Рыбаки работают с отдачей
Результаты труда рыбной отрасли хоть и не изобилуют победными цифрами, но есть тут немало достижений, что немаловажно в условиях нынешних реформ. Председатель комитета рыбного хозяйства администрации края Владимир Сидоров рассказывает о них и сегодняшнем состоянии отрасли:
Результаты труда рыбной отрасли хоть и не изобилуют победными цифрами, но есть тут немало достижений, что немаловажно в условиях нынешних реформ. Председатель комитета рыбного хозяйства администрации края Владимир Сидоров рассказывает о них и сегодняшнем состоянии отрасли:
- Начну с цифр. 1995-97 годы для нас были самыми продуктивными за все время реформ. В нынешнем году мы на 45 процентов перекрыли тот уровень по добыче рыбы, на 25 процентов - выпуск пищевой продукции, на 40 процентов увеличили производство и реализацию рыбной муки. В 1997-м мы добыли 1 миллион 567 тысяч тонн рыбы, в следующем,
98-м только 1390 тысяч тонн, но вызвано это тем, что “потеряли” 11 процентов квот, которых краю не выделили, зато выпуск пищевой продукции по-прежнему держали и держим на уровне 800 тысяч тонн в год.
- Владимир Николаевич, в крае ходят разговоры о том, что рыбная отрасль развалена, обстановка в целом ухудшается.
- Названные мною цифры говорят сами за себя, хотя нам действительно трудно. Судите сами: оборотных средств катастрофически не хватает. Но попробуйте взять кредиты в банках! Основные фонды изнашиваются, а государство не предпринимает ничего, чтобы поправить ситуацию. В прежние времена строились рыбокомбинаты, холодильники, обновлялся флот. Сегодня этого нет, все отдано на откуп новому судовладельцу, хозяину. Естественно, часть судов физически устарела, часть разошлась в результате тупоголовой (иначе не назову) приватизации, в том числе через введение процедур внешнего наблюдения, банкротства, конкурсного производства.
Должен отметить, что этот процесс очень болезненно воспринимается администрацией края, губернатором Евгением Наздратенко. Доказательство тому - судьба рыболовецких колхозов “Новый мир”, “Огни”, “Востоктрансфлота” и других. Только благодаря жесткой позиции Евгения Ивановича по сохранению флота, рабочих коллективов ни один поселок, не говоря о более крупных предприятиях, не “завязал”, как говорится, трубу, то есть живет, дерется за свою судьбу при поддержке краевых властей.
Недавно было подписано мировое соглашение в “Приморрыбпроме”...
Казалось бы, даже в безвыходной правовой ситуации администрация края дает шанс выжить береговым предприятиям. Мы бьемся за них там, где введены процедура наблюдения, конкурсное производство, когда судебные приставы арестовывают имущество, суда. Выходим на Госкомитет по рыбному хозяйству, обращаемся в другие центральные органы, в том числе правоохранительные, чтобы любыми путями, средствами сохранить предприятия, рабочие коллективы.
Рынок создал условия для возникновения компаний, предприятий, в результате чего флот постоянно находится в “движении”. За последние годы у нас появились десятки фирм, имеющих 1-2-3-5 судов. Фирмы эти, заметьте, выживают, работают даже в таких трудных условиях, как нынешние. Лет десять назад, если мне не изменяет память, в рыбной отрасли края насчитывалось порядка 640-650 судов, сегодня их количество сократилось до 573, да и произошло это сокращение главным образом за счет потерянных судов “Востоктрансфлота”, морально и физически устаревших, списанных плавсредств. Работающего флота практически достаточно для наших потребностей. Более того, производственные мощности позволяют добывать 2 - 2,5 миллиона тонн морепродуктов в год, тогда как мы добываем в пределах полутора миллионов.
- Почему же этот резерв не используется?
- Во-первых, предприятиям рыбной промышленности помимо флота, береговых баз, недостатка оборотных средств нужна рыба, а точнее - лимиты, квоты на ее добычу. Так вот, самое обидное заключается в том, что с каждым годом квоты для Приморья уменьшаются. Причем по основным объектам промысла – минтаю прежде всего. На 2000 год мы ожидаем новых сокращений квот примерно на 140-150 тысяч тонн. Чтобы не оставить флот, береговые предприятия без работы, а семьи рыбаков - без средств к существованию, администрация края постоянно ищет возможности для добычи рыбы. Сахалинцы, камчадалы, магаданцы не всегда выбирают квоты, вот мы и забрасываем Москву депешами, убеждаем столичное начальство отдать нам неиспользованные “хвосты”.
Во-вторых, мы ориентируем флот на добычу тех объектов промысла, которые традиционно не выбираются рыбаками. Это палтус, навага, камбала. Сегодня квоты на эти объекты промысла мы используем полностью. Добываем нелимитированные скумбрию, мойву, сайру, кальмар. Несмотря на сокращение квот краю на добычу минтая на 11-12 процентов в год, рыбная отрасль сохраняет объем выпуска товарной продукции. За счет приема и переработки рыбы от предприятий Хабаровского края, Сахалина, Камчатки, Магадана. В Приморье появилось много береговых предприятий. Они перерабатывают свежемороженую рыбу и выдают потребителю широкий ассортимент продукции.
Скажу больше: наши холодильники сегодня забиты рыбой, рефрижераторы стоят в очереди на разгрузку, не хватает железнодорожных вагонов на отправку рыбопродукции на внутренний рынок. Мы вынуждены использовать находящиеся в отстое суда “Востоктрансфлота” в качестве холодильников и туда перегружать свежую рыбопродукцию. Это притом, заметьте, что мы постоянно говорим: рыба уходит за границу. Да, уходит. Но не потому, что мы чего-то не предприняли, чтобы накормить ею россиян, а потому, что экспедиции финансируются иностранцами. И все же администрация края развернула поток рыбы в край, на российский рынок. Кстати, ценой больших усилий губернатору удалось недавно “выбить” 60 железнодорожных рефсекций для отгрузки рыбы.
Я впервые за четыре года своей работы почувствовал удовлетворение от того, чем занимаюсь. Хотя иногда очень горько становится, что не могу решить ту или иную проблему. Ведь бывает, и губернаторской власти недостаточно. Возьмите, к примеру, таможенную службу, которая не дает добро на отход в рейс судам “Востоктрансфлота”. А позиция Арбитражного суда, отстаивающего букву закона в конфликте ВТФ с Милашевичем? Все вроде бы правильно. Но решения, на мой взгляд, не должны противоречить здравому смыслу, интересам общества, а тут страдают тысячи людей, и ничего нельзя изменить.
- Владимир Николаевич, что ожидает отрасль завтра, какие задачи для этого вам надо решить уже сегодня, сейчас?
- Снижение квот на добычу морепродуктов связано со многими факторами. Поэтому мы ориентируем наш флот на работу за пределами 200-мильной зоны. Именно в тех районах мы можем резко увеличить объемы добычи рыбы. На первый план выступают вопросы финансирования экспедиций, снабжения флота всем необходимым. Но бесспорно и другое: ресурсами Охотского моря должны пользоваться только дальневосточные рыбаки. Администрация края будет драться за решение этой проблемы до победного конца.
Посмотрите, что происходит! Иностранных судов много, количество добываемой рыбы они занижают в 4-5 раз потому, что платят деньги за ресурсы. Неужели трудно навести в этом деле образцовый порядок? Ведь по количеству готовой продукции, отгруженной из района промысла, можно без труда установить размер добытого сырья. Но этот процесс никто не контролирует, хотя на борту каждого иностранного судна присутствует российский наблюдатель-контролер.
Разобраться бы в этом компетентным органам по существу - и делу конец. Но редкое совещание проходит в администрации края без критики рыбаков со стороны органов МВД, пограничной службы. Меня это удивляет. Раз правоохранительные органы только фиксируют недостатки, но не доводят дело до суда, то кто, кроме них самих, в этом виноват? Или пограничники. Докажите конкретным делом, что вы в состоянии защищать интересы государства, добейтесь, чтобы нарушители понесли заслуженное наказание, тогда и будет порядок.
Приморские же рыбаки и переработчики кормят сегодня своей продукцией больше половины населения России. Несмотря на обилие проблем, работают в море, на берегу с высокой отдачей, по многим показателям лучше прошлых лет. Это главное.
Автор: Николай АРТАПУХ