Пшеница - та же валюта. Она должна течь в наши руки
2 года назад, весной 95-го, начала свою деятельность Приморская продовольственная корпорация. Сегодня еще подводятся итоги минувшего сельскохозяйственного года, но уже сейчас, в разгар зимы, в кабинетах этого учреждения вовсю идут разговоры о новой посевной, об урожае наступившего года. Об этом, а также о том, что сделано за 2 года, мы беседуем с заместителем директора корпорации Владимиром Нестреляевым.
2 года назад, весной 95-го, начала свою деятельность Приморская продовольственная корпорация. Сегодня еще подводятся итоги минувшего сельскохозяйственного года, но уже сейчас, в разгар зимы, в кабинетах этого учреждения вовсю идут разговоры о новой посевной, об урожае наступившего года. Об этом, а также о том, что сделано за 2 года, мы беседуем с заместителем директора корпорации Владимиром Нестреляевым.
- Мы являемся филиалом федеральной продовольственной корпорации, то есть некоммерческим государственным предприятием, - предъявляет свою визитную карточку Владимир Андреевич. - Наша задача - формировать (наполнять) федеральный и региональный фонды продовольствием в соответствии с государственными потребностями. Федеральный фонд - это армия и флот, пограничники, МВД. Региональный - учреждения социальной защиты населения и медицины, школы и детские сады - то, что мы называем бюджетниками.
- Ну а находить продовольствие - это ваша инициатива и забота?
- Да, и отсюда вытекает вторая наша задача: поддерживать товаропроизводителей, тех, кто не пустит деньги на ветер или зароет их в землю. Кто вырастит и вовремя уберет урожай и честно с нами рассчитается. Поддерживаем путем авансирования тех затрат, которые крестьянин понесет в течение долгого сельскохозяйственного года.
- Ну и как же авансировать без денег? Их в стране нет, так нам говорят...
- Есть такое понятие - товарный кредит. Правительство выдает его корпорации в виде горючего, а мы в соответствии с договорами передаем сельскохозяйственным предприятиям. Горюче-смазочные материалы - основная статья затрат в себестоимости растениеводческой продукции. В прошлом году источником финансирования регионального фонда была рыбная продукция, которую нам дали в счет погашения налога рыбацких предприятий в краевой бюджет. Реализовав ее, мы получили денежные средства, на которые централизованно приобрели для села семена, минеральные удобрения, средства защиты растений, оплачивали приобретение запасных частей, техники по лизингу.
По договору корпорация обязана 25 процентов средств выдать до посевной, 25 - сразу после посевной, остальное после выполнения договора поставок крестьянским хозяйством, фермером или ТОО. То есть кредит этот возвратный, не то что в прежние времена, когда огромные средства терялись безвозвратно. И дается он не даром, а на льготных условиях. В минувшем году Приморью был выделен товарный кредит - 84 миллиарда рублей. В счет этого мы должны поставить в федеральный фонд продукции сельского хозяйства на 56 и в краевой - на 28 миллиардов рублей.
- Вы сказали, что поддерживаете тех, кто способен вырастить урожай и честно рассчитаться...
- Да, мы обязаны давать кредит на конкурсной основе. Совхозно-колхозная беда была в том, что миллиарды рублей, бросаемые на Нечерноземье, на кукурузу, химизацию и прочие новации, исчезали бесследно. Когда-то надо извлекать уроки. В Кировском и некоторых других районах есть сельхозугодья, которые из года в год затапливаются, урожаи собираются мизерные. Наверное, таким хозяйствам надо найти другие виды деятельности, чтобы не зависеть от капризов погоды.
- Год закончен, можно сказать, кто сегодня впереди?
- Пожалуйста, сельхозтоварищество “Евгеньевское”, что в Пограничном районе. В прошлом году оно у нас взяло средств почти на 2,5 миллиарда рублей. Свою часть договора выполнило полностью, и теперь мы ему должны 600 миллионов. Или вот ТОО “Жариковское”. За сданную продукцию мы должны ему выплатить 958 миллионов и еще в счет дотации за сданную государству сою ему причитается продукции и материально-технических ресурсов на 1 миллиард 270 миллионов рублей. А ведь есть и небольшие да удалые крестьянские хозяйства, например “САМ” - Стаценко Анатолий Михайлович из Михайловского района. Впятером заработали у нас 480 миллионов рублей!
- Но не все такие молодцы?
- Не все, есть хозяйства, где 70 человек произвели продукции на 200 миллионов. В 95 году ТОО “Комиссаровское” не смогло вернуть нам 300 миллионов рублей. В 96-м решили не возобновлять с ними договор. Но, посоветовавшись с главой Ханкайской администрации, пошли навстречу коллективу. Ничего, в прошлом году они поработали значительно лучше.
- Вы говорите о приоритетных направлениях производства. Какие они сегодня?
- Каждый год край везет из-за рубежа 150-200 тысяч тонн пшеницы. Платим за нее долларами. А надо повернуть дело так, чтобы наша небогатая страна перестала финансировать чужого фермера, а помогла своему. Коротко, приоритеты сегодняшнего дня - продовольственная пшеница, ячмень, рис, гречиха, фуражная кукуруза.
Почему в этом списке нет сои? Это наша фирменная культура, и она в основном идет в федеральный фонд, оттуда, из правительства, и дотация на нее. Так что сою у нас выращивают охотно. Пшеница - это мука, хлеб и все остальное разнообразие на столе. Но если даже на чьих-то полях она не выйдет качеством, ее без большой потери для производителя можно пустить на приготовление высококачественных комбикормов (фуражная всего на 18-20 процентов дешевле товарной). А это поддержка животноводству. Кукуруза на зерно - это тоже высококалорийные питательные корма для животноводства.
Рис и гречиха говорят сами за себя. Это ценно, этого не хватает. Чем хорош ячмень? Из него делают перловку, ячку - солдатская пища. С недавних пор мы начали в значительно больших объемах поставлять эти крупы в армию и приравненные к ним организации. И учтите еще: пивовары края каждый год закупают на западе 5-6 тысяч тонн ячменя для своих нужд. Руководители этих предприятий говорят: гарантируйте нам местный качественный ячмень, и мы откажемся завозить его из-за тридевяти земель.
Из этого следует извлечь урок тем, кто делает сельскохозяйственную политику в крае: если это наши приоритеты, значит, надо вложить дотационные деньги именно в эти культуры. Из тех почти 130 миллиардов рублей, которые идут на дотацию животноводства, миллиардов 25-30 надо переложить в растениеводство. Косвенно это и животноводам поможет - корма будут. И не очень дорогие, если их производство дотировать.
- Есть такое понятие - “пьяный” хлеб. В нашем жарком и влажном климате эта культура нередко подвергается болезням...
- Ну так надо же заниматься селекционной работой, возделывать районированные сорта, применять необходимые средства защиты растений, соблюдать наработанную технологию, чтобы получать зерно с высоким содержанием клейковины. Приморская корпорация сотрудничает с известными мировыми фирмами БАСФ, “Цианамид” и другими, завозит в край необходимые средства защиты растений, что позволяет совершенствовать технологию. В прошлом году мы закупили в Новосибирской и Омской областях 3 тысячи тонн семян яровой пшеницы сортов, которые предварительно прошли испытания в наших условиях. Завезли 1000 тонн элитных семян озимой пшеницы. Закупили 100 тонн элитной Хабаровчанки, районированной в Приморье. Это позволило за один год увеличить закупки пшеницы в 10 раз. Но 7 тысяч тонн - это все равно крохи. Наша задача на ближайшие годы - 100 тысяч тонн.
Отрадно, что есть на селе люди, которые понимают такую смену курса. В спасском ТОО “Евгеньевское”, которым руководит Владимир Сидоренко, та самая Хабаровчанка дала урожай - 24,8 центнера с гектара. А клейковина - 24 процента! Новый директор ТОО “Астро” Татьяна Печенкина в прошлом году взяла у нас 47 тонн семян пшеницы, а собрала 541 тонну. Значит, не зря работали.
- Бывая в селах, приходилось слышать: вот, мол, продовольственная корпорация опаздывает с поставками удобрений, химикатов. Да и сами вы, Владимир Андреевич, признаете, что не полностью еще рассчитались за прошлогодний урожай со многими хозяйствами. Почему эти опоздания?
- Причин много. Главная же, наверное, в том, что поздно принимаются соответствующие документы, утверждается бюджет на всех уровнях. Мы ведь и до сих пор, в начале февраля, не знаем еще, в каком объеме получим товарный кредит на нынешний год. Сначала министр сельского хозяйства обмолвился, что нынче нам дадут деньги, а не товарный кредит. Вроде бы надо радоваться, с деньгами работать легче. Но мы ведь прекрасно знаем, как идут и в каком виде доходят до нас деньги, посланные из Москвы. Позднее было сказано, что кредитование будет вестись на прежних условиях. А время идет...
И на местном уровне еще только готовится соответствующее постановление. Предполагается, что в краевом бюджете на 1997 год на авансирование товаропроизводителей и расчет за продукцию, поставляемую в региональный фонд продовольствия, будет выделено 118 миллиардов рублей. А к этому постановлению будут “пристегнуты” так называемые приложения, в которых будут указаны конкретные объемы закупок той или иной продукции, цена. Все это мы пока не можем положить в основу наших отношений с селом, потому на сегодняшний день ни одного договора еще не заключили.
- И все же живые деньги крестьянину нужны сейчас...
- Эти деньги сегодня омертвлены в той сое, которая еще не переработана акционерным обществом “Дальсоя”. В тех тоннах овса, который из-за простоты возделывания выращивали повсюду и который сегодня лежит невостребованным на предприятиях АО “Приморхлебопродукт”...
Вот, кстати, парадокс. Хороша система взаимозачетов. Без денег 7 месяцев в году снабжаем бюджетную сферу всем необходимым. В то же время эта система, можно сказать, усугубила положение “Приморхлебопродукта”. Чтобы закупать пшеницу на стороне, руководство АО должно иметь живые деньги. А их нет. Мы втянули его в этот круговорот взаимозачетов: зерно перерабатывается в крупу, макаронные изделия, отпускается по зачету. А на какие средства брать следующую партию зерна? Именно по этой причине сейчас перебои в снабжении мукой предприятий и организаций бюджетной сферы. Чтобы их не было, хлебопродукту очень нужны живые деньги.
- Надеюсь, ваш призыв будет услышан...
- Надеемся все мы. Так или иначе, ищем пути более плодотворной и оперативной работы прежде всего с товаропроизводителями, заготовителями и потребителями нашей продукции. У нас уже сейчас есть свои специалисты в некоторых крупных районах края, расширяем их сеть. В будущее я смотрю с надеждой. Есть примеры хорошей работы, есть перспективы. Так что мы еще будем есть хлеб, выращенный на собственных полях.
Автор: Александр ЛОСЕВ, “Владивосток”