Фирма веников не вяжет

Любая страна устанавливает квоты по импорту в нее. Республика Корея, видимо, свои квоты по экспорту товаров, например, в Америку использует полностью. А возможности для производства еще имеет. Захиревшей же российской экономике пока не до этих квот, потому разворотливые корейцы сориентировались верно: производить товары у нас и отправлять их в другие страны под российскими флагами.

12 окт. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №673 от 12 окт. 1999

Любая страна устанавливает квоты по импорту в нее. Республика Корея, видимо, свои квоты по экспорту товаров, например, в Америку использует полностью. А возможности для производства еще имеет. Захиревшей же российской экономике пока не до этих квот, потому разворотливые корейцы сориентировались верно: производить товары у нас и отправлять их в другие страны под российскими флагами.

Под российским флагом корейские бизнесмены отправляют товар в Америку

Несмотря на общую нашу нестабильность, прежде всего законов (южнокорейская сторона страдала от этого не раз), такой бизнес нашим соседям из Страны утренней свежести все-таки выгоден. В Артеме уже четыре предприятия, где сплавляются воедино южнокорейские инвестиции и российская рабочая сила. Полные хозяева на них - корейцы. Они арендуют у нас помещения, завозят свое оборудование, сырье, при помощи российских рук производят продукцию и экспортируют ее в США по российским квотам.

Здесь наносят лейбл

На одном из них - ЗАО “Сэинт интернешнл Ко” - полным ходом идет реконструкция помещений, а в такой момент не до бесед с корреспондентами. Настороженность ко мне вызвали и резкие публикации в прессе по швейной фабрике в Партизанске, которой также управляет южнокорейский хозяин. Впрочем, в Артеме обеспокоились положением дел на подобном предприятии ЗАО “Ньюмакс аппарель” еще весной этого года. Действительно, фабрики со стопроцентными инвестициями зарубежного капитала до сей поры были как бы “терра инкогнито” - островками чужестранной земли. Однако артемовская администрация, и прежде всего ее глава, подошла к непорядкам на фабрике жестко. Но об этом рассказ ниже. И все-таки после некоторых уговоров генеральный директор “Сэинт интернешнл Ко” Ли Кюн Хун согласился побеседовать.

Здесь занимаются производством компьютерной вышивки, наносят на товар фирменный знак, лейбл. На предприятие поступают полуфабрикаты из Владивостока, Уссурийска, Партизанска. Именно с тех фабрик, где хозяева также корейцы. Тут вышивальщицы выполняют свою работу, и продукция идет дальше, по назначению.

По уверению администрации фабрики, каких-то серьезных жалоб у рабочих предприятия нет. Это подтверждают и в артемовском отделе службы занятости. Люди не бегут с предприятия, напротив, стараются попасть на него. Фабрике два года. Вот в первый год, пока толком не было заказов и вышивальщицам во время простоев платили по две трети от обещанной зарплаты, обученные люди уходили отсюда. На фабрике трудится человек 40. Из того первого набора осталось только двое... Зарплата на “Сэинт интернешнл Ко” 800-1200 рублей. Реконструкция позволит еще улучшить условия труда.

Трикотажный праздник урожая

На ЗАО “Ньюмакс аппарель” угодил я на праздник урожая. Он традиционный и один из особо почитаемых в Корее. “Ньюмакс аппарель” существует уже шестой год (у бывшей ковровой фабрики помещение арендовано на 10 лет), но проводится такое на этом предприятии впервые.

На фабрике шьют трикотажные изделия. Общеизвестно, дешевле российской нынче только китайская рабсила. Кроме жителей Артема на “Ньюмакс аппарель” трудились и работяги из Поднебесной. Весной этого года заканчивался контракт с ними, и руководство фабрики обратилось в администрацию города с просьбой разрешить им ввоз новой партии китайцев. Артем ответил отказом и отослал (потом на фабрике побывал и сам глава города Александр Терентьев) своего рода “предписание”, в котором предлагалось, прежде чем вести диалог, улучшить условия труда и повысить заработную плату рабочим. Сигналы о неблагополучной обстановке на этом предприятии были.

Прошло почти полгода, и руководство “Ньюмакс аппарель” осуществило на предприятии действительно позитивные перемены. На фабрике 480 рабочих - все они местные, обошлись и без привозной силы. Есть рабочие из отдаленных поселков Оленьего, Заводского, где работу практически найти невозможно. Их возит ведомственный автобус. В цехах установлена дополнительная вентиляция, да и вообще улучшены условия труда. Работающим на фабрике предлагают бесплатные обеды, тратится на это, правда, всего по 10 рублей на человека. Можешь взять деньгами и поесть в другом месте. Изменился и психологический климат. Раньше были случаи грубого отношения корейских специалистов к рабочим. Сейчас этого нет. Градация зарплаты у рабочих такова: от 700 до 1700 рублей (в начале года была в среднем 20 долларов). По-прежнему, конечно, невелика по отношению к прожиточному минимуму. Но, увы, это у нас сейчас ходовая зарплата. Учитель с высшим образованием и большим стажем получает 500-600 рублей. Но по-прежнему жестко хозяева-корейцы относятся к тем, кто пытается вынести готовую продукцию. У нас-то и в прежние более благополучные времена несуны были неистребимым явлением. А сейчас попробуй проживи на тысячу с лишним. Но капиталисты ни понять, ни простить этого не могут. Они, естественно, блюдут прежде всего свои интересы. Карают расхитителей безжалостно - “кнутом”. А вот праздник урожая - “пряник”, он для сближения двух наций.

По окончании рабочего дня был накрыт праздничный стол. На нем помимо привычных для россиян кушаний - два вида рисового хлеба, другие корейские яства. Но прежде чем сесть за стол, корейские специалисты продемонстрировали национальный ритуал, связанный с этим празднеством. Благодарение предкам (в этой стране, как и в других восточных, особо почитают своих родителей, отдают им дань уважения в любой праздник), благодарение земле, природе за подаренный урожай. Они становились на колени и склоняли головы к сложенным на полу рукам, проделывая это несколько раз. Генеральный директор ЗАО “Ньюмакс аппарель” Ли Ен Мун произнес короткую застольную речь, рассказал о празднике. Он, как и корейский Новый год, проводится по лунному календарю, у него нет фиксированной даты. Праздник урожая в Корее длится от 3 до 10 дней. Стоит только порадоваться, что деловые партнерские отношения наполняются новым содержанием.

Белье - дело тонкое

“Джи эм интернешнл” функционировать начала в июне этого года. В отличие от “Ньюмакс аппарель” здесь вязальные цеха. Они напоминают те, что были на загубленной реформами Артемовской фабрике бельевого трикотажа. Но там был размах! “ДЭИ” арендует, и тоже на 10 лет, помещения бывшего производственного предприятия для слепых и слабовидящих (УПП ВОС), также задавленного временем. Кроме трикотажных изделий готовят упаковочные картонные коробки для родственных предприятий. Сейчас на предприятии около 200 человек, но вообще-то довести коллектив думают до 400. Если учитывать, что в районе Угловой основано еще одно подобное предприятие - “Джей энд Ар Ко”, которое, как и “Ньюмакс аппарель”, шьет трикотажные изделия, то разгружают эти предприятия артемовскую службу занятости населения хорошо. К тому же все четыре предприятия исправно платят налоги. Город, похоже, превращается еще и в “столицу” корейского трикотажа в Приморье.

Два последних предприятия в стадии становления. Набирают людей, обучают их. На “Джи эм интернешнл” социальные гарантии введены сразу: оплата больничного, бесплатный обед (те же 10 рублей), оплата проезда на городском транспорте.

Как с рабочим временем? Вязальщицы рассказывают: когда есть заказ - трудятся и по 12 часов, “выгоняют” в деньгах где-то тыщи по полторы в месяц. Они не жалуются - с работой сейчас тяжело, а тут и дело дают и платят вовремя.

А вот сторож офиса не удержался от обид (не хотелось бы, чтобы пострадали потом сторожа из-за этой беседы). Платят 600-700 рублей (на российских предприятиях, правда, бывает всего и по 500 за ту же работу). Работает сутки через двое. Это где-то 240 часов и более в месяц. Та же самая оплата и за 140 часов, что у сторожа всего предприятия. Немногим больше платят пока и электрику, слесарям, сварщику. Что ж, становление - это сложный период. Надо все отладить, завоевать рынок - получить заказы. Тогда появятся деньги - возможны и улучшения в оплате.

А пока, конечно, надо быть настороже, чтобы не укрепилась “привычка” жесткой эксплуатации наемных рабочих. Слухи об этом доносились из Партизанска, где после закрытия шахт и других предприятий с работой совсем “аут”. Было это и на “Ньюмакс аппарель”, но там изменился курс. Сыграл тут свою роль, наверное, и такой фактор. Со дня на день здесь ожидают приезда американской комиссии, которая будет проверять условия труда на фабрике. Американцы - правозащитники въедливые, если их что-то не устроит, предприятие не получит заказы.

И вот любопытная вещь. Рассказывают, что один из менеджеров “Ньюмакс аппарель”, русский, уволился и в другом городе решил основать свою фабрику, опыт работы у него есть. Не получилось... А вот мост: Республика Корея - Россия - Америка - действует. Такой у нас стала страна! Недаром столько лет твердили: мы - интернационалисты... Во всяком случае упускать из поля зрения эти островки иностранной земли на нашей территории нельзя - там трудятся наши соотечественники.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"