Выход из кризиса есть!
Сегодня москвич Борис Душанин, назначенный Приморским арбитражным судом в июне 1998 года внешним управляющим на АО “Бор”, - самая яркая фигура в Дальнегорске. За короткий период ему удалось реструктуризировать громадное предприятие-банкрот в акционерное общество, не имеющее долгов. Пять тысяч трудящихся большой химии теперь спокойны за свои места.
Сегодня москвич Борис Душанин, назначенный Приморским арбитражным судом в июне 1998 года внешним управляющим на АО “Бор”, - самая яркая фигура в Дальнегорске. За короткий период ему удалось реструктуризировать громадное предприятие-банкрот в акционерное общество, не имеющее долгов. Пять тысяч трудящихся большой химии теперь спокойны за свои места.
Горная отрасль Приморья обеспечивает национальную безопасность страныЕго методы и стиль работы как менеджера получили признание в профессиональных кругах. Опыт специалиста такого класса безусловно заслуживает пристального внимания.
- Борис Михайлович, вам, конечно, известно, что Приморье захлестнула волна банкротства предприятий. Это что - недостатки в правовом законодательстве или свидетельство состояния экономики?
Б. Душанин: - Действительно, экономическая ситуация в крае непростая и очень своеобразная. Во многом здесь определяющим фактором является географическое положение Приморья. С одной стороны - близость развитых стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, с другой - отдаленность отечественных производителей. В таких условиях импортеры, естественно, довлеют над местными производителями. И такая тенденция, судя по всему, сохранится еще на долгое время.
Краевая администрация прилагает все усилия для инвестиционной привлекательности региона. Один из примеров тому - плавное вхождение энергомашиностроительной корпорации в экономику Приморья. Начало положено: благодаря капитальным вложениям компании восстанавливается производственный потенциал дальнегорского химического предприятия.
Это лишь часть партнерского взаимодействия. С увеличением объемов производства встает другая задача - реализация продукции. Никого не хочу обидеть, но, на мой взгляд, маркетинг и сбыт - самое слабое место у приморских производителей. “Бор” не был исключением. Коммерсанты занимались сбытом и снабжением через многочисленных посредников, причем на 90 процентов присутствовал бартер. В какой-то мере это оправдывалось отсутствием собственных оборотных средств. Но, повторяю, в какой-то мере. Нормального коммерческого менеджмента на предприятии не было. Опять же с помощью корпорации централизовали продажу продукции и обеспечение материально-техническими средствами. Результат почувствовали сразу притоком “живых” денег. Затем пошли дальше - заключили с “Росагрохимом” договор на продвижение товарной марки “Бора” на внутреннем и внешнем рынке.
Что касается “просчетов” в законодательстве - об этом можно рассуждать бесконечно долго. Но мы живем в таком, а не в ином государстве, и вынуждены “играть” по установленным правилам. При всех недостатках - а они есть - закон о банкротстве дает большие плюсы, ими нужно успеть воспользоваться. Другое дело, что иные руководители используют этот закон в личное благо. Но не мне их судить.
- вы, как внешний управляющий, блестяще реализовали свою программу оздоровления АО “Бор”. Есть еще один положительный пример введения внешнего управления на горнорудном предприятии - Ярославский ГОК. Получается парадокс: где тяжелей “вытаскивать” предприятие - есть результаты. Ваш взгляд на дальнейшее развитие этой отрасли в Приморье?
Б. Душанин: - Приморье уникально своими запасами. И богом данные богатства нужно использовать по-хозяйски. Горная отрасль всегда отличалась своим затратным механизмом. В настоящее время эти предприятия, враз брошенные на самовыживание, оказались в бедственном положении. Администрация края проводит совершенно правильную политику, централизуя управление горнодобывающим комплексом. Какую форму в конечном счете приобретет такое объединение - неважно. Главное, на данном этапе необходимо соединить имеющиеся мощности. Возможно, это произойдет по типу корпораций, холдинговых компаний.
Известно, национальная безопасность страны во многом определяется освоением и добычей полезных ископаемых. Не секрет, что сегодня многие зарубежные компании проявляют интерес к дальневосточным месторождениям и готовы выложить кругленькие суммы за право владеть ими. К чему это приведет - мы знаем на примере дальнегорского “Дальполиметалла”. За несколько лет швейцарский “Гленкор” буквально вытащил все ранее подготовленные запасы руды. И грабительская политика могла бы продолжаться, если бы не жесткая позиция губернатора, который вернул из частной и весьма влиятельной иностранной компании контрольный пакет акций в собственность государства.
Я нередко встречаюсь с директором “Дальполиметалла” Владимиром Машковым. Он прекрасно понимает: нужны инвестиции в новые технологии для глубокой переработки добываемой полиметаллической руды. Именно в этих целях на базе наших предприятий и “науки” создано ЗАО “Электрум”. Отрабатываемые здесь технологии в будущем довольно перспективны. Кстати, вот еще один пример в пользу объединения предприятий, работающих в пограничных областях.
- Борис Михайлович, не секрет, что еще до недавних пор у вас были оппоненты, довольно известные в политических кругах Приморья.
Б. Душанин: - Знаете, вы, приморцы, чересчур политизированы. А каждый должен заниматься своим делом. Я профессиональный менеджер. И если передо мной стоит задача, то ищу ее решение. В случае с “Бором” для меня главное то, что предприятие работает, люди исправно получают зарплату, причем средний заработок значительно выше краевого, и над ними не висит страх увольнения. То есть я профессионально делаю свое дело. А от политики меня увольте. Пусть этим занимаются другие.
С Евгением Ивановичем Наздратенко я встречался несколько раз по служебным делам. Человек совершенно прагматичный, до мелочей знает проблемы региона, умеет принять решение, порой рисковое, и довести его до конца. Это мне, как хозяйственнику, чрезвычайно импонирует. А вот оценивать Наздратенко как политика (а губернатор такого региона, как Приморье, на 90 процентов политик) я не берусь, не моя компетенция. Но, как москвич, знаю: в столице фамилия Наздратенко звучит весомо, как государственника. Это безусловно работает на край.
Автор: Юрий РОСЛИКОВ, специально для "В"