Школьный шут

Мишка, смуглый, верткий пацаненок, сплошь из острых углов, крепко вцепился в стул, напрягся, будто пришел на прием к стоматологу, а не в центр психологической помощи. По всему было видно, он очень волновался, беседуя с улыбчивой молодой женщиной. Как-то сложится его судьба: парню уже 12 исполнилось, а он... окончил только первый класс.

5 окт. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №669 от 5 окт. 1999

Мишка, смуглый, верткий пацаненок, сплошь из острых углов, крепко вцепился в стул, напрягся, будто пришел на прием к стоматологу, а не в центр психологической помощи. По всему было видно, он очень волновался, беседуя с улыбчивой молодой женщиной. Как-то сложится его судьба: парню уже 12 исполнилось, а он... окончил только первый класс.

Специалисты опасаются, что второгодников станет еще больше

Когда погонят со школьного двора

- Сынок у меня неплохой, - всхлипывает Татьяна Михайловна, мама, нервно прижимая к груди смятый пакет с документами. - Учиться начинал как все. Почерк у него такой красивый был. Как-то вижу (я работала тогда уборщицей - подъезды мыла) - возвращается мой Мишка в неурочное время, куртка нараспашку, без шапки - из школы выгнали за плохое поведение. И пошло-поехало. Раз учительнице нагрубил, потом другой. В общем, отправили нас на ул. Жигура: справку принести, что, мол, не опасен Мишка для окружающих. Без справки, сказали, в школу не являться.

Пошли мы по указанному адресу, а там как на грех карантин. Потом у меня умер муж, пропал старший сын. Не до школы стало. Да и обезденежели вконец из-за этих несчастий, тетради не на что было купить. Писала я прошлым летом письмо в мэрию, чтобы помогли. К новому году выделили 500 рублей, спасибо.

Сейчас меня отправили в отпуск, сказали - будут сокращать, подрабатываю у китайцев на овощебазе. Платят не много - 30 рублей в день, зато можно что-нибудь поесть домой принести.

Мишка учиться хочет: стыдно, все ребята во дворе в школу ходят, а он чем хуже? У нас и учебники есть за второй класс, почти новые...

Свидетелем этой житейской истории, а вернее сказать - драмы, мне довелось стать в одном из уютных кабинетов городского центра психологической помощи (Океанский пр., 41). Он существует уже шесть лет. И с каждым годом все больше и больше родителей приходят сюда со своими трудными детьми, а значит, с проблемами, переживаниями, отчаяньем.

В центре, где, к слову, вся работа ведется бесплатно, их выслушают, поймут и главное - помогут. Здесь работают специалисты высшей категории, среди них ведущий дефектолог Людмила Авшарова, педагог-психолог Лидия Гладкова и другие. Каждый из них имеет профессиональный стаж, который исчисляется десятилетием и больше. Иначе нельзя - слишком дорога цена ошибки - искалеченное детство, сломанная взрослая жизнь.

Досье “В”. Согласно статистике сегодня в городских школьных списках числится 364 второгодника. Лишь 48 процентов из этого числа вновь сели за школьную парту. В результате проверки, устроенной владивостокскими учителями в первую неделю сентября, на свет божий извлекли еще 132 ребенка, которые вообще нигде не учатся.

Вопрос компенсационного обучения детей, нуждающихся в индивидуальном подходе в связи с состоянием здоровья, стал предметом тревожного разговора на прошедшей недавно научно-практической конференции “Владивостокская школа накануне грядущего века. Реалии и перспективы”.

Дайте справку, что сын не дурак

Татьяна Ростовская, директор центра, психолог, специалист высшей категории:

- Мне бы хотелось сразу определиться в понятиях. Коррекционная педагогика предусматривает обучение детей с задержкой психо-речевого развития. Его называют еще коррекционно-развивающим обучением.

Все мы, взрослые, изначально выстроены на успех нашего ребенка. Если у него что-то не ладится в детском саду, мы объясняем это малолетством, нежеланием, капризом. Но вот наш малыш подрастает и отправляется в первый класс. И здесь неуспех уже становится чем-то неприличным, постыдным.

Младшеклассник не справляется с домашним заданием, вертится или, наоборот, спит на уроках, туго соображает. Его начинают ругать, стыдить и в школе, и дома.

Ребенок в страхе и растерянности. Он сам не понимает, почему он такой. К слову, дети испытывают страх значительно чаще, чем мы, взрослые. В современной психологии выделяется 29 страхов, которые терзают ребячьи души от рождения до 14-15 лет.

Увы, мы не научили детей задавать вопросы и сами не научились отвечать на них. На невежество и жесткие требования взрослых у ребенка срабатывает одна из психологических защит - он начинает рядиться в маску шута. Ему так проще. Но пройдет совсем немного времени, и кого мы увидим: сломленную личность, пораженного неврозом маленького человечка, не способного адекватно воспринимать действительность, замкнутого, излишне агрессивного или, наоборот, заторможенного.

К нам нередко обращаются родители старшеклассников, к сожалению, детям уже практически нельзя помочь - упущено время. Известно, воспитывать можно до 12 лет, и то на собственном примере, а после - начинается самовоспитание.

Наш центр как раз и создан для того, чтобы помочь таким детям и их родителям. Определив в первую очередь оптимальные условия для их обучения, и естественно, развития, можно рассчитывать на успех. Для этих целей существуют так называемые коррекционные классы. Обучение в них идет по обычной общеобразовательной программе, только в более комфортных условиях. В классе не больше 12 человек, помимо учителя с детьми работают психолог, логопед. Такая обстановка помогает ребенку легче адаптироваться к новой роли ученика и научиться в ней проживать свое детство. И глубоко заблуждаются те, кто относит такие классы к разряду “ущербных”, “дефективных”. В школе № 14, например, родителям настолько понравилась эта система, что они очень хотели бы сохранить коррекционный класс до окончания школы. Увы, пока такой практики нет, и “щадящее” обучение заканчивается на начальном этапе.

Тем не менее городская образовательная политика в этом направлении становится все более заметной. Только в этом году во Владивостоке открылись 13 новых коррекционных классов, всего их 33. Большинство находятся в Первомайском, Советском и Ленинском районах. Немалый опыт такой помощи детям уже имеется в 21,14, 25, 71-й школах.

Успех коррекционного обучения прежде всего зависит от позиции учителя: намерен он помочь ребенку или избавиться от него. Увы, сколько на первых порах было таких примеров, когда учителя старались сбыть с рук непокорных, непослушных, чтобы избавиться от хлопот. Да что там говорить, и сегодня еще, бывает, приходят к нам родители и просят: “Дайте справку, что мой сын не дурак - в школе требуют”. Как говорится, комментарии излишни. Кстати, многим нашим посетителям еще приходится объяснять, чем отличается психиатр от психолога.

Не следует также забывать, что коррекционное обучение обязано идти рука об руку с медицинской помощью. Его участниками должны быть одновременно и психолог, и логопед, и дефектолог, и социальный педагог.

Необходимо помнить еще об одном. Рекомендация обучения в коррекционно-развивающем классе, которую дает наш центр, имеет законную силу только при согласии родителей. В конечном счете выбор остается за ними.

Очередь в группу риска

Вячеслав Богдан, заведующий психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), дефектолог с 30-летним стажем, специалист высшей категории:

- Мы проделали большую работу, чтобы составить прогноз в отношении детей с отклонением в психофизическом развитии. Результаты отнюдь не утешительны - рождаемость падает, число проблемных детей растет. Вот лишь несколько цифр. Из 6352 детей, родившихся во Владивостоке в 1991 г., 903 ребенка попали в группу риска по состоянию здоровья, из них 200 оказались нашими пациентами. У нынешних первоклассников, а их в 1992 году родилось почти на тысячу меньше, чем в предыдущем, в группе риска оказались уже 1085 детей. Из них 240 нуждаются в коррекционном обучении. Это было выяснено во время комплексного обследования, проведенного пятью специалистами нашего центра.

Если в каждой школе в ближайшее время не появится свой коррекционный класс, второгодников заметно прибавится...

Кому он нужен, этот Мишка?..

Два года назад во Владивостоке был создан психолого-медико-педагогический комплекс “Коррекция”. Как раз для таких, как Мишка, о котором мы рассказали в начале материала. Увы, дальше платных консультаций дело здесь пока не пошло. Так куда же податься “трудному” Мишке, который хочет учиться?..

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"