Правительственный час на Санаторной
Только ступившему на владивостокскую землю председателю российского правительства сразу дали понять, какая проблема для Приморья самая злободневная. Поджидавшие высокого гостя местные журналисты первым делом поинтересовались у Владимира Путина, как он оценивает ситуацию в топливно-энергетическом комплексе Приморья. Ответ звучал достаточно обнадеживающе: по его словам, к предстоящей зиме край подготовился лучше, чем к прошлогодней, и ситуация здесь несколько лучше по сравнению с другими регионами.
Только ступившему на владивостокскую землю председателю российского правительства сразу дали понять, какая проблема для Приморья самая злободневная. Поджидавшие высокого гостя местные журналисты первым делом поинтересовались у Владимира Путина, как он оценивает ситуацию в топливно-энергетическом комплексе Приморья. Ответ звучал достаточно обнадеживающе: по его словам, к предстоящей зиме край подготовился лучше, чем к прошлогодней, и ситуация здесь несколько лучше по сравнению с другими регионами.
Развитие экономики края зависит от снижения тарифов и налоговБолее конкретные вопросы к правительству задавал на совещании, которое прошло в четверг в Доме переговоров, губернатор края: соотношение ответственности краевой администрации за ситуацию в энергетике и ее возможностей влиять на политику предприятий отрасли, необоснованная задержка заработной платы в АО “Дальэнерго”, цены на мазут, сохранение ныне действующего энерготарифа, задолженность федеральных потребителей. “Дай бог нам выжить с нынешней стоимостью киловатт-часа, - заметил губернатор, - у нас есть все аргументы, доказывающие, что этот энерготариф может сохраняться на прежнем уровне - резервы у “Дальэнерго” для этого есть”.
Аргументы у краевой администрации, действительно, убедительные: в настоящее время уровень потерь в “Дальэнерго” составляет в среднем 24 процента, в отдельных районах достигая совершенно немыслимых показателей в 35-40 процентов! По экспертным оценкам, уровень потерь электроэнергии в электросетях “Дальэнерго” завышен в два раза, что удорожает себестоимость электроэнергии на 200 миллионов рублей. И в целом, как считают специалисты, расчетные затраты АО “Дальэнерго” можно снизить на 1 миллиард 153 миллиона рублей, или на 24 процента.
К сожалению, конкретного ответа на вопрос по энерготарифам от представителей российского правительства не прозвучало. Федеральный центр не готов дотировать сейчас приморскую энергетику. Вряд ли по силам это и краевому бюджету. Сдерживать искусственно тарифы - опасно. По мысли министра топлива и энергетики Виктора Калюжного, все разногласия между краевой администрацией и “Дальэнерго” должны быть улажены за столом переговоров. Председатель совета директоров РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс добавил, что все проблемы приморской энергетики можно решить максимум в недельный срок, а если постараться - управиться за три дня. Единственная обязанность, которую Анатолий Чубайс согласился принять на счет своего ведомства, - это погашение задолженности работникам “Дальэнерго”.
Для приморцев все это звучало малоубедительно. Сесть за стол переговоров? Такие попытки краевой администрацией предпринимались неоднократно и, как правило, успехом не увенчались. Позиции сторон давно известны. Губернатор считает необходимым участие региональных властей в управлении “Дальэнерго”. По мнению же руководства РАО “ЕЭС России”, вмешательство исполнительной власти в дела акционерной компании приведет к развалу единой энергетической системы в стране. Но если она “единая”, почему нельзя установить единый средний киловатт-час для всех регионов? В этом уже не первый год пытается убедить федеральный центр Евгений Наздратенко.
Очевидно, что тарифная политика требует принятия радикальных государственных решений. Некоторую надежду на это вселяет новая экономическая доктрина российского правительства в отношении Дальневосточного региона, озвученная на заседании Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов федерации Дальнего Востока, которое провел Владимир Путин в Хабаровске накануне визита в приморскую столицу. Премьер высказал убежденность, что Дальний Восток - не окраина, а важнейший узел экономического механизма страны. Он становится регионом, попадающим под особый патронаж центра. Это совершенно особый территориально-экономический комплекс, способный стать “точкой роста” не только восточной части страны, но и северной ее части, поскольку через него проходят пути северного завоза, основные артерии, поддерживающие жизнь северных территорий. Вряд ли Дальний Восток станет “точкой роста” при нынешних удушающих промышленность энерготарифах.
Что касается жидкого топлива, то правительство обещало ужесточить контроль за его поставками в Приморье. Главы муниципальных образований сетовали на высокие цены мазута, на что министр топлива и энергетики Виктор Калюжный дал несколько обескураживший их ответ - надо подождать, когда они, цены, снизятся. “Так ведь холодно же!” - резонно заметил Евгений Наздратенко.
Не обошли участники совещания в Доме переговоров и проблему несовершенства налоговой системы. Генеральный директор АО ХК “Дальморепродукт” Юрий Диденко обратил внимание премьера на грабительские сборы, взимаемые в российских портах с судов, находящихся в бербоут-чартере. “Эти суда не могут зайти в наши порты, потому что в этом случае мы вынуждены заплатить совершенно неподъемную пошлину и 26 процентов НДС. Если весь находящийся в бербоут-чартере флот “Дальморепродукта” привести в российские порты, я должен заплатить 166 миллионов долларов. Наши порты превратились во вражеские порты”, - считает Юрий Диденко. Его поддержал генеральный директор АО “ДВМП” Виктор Миськов: “Вопрос стоит очень остро - либо мы будем пополнять флот для России в российских интересах, либо отказываемся от этого... Мы не просим освобождения от налогов, но налоги должны быть разумными, чтобы они не давили в данном случае судовладельца, а помогли ему пополнять флот, дабы увеличить налогооблагаемую базу для российского бюджета”.
Руководители двух крупнейших в России предприятий обратились к председателю правительства с просьбой снизить непосильное бремя платежей с судоходного и рыбодобывающего флота России. Ведь эти суда работают в России под российским флагом, обеспечивают занятость наших российских моряков и рыбаков. Они не стремятся уйти от налогов, уводя суда в офф-шор, хотя при нынешней экономической ситуации это самый простой способ избежать проблем, чем уже воспользовались некоторые судоходные компании, освободив себя от обязанности пополнять российский бюджет. Сам Путин на пресс-конференции негативно отозвался о практике перевода российских судов в офф-шор и заявил, что правительство с этим мириться не будет.
Автор: Лада АСТИКАС, специально для "В"