Турки интересуются “Черной акулой”
Арсеньевскую авиакомпанию “Прогресс” посетили высокопоставленные чиновники Турции. Они члены тендерного комитета страны, а их визит в “Прогресс” проходил в рамках смотрин лучших боевых вертолетов мира для вооружения ими турецкой армии.
Арсеньевскую авиакомпанию “Прогресс” посетили высокопоставленные чиновники Турции. Они члены тендерного комитета страны, а их визит в “Прогресс” проходил в рамках смотрин лучших боевых вертолетов мира для вооружения ими турецкой армии.
Ударный геликоптер конструкции фирмы Камова и серийного производства “Прогресса” “Ка-50” (“Черная акула”) уже уверенно прошел этапы демонстрационного полета и боевых стрельб. Безусловно, главным его соперником стал американский “Апач”, шансы которого подкрепляются политическими факторами. Турция входит в блок НАТО и подвергается давлению его руководства - лидер этого военного союза не намерен поступаться валютной выручкой от продажи собственной продукции. Речь-то идет о крупной партии вертолетов в полторы сотни машин с развертыванием их сборки на авиазаводах Турции.
Конечно, Запад сделает все, чтобы соблюсти свои экономические интересы, не допустить на мировой рынок вооружений нашу “Черную акулу”. Однако есть и обнадеживающий момент: Турция - вторая в мире страна после США по вкладу средств в содержание и укрепление армии. Ее руководство целенаправленно обновляет вооруженные силы, не очень оглядываясь на НАТО. Так, по имеющимся данным, именно в России Анкарой в последнее время закуплено несколько боевых кораблей. И не стоит исключать, что для огневой поддержки своей пехоты она выберет именно лучшую винтокрылую машину, отставив в стороне конъюнктурные соображения. А нам остается надеяться, что негласным чемпионом мира среди ударных вертолетов станет все-таки “Черная акула”.
Свой вердикт турки вынесут к концу нынешнего года. А в Арсеньеве они ознакомились с состоянием производства этой машины, ее технологическими достоинствами и серийными возможностями авиакомпании. Обо всем этом будет доложено правительству страны, проводящей тендер.
- Я думаю, - говорит главный инженер “Прогресса” Виктор Пламадяла, - что нам с генеральным конструктором “Черных акул” Сергеем Михеевым удалась презентация нашей техники. Она технологична, практична, высокого качества. Хотя по понятным причинам конкретные оценки турки не высказали.
В ходе презентации производства “Ка-50” гости получили консультации главных специалистов “Прогресса”, посетили выставку авиатехники и ряд ведущих цехов завода. А затем наблюдали демонстрационный полет вертолета.
Теперь они знакомятся с производствами других предприятий российского авиапрома - с заводами, выпускающими комплектующие узлы и агрегаты к “Черной акуле”. Между тем фирма Камова уже создала конструкцию двухместной кабины с расположением пилотов “один за другим” - как потребовала Анкара - и показала туркам в макете. Стоит напомнить, что при всех достоинствах нашего одноместного вертолета Анкара все-таки осталась здесь приверженцем натовских канонов. Ее даже не устроила спарка - наш грозный “Аллигатор”, в котором кресла пилотов находятся бок о бок.
И еще один нюанс: российская авионика “Черной акулы” меняется на более надежную израильскую. При этих двух названных модернизациях наш ударный геликоптер к названию “Ка-50” получает еще одну дефиску и “двойку” - “Ка-50-2”.
В финале тендера его соперниками кроме “Апача” будут еще три машины - из Америки, Италии и Германии. На авиазаводах этих стран члены тендерной группы, которая состоит из 13 представителей различных министерств и ведомств Турции, уже побывали.
Конечно, победа в тендере сразу же решает проблему прорыва России на мировой рынок вертолетных вооружений. Тогда нам легче будет договариваться об экспорте “Черных акул” и с другими странами. Ну а если Анкара все-таки пойдет на поводу у политиков?
- Мы и не строим свою политику лишь на турецком тендере, - поясняет ситуацию
В. Пламадяла. - Участие в нем - это только один из этапов нашего продвижения на мировой рынок. “Черная акула” достаточно хороша для того, чтобы ею заинтересовались в целом ряде стран.
Что ж, подождем до декабря.
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, "Владивосток"