“ДВМП” открывает Стокгольм

Как уже сообщал “В”, оба морских парома ОАО “Дальневосточное морское пароходство” - “Русь” и “Михаил Шолохов” - с интервалом в два года в соответствии с решениями правления компании ушли с Дальневосточного бассейна и приступили к работе на пассажирских перевозках на Балтике.

15 окт. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №676 от 15 окт. 1999

Как уже сообщал “В”, оба морских парома ОАО “Дальневосточное морское пароходство” - “Русь” и “Михаил Шолохов” - с интервалом в два года в соответствии с решениями правления компании ушли с Дальневосточного бассейна и приступили к работе на пассажирских перевозках на Балтике.

Теперь Дальний Восток простирается до Балтики

“Уход” сопровождался резкими комментариями местных “специалистов”, которые сходились, как правило, в одном: пароходство под видом чартерных соглашений распродает пассажирский флот, который кроме всего прочего имеет еще и стратегическое значение; при таком развитии событий пассажирские перевозки на ДВ бассейне можно считать ликвидированными. Сказать прямо: в таких рассуждениях есть изрядная доля правды. Но - не вся правда. А полуправда, как известно, хуже всякой лжи.

России “пассажиры” не нужны?

Действительно, все, что в приснопамятные годы строилось в “миролюбивом” Советском Союзе или его странах-сателлитах, имело двойное назначение - гражданское и оборонное. Те же “Русь” и “Шолохов”, построенные в середине 80-х на верфи польского Щецина, имели на языке братьев-славян вполне конкретное название - “баржонка десантова”. А как иначе прикажете называть суда, которые вместо пассажиров или туристов вполне могут принять на борт и доставить в любую точку земного шара усиленный батальон морской пехоты со всей полагающейся колесной и гусеничной техникой?..

Однако за все в этой жизни надо платить. И если государство - а именно оно финансирует оборонное ведомство - не в состоянии дотировать в мирное время морские пассажирские перевозки (что происходит во всех странах мира), то судовладелец, очевидно, вполне вправе считать джентльменский договор расторгнутым. Тем более если судовладелец является открытым акционерным обществом и обязан отчитываться перед своими акционерами о каждой потраченной без толку копейке, памятуя о том, что пассажирский флот приносит исключительно убытки. Такие убытки приносили пассажирские суда во всех бывших пароходствах бывшего СССР. И все свежеакционировавшиеся “новые” судоходные компании постарались от пассажирского флота - заведомо убыточного - избавиться в первую очередь.

Что мы имеем в сухом остатке?

Имеем тот факт, что из 30 пароходств бывшего СССР (и десятка оставшихся российских) пассажирский флот сумело сохранить только ОАО “ДВМП”. Думаете, здесь акционеры не давили: продавайте все, что убыточно?! Давили. Еще как давили. Потому что пассажирский флот убыточен априори. Особенно когда государство с помощью безумных таможенных пошлин задавило автомобильный бум и всякие “челночные” перевозки. Поэтому, с точки зрения специалистов, все разговоры о стратегическом значении пассажирского флота имеют по меньшей мере демагогический оттенок.

В качестве справки могу сообщить: последние до ухода на Балтику восемь месяцев “Михаил Шолохов” находился на отстое у одного из причалов Владивостокского морского торгового порта. Каждые сутки - 1.900 долларов убытка. Свежеиспеченным патриотам предлагается убытки возместить и судно вернуть на Дальневосточный бассейн (но прежде желательно найти для него то, что не сумели - при всем желании - найти менеджеры пассажирской службы пароходства, - стабильную грузопассажирскую базу). И в этой ситуации попытка сохранить для страны “Русь” и “Шолохов” - пусть хотя бы и ценой переброски их на другой бассейн - представляется единственно возможной.

Люди, хоть что-то понимающие в “шипинге” (а именно так называют этот бизнес профессионалы), знают, как непросто “пристроить” пароход - так, чтобы он работал и давал стабильную прибыль. Тем более сегодня, когда ситуация на мировом судоходном рынке оценивается как явно депрессивная. Ведь по итогам, к примеру, прошлого года большая часть судоходных компаний мира - в том числе и все российские - показали снижение активов. Так что и у менеджеров ОАО “ДВМП” выбор по сути дела был невелик - или хоть на другом бассейне, хоть в чартере, но сохранить суда, или выставлять их на продажу как “пассажиры” или как “лом”. К слову и чуть забегая вперед, скажем: лучшими пассажирскими судами во всей стране владело до недавних пор Балтийское морское пароходство, на чей бассейн сегодня, собственно, и пришли дальневосточники. Назывались эти великолепные лайнеры “Анна Каренина” и “Ильич”. И что же? Развеваются над ними теперь эстонские флаги, на бортах написано Regina Baltica и Kristina Baltica, а владеют ими, по информации “В”, шведы...

Обвинять на этом фоне “ДВМП” в разбазаривании пассажирского флота по меньшей мере экстравагантно. И - мягко говоря - неумно...

Дорогой урок

...Когда два с лишним года назад “Русь” встала на линию Рига - Стокгольм, это был скандал. Памятуя о недавнем прошлом, в Латвии сейчас без особой любви относятся к России. А тут приходит пароход с таким названием, с трехцветным флагом и с портом приписки - Владивосток. Менять то, другое и третье, несмотря на многочисленные предложения, генеральный директор ОАО “ДВМП” Виктор Миськов категорически отказался. И ничего, жизнь не остановилась. Более того, в последнее время судно ходило с полной пассажирской и автомобильной загрузкой и, значит, обеспечивало устойчивую прибыль. А как еще объяснить такой факт: если по итогам 97-го года пассажирский флот компании сработал с большим минусом, то в 98-м году этот же флот вышел уже “по нулям”. Плюс, заработанный на Балтике, закрыл минус, полученный на Дальнем Востоке.

Проблемы, однако, возникли с другой стороны. Не имея никакого опыта осуществления пассажирских перевозок на Балтийском бассейне, не располагая там инфраструктурой (собственными представительствами, агентскими связями), управленцы пароходства вполне разумно решили, что не стоит здесь изначально самостоятельно оперировать “Русью”, эффективней на первых порах сдать ее в чартер, чтобы независимо от экономических показателей “ДВМП” получало стабильную фрахтовую ставку. Таким фрахтователем стала рижская компания Ferry Service, которая и приступила к раскручиванию нового проекта. Оказался он, как мы отметили выше, вполне успешным, и до недавнего времени все шло как по маслу - только в текущем году “Русь” перевезла из маленькой Латвии 55 тысяч пассажиров. Однако летом этого года у Ferry Service возникли и как снежный ком стали нарастать финансовые проблемы: стала накапливаться задолженность по портовым сборам, по топливу, по зарплате экипажу. Как следствие - месяц назад решением стокгольмского суда “Русь” была арестована в порту шведской столицы. В отличие от многих судовладельческих компаний России для “ДВМП” случай - беспрецедентный. Несмотря на то, что все долги возникли по вине оператора-фрахтователя, пароходство кинулось немедленно спасать судно (напомню, что все слухи о “распродаже” пассажирского флота компании остались только слухами). На депозитный счет в одном из банков Стокгольма немедленно была внесена требуемая гарантийная сумма, для участия в “разборе полетов” в Швецию направились генеральный директор “ДВМП” Виктор Миськов и его заместитель по основной производственной деятельности Евгений Амбросов. И вот ведь парадокс - из-за вороватости многих российских судовладельцев судебные инстанции во всем мире уже настолько привыкли к арестам пароходов под отечественным флагом, что в данном случае компании очень упорно пришлось доказывать в суде Стокгольма, что вина здесь исключительно фрахтователя. Разобравшись в хитросплетениях морского права, Верховный суд Швеции снял арест с “Руси”, более того - все (!) внесенные на депозит деньги возвращены их хозяину. Боюсь, что подобных примеров в практике наших судовладельцев найдется немного...

Сейчас контракт с Ferry Service расторгнут, и пароходство пытается всеми законными способами “стрясти” с рижской компании задолженность. Произошедшее, безусловно, урок. И, надо полагать, менеджеры “ДВМП” его усвоили - впредь дальневосточные моряки предполагают самостоятельно оперировать своим пассажирским флотом на Балтике. Именно флотом - потому что, несмотря на возникшие проблемы с “Русью”, месяц назад на линию Санкт-Петербург - Стокгольм встал второй морской паром компании “Михаил Шолохов”. Но теперь уже началась активная работа над созданием собственной инфраструктуры на Балтике - в Питере планируется создать свою операторскую компанию, а в Стокгольме будет открыто отделение европейского (штаб-квартира в Лондоне) представительства “ДВМП”.

Дальневосточники вернули стране Балтику

Открытие новой пассажирской линии - факт для кого-то, может быть, и заурядный. Но вот ведь что характерно - вместе с руководством пароходства над новым проектом работали Минтранс РФ и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, в северной российской и скандинавской столицах в церемонии открытия линии приняли участие консул Швеции в Санкт-Петербурге Ханс Гуннар Аден и чрезвычайный и полномочный посол России в Швеции Алексей Никифоров. Последний кроме социальной значимости подчеркнул и огромное политическое значение того дела, за которое взялись дальневосточники. Ведь после окончательного крушения Балтийского морского пароходства российский флаг напрочь исчез с того самого моря, за доступ к которому так боролся основатель Санкт-Петербурга. И теперь именно “Русь” и “Шолохов” восстановили российскую традицию, российское торговое мореплавание на Балтике.

Об этом же говорил, выступая перед нашими и шведскими журналистами, Виктор Миськов: “Осваивать новый бассейн, новый рынок всегда трудно. Наивно было бы думать, что тебя ждут с распростертыми объятиями. Но у нас за спиной огромный опыт пассажирских перевозок и круизной работы в Юго-Восточной Азии. Думаю, что и здесь мы сможем доказать, что наш сервис отвечает мировому уровню. И еще: несмотря на возникшие проблемы, эксплуатация “Руси” в целом доказала, что мы можем здесь работать весьма эффективно. Поэтому специально для сомневающихся подчеркиваю: мы пришли сюда, на Балтику, всерьез и надолго!”

При всей долгосрочности намеченных планов в пароходстве отчетливо видят и трудности, подстерегающие в работе на “чужом” бассейне. Хотя некоторые из этих трудностей отнюдь не чужие - они совершенно аналогичны тем, с которыми сталкиваются моряки и на Дальнем Востоке. Взять, к примеру, такой факт: портовые сборы в Санкт-Петербурге в 3 раза выше (так - !), чем в Стокгольме. Разумно?.. Логично?.. “ДВМП”, как единственный носитель российского флага на Балтике, уже обратилось в Минтранс РФ и питерскую мэрию с предложением о снижении ставки портовых сборов. Однако положительного ответа пока нет.

Не стоит сбрасывать со счетов и мощную конкуренцию на бассейне. На небольшом пятачке Балтийского моря, где сходятся воды Финского и Ботнического заливов, курсируют десятки огромных паромов и лайнеров нескольких скандинавских судоходных компаний, давно и привычно обосновавшихся на этом рынке. Но здесь есть и элементы оптимизма, и главное - опыт работы “Руси”. А перспективных направлений кроме Стокгольма немало - Киль, Хельсинки, Копенгаген...

Начавшаяся экспансия “ДВМП” на Балтике вызовет еще, конечно, немало комментариев. Но не зря же говорят в народе: доброе начало - полдела...

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"