Лес - богатство, если не рубить сгоряча
В конце сентября в Шкотовском районе прошел первый открытый совместный лесной аукцион на право пользования участками лесного фонда. На торги были выставлены четыре участка. Уже первый был продан в шесть раз дороже первоначальной цены. Вырученные от продажи леса деньги поступят в федеральный, краевой и, что для нас наиболее значимо - в районный бюджеты. Небольшая часть остается лесхозам.
В конце сентября в Шкотовском районе прошел первый открытый совместный лесной аукцион на право пользования участками лесного фонда. На торги были выставлены четыре участка. Уже первый был продан в шесть раз дороже первоначальной цены. Вырученные от продажи леса деньги поступят в федеральный, краевой и, что для нас наиболее значимо - в районный бюджеты. Небольшая часть остается лесхозам.
В крае возрождаются лесные аукционыПодобную форму работы уже осваивают лесхозы Анучинского, Пожарского, Чугуевского и других районов Приморья. Как считают руководители Шкотовского лесхоза, первый опыт проведения лесного аукциона у нас в районе вполне удался.
О новой форме работы Шкотовского лесхоза, о проблемах лесопользования рассказывает главный лесничий Юрий Назаренко:
- Лесные торги - это не открытие сегодняшнего дня. Они были популярны в России конца ХIХ-начала ХХ века. Инструкции того времени постоянно дорабатывались, чтобы снять бюрократические препоны при продаже леса. Особое внимание уделялось выбору места и времени аукциона для удобства участия в нем крестьян и лесопромышленников. Казна от таких мероприятий получала неплохой доход: с 1893 по 1901 год в нее поступил 281 миллион "лесных" рублей.
За рубежом и сегодня придают огромное значение подобным мероприятиям, поскольку понимают - дело прибыльное. Мы же, имея большие запасы леса на корню, сегодня не в состоянии обеспечить внутренние потребности в пиломатериалах. Более того, в настоящее время лес для государства убыточен.
На деле государство может и должно получать налоговые платежи от деятельности лесозаготовителей, лесхозы - средства на ведение лесного хозяйства, лесозаготовители - прибыль, население - рабочие места, заработную плату и возможность отдыха в лесу.
- Все это могут дать деньги с лесных аукционов, но предвижу возмущения читателей: "Всю Россию распродали, лес идет с молотка!"
- Лес давно идет с молотка. Вот только прибыль оседала в карманах разворотливых дельцов, и вырубали лес варварски, бесконтрольно, оставляя за собой "лунные" ландшафты. Кстати, в Шкотовском районе сплошные вырубки вообще не производятся. Бывают слабой интенсивности, не наносящие урона лесной среде. Мнение о том, что в районе вырубается леса больше, чем следует, ошибочно. Вместо 60 тыс. кубометров (из них 36 - по рубкам ухода) древесины, которые у нас можно вырубать без ущерба для леса, в последние годы вырубалось не более 30 тыс. кубометров в год.
При таком хозяйствовании мы обрекаем наши леса на старение, сопровождаемое отпадом. А это, в свою очередь, нарушенное здоровье леса, его захламление, и как следствие - страшное бедствие: лесные пожары.
Больной лес не регенирирует кислород, а интенсивно его поглощает. Снижается качество древесины. Отсюда - малый выход деловой древесины. Вот почему вырубка леса крайне необходима, и посредством аукционов, которые мы планируем проводить каждый месяц, мы надеемся постепенно восстановить те самые 60 тысяч кубометров расчетной лесосеки.
- Вернемся к проведенному аукциону. Кто выступил на нем в роли покупателей?
- В аукционе приняли участие два представителя фирм из Находки, ООО "Успех" и крестьянское хозяйство из Шкотовского района.
Сегодня мы планируем эксперимент в Анисимовском лесничестве: думаем поделить участок на несколько маленьких лесосек, которые по карману будет приобрести практически каждому крестьянину.
- А не получится так, что на участке начнут вырубать все подряд, в том числе и молодые деревья?
- На лесничих ложится большая работа по контролю за вырубкой на проданных участках. А ошибиться лесопользователю практически невозможно - все деревья намечены в соответствии с категорией: деловая древесина, полуделовая, дрова. Тут лесничий должен отслеживать ситуацию, чтобы не допустить нарушений.
Другая сторона медали - человек, купивший лесосеку, заплатив немалые деньги, заинтересован в рациональном использовании своего участка. Как раз многие безобразия творились в лесу из-за того, что доставался участок либо за символическую цену, либо задаром. А у русских было так испокон века - что дармовое, то не береглось.
- До аукционов у нас существовала такая форма лесопользования, как лимиты выделения фонда, утвержденные краевой администрацией...
- Эта мера вынужденная. Пора уходить от нее, поскольку с ней связан ряд неудобств. Простой пример. Любой поссовет, получивший лимит на получение леса, заготовительной организацией не является. Он вынужден заключать договор с подрядчиком на заготовку и вывоз древесины. Хорошо, если такой договор один, а если сразу с несколькими организациями? Причем каждая из них будет работать на прибыль. Расплачиваться с подрядчиком администрация вынуждена тем же лесом. Государство тут многое теряет. Более того, подобные договоры редко выполняются в соответствии с лесным законодательством. И здесь неизбежен конфликт лесничества и поссовета, поскольку именно он несет административную ответственность за нарушения правил лесопользования. И неустойки платить придется, так как когда дело касается государственного имущества, а лес, безусловно, таковым является, мы не имеем права идти на перемирие. Лесхозы, как и местные власти, не заинтересованы в таких конфликтах. Уйти от них можно как раз посредством аукционов.
Кстати, по результатам проведенных торгов районный бюджет получил около 29 тысяч рублей дохода. На эти деньги можно приобрести 58 машин дров и передать их в села. Есть деньги - не нужны ресурсы. У местных глав отпадет необходимость заниматься заготовкой дров для населения, что называется, "вручную". Только нужно сделать так, чтобы деньги с лесных аукционов были распределены на лесные нужды, а не были растрачены на всевозможные кампании.
Но на сегодняшний день система лимитов действует и будет работать, пока страна не выйдет из кризиса и бюджетные организации не будут достаточно финансироваться - строительство жилья, школ, других объектов сегодня не по карману многим организациям и большинству населения.
- Юрий Геннадьевич, ходит много нелицеприятных разговоров вокруг Петровского участка лесхоза.
- Все дело в отсутствии верной информации, в искусственном нагнетании обстановки. Допущена большая ошибка в том, что при создании водохранилища не была отведена охранная зона. Лес второй группы не переведен в первую, которая по законодательству является поясом защиты источника водоснабжения. Сегодня делаются попытки исправить ошибку. Но смею заверить, что мы со своей стороны не нарушаем правил эксплуатации леса. Даже когда лесной зоне в районе водохранилища будет присвоена первая группа, рубки ухода производиться будут однозначно. Только будет это делаться с необходимыми мерами предосторожности.
Более того, природопользователи - нормальные люди, с пониманием относящиеся к нашим проблемам. Скажем, два участка в районе Моленого мыса приобрел представитель Находки. Но на наши просьбы вести разработку участков щадяще и только в зимнее время (именно эти требования предъявляются к работе в первой группе лесов) он ответил положительно, и в других вопросах, касающихся природоохраны, готов идти нам навстречу. И это при том, что, выиграв аукцион, заплатив немалые деньги и став хозяином участка, он на законных основаниях имеет право разрабатывать лесосеку круглый год. И мы не вправе диктовать ему свои условия, однако люди понимают, какая ответственность лежит на них, и не собираются идти на конфликт с собственной совестью.
P. S. Второй открытый совместный лесной аукцион на право краткосрочного пользования участками лесного фонда Шкотовский лесхоз планирует провести 5 ноября. Условия проведения - в газете "Владивосток" от 5 октября. Дополнительную информацию можно получить по тел. (235) 342-00, 341-03.
Автор: Елена МАНИНА, "Владивосток"