном древе русского языка наряду с другими ключевыми понятиями демократического способа управления всего лишь несколько лет тому назад. Но уже успело войти в народный обиход и анекдоты - практически в том же крайне непристойном значении, что и незабываемое слово “ваучер”. Подобное уничижение свидетельствует об определенном подозрении, с которым “дорогой россиянин” относится к публикуемым рейтингам популярности. Рейтинг - ложь, да в нем намек - так хочется ответить на упреки социологам в ангажированности.
Чужеземное слово “рейтинг” (от rate - уровень) прижилось на мощном древе русского языка наряду с другими ключевыми понятиями демократического способа управления всего лишь несколько лет тому назад. Но уже успело войти в народный обиход и анекдоты - практически в том же крайне непристойном значении, что и незабываемое слово “ваучер”. Подобное уничижение свидетельствует об определенном подозрении, с которым “дорогой россиянин” относится к публикуемым рейтингам популярности. Рейтинг - ложь, да в нем намек - так хочется ответить на упреки социологам в ангажированности.
Представляется, что вся проблема заключается в том, КТО заказывает социологический опрос и КТО платит непосредственным исполнителям. В России нет организаций, подобных Фонду Гэллапа, а опросы ВЦИОМа или фонда “Общественное мнение” как-то слишком удачно укладываются в “генеральную линию” кремлевского руководства. Наша дальневосточная окраина и вовсе осталась в стороне от регулярного зондирования общественных предпочтений.
В местной прессе изредка встречаются ссылки на социологические опросы, но при внимательном рассмотрении выясняется, что высокие позиции в таких рейтингах оплачены заказчиком. Это касается любых рейтингов популярности, включая политические. Говорят, что существуют секретные рейтинги “социологов” из ФСБ, и уж они-то отражают реальное положение вещей. Но почему-то никто не видел ни одного опрошенного от имени спецслужб гражданина, а их должны быть тысячи.
Редакция “В” попыталась в канун декабрьских выборов положить руку на пульс общественного мнения и заполнить недопустимый вакуум в области социального прогнозирования. Мы вступили в кооперацию с известной во Владивостоке информационно-аналитической службой “516-516”. Предлагая бесплатную информацию коммерческого и иного характера любому позвонившему, телефонные операторы “516-516” в качестве ответной услуги задают ему вопрос-другой. Как правило, эти опросы проводятся в целях маркетинга товаров и услуг. Но ничто не мешает использовать данную методику для политического зондажа.
Российское законодательство требует при публикации рейтингов популярности политиков соблюдать ряд условий. Необходимо указать способ опроса (телефонный или иной), количество опрошенных и еще четыре параметра. Поэтому, публикуя данные опроса службы “516-516”, мы сообщаем, что были опрошены 500 человек из числа позвонивших по данному телефону с 20 по 22 ноября. С учетом того, что за день телефонная информационная служба принимает до 6 тысяч звонков, отнюдь не каждый пожелал отвечать на вопросы, касающиеся его политических симпатий. Кстати, в минувшую среду счетчик, включенный с началом деятельности службы “516-516”, зафиксировал МИЛЛИОННЫЙ звонок, и кому-то достался ценный, надеемся, приз.
Участникам опроса предлагалось ответить на три ключевых политических вопроса современности: “Пойдете ли вы на выборы 19 декабря?”, “Кого бы вы хотели видеть на посту губернатора Приморья?” и “Кого бы вы хотели видеть на посту главы Владивостока?”. Нам хотелось узнать, кого предпочитают вполне случайные абоненты службы “516-516”.
Ответы на первый вопрос откровенно порадовали. Готовность участвовать в выборах 19 декабря высказали 56 процентов опрошенных, а 24 процента ответили на вопрос категорическим “нет”. Еще 20 процентов пока не определились.
С наибольшим трепетом душевным мы знакомились с ответами на второй вопрос. И совсем не удивились, когда увидели, что первую строчку в рейтинге занимает действующий губернатор Евгений Наздратенко - 39,1 процента. На второй позиции с безнадежным отставанием - экс-мэр Владивостока Виктор Черепков. У Виктора Ивановича всего 8,2 процента. Черепков уже вышел из губернаторской гонки, и данная цифра позволяет понять, почему.
На третьем месте - некий условный персонаж по имени “Не-Наздратенко”. Опрошенным предлагалось самим указывать объект своих симпатий, и ровно 8 процентов указали именно эту анти-фамилию. Что говорит об их слабом знакомстве с лидерами антигубернаторской оппозиции.
Но нашлись и знатоки, хотя совсем мало. За Александра Кириличева высказались полтора процента, за Владимира Ведерникова - полпроцента, а за Светлану Орлову - всего 0,2 процента. Нехитрый расчет показывает, что Светлана Юрьевна получила лишь один голос из пятисот. Других фамилий кандидатов (всего их 10) не называлось, но против всех намерены голосовать 4 процента. Еще 38,5 процента ответить на второй вопрос затруднились.
Мы отдавали себе отчет, что третий вопрос - о владивостокском градоначальнике - можно посчитать не совсем корректным. Ни в момент опроса, ни даже сегодня ни у кого нет полной уверенности, состоятся ли выборы главы муниципального образования город Владивосток в этом декабре или на полгода позже. Но когда-нибудь они все же состоятся, и на этот случай у нас есть свой собственный, то есть вполне надежный, рейтинг.
В соответствии с данными опроса службы “516-516”, безусловно лидирует один из трех имеющихся кандидатов на пост городского головы, а именно - действующий и.о. главы администрации Владивостока Юрий Копылов. У него оказалось 32,1 процента сторонников из числа участников опроса.
Вторым вновь оказался экс-мэр краевого центра, и вновь с большим отрывом - 8,4 процента. Против всех намерены голосовать почти столько же - 8,2 процента. И наконец, затруднилась ответить почти половина опрошенных - 45,2 процента.
Юрию Михайловичу впору заранее принимать поздравления, поскольку для победы в первом же туре предполагаемых выборов вполне достаточно будет 25 процентов плюс один голос. Отметим, что еще год назад рейтинги Копылова не превышали пяти процентов, а электорат Черепкова фиксировался в промежутке между 17 и 30 процентами.
Отчет о проведенном редакцией “В” и службой “516-516” опросе был бы неполным без социального портрета - хотя бы несколькими чертами - участников опроса. Социологи информационно-аналитической службы первым делом изучили аудиторию своих опросов, и она не совсем совпадает с так называемым активным электоратом. Как правило, за справками по телефону 516-516 обращаются трудоспособные люди вполне цветущего возраста. Они сами устраивают свою жизнь, не надеясь на подачки государства. Работают по большей части наемными работниками в коммерческих структурах. Другие категории населения - пенсионеры, студенты, бюджетники также представлены, хотя и в значительно меньшем масштабе.
Но необходимо иметь в виду, что предстоящие выборы будут существенно отличаться от вялых попыток городских плебисцитов последних двух-трех лет. Аналитики прогнозируют явку 45-55 процентов, и привычных завсегдатаев избирательных участков - пенсионеров явно для этого не хватит.
Через неделю “В” планирует опубликовать данные очередного опроса, который уже проводится. Поэтому звоните 516-516, сообщайте свои политические взгляды и “ждите ответа” через нашу газету.
Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток", информационно-аналитическая служба "516-516"