1. "Линия предательства"

С развалом СССР в мире нарушились, пусть и зыбкие, но все же существовавшие стабильность и предсказуемость. Ощущение такое, как будто в бочке с устоявшейся субстанцией основательно пошуровали гигантским половником. Большие сытые страны захотели стать еще сытее, малые государства тоже не прочь за чей-либо счет погреть руки. Всплеск национального самосознания вылился в уродливые формы политического и религиозного экстремизма. Череда локальных военных конфликтов встряхнула планету. Вот она - картина реального передела мира, в основе которого лежит банальное желание перераспределить природные ресурсы. Но если перекраивание суши для человечества давно уже стало обыденностью, то следующее тысячелетие сулит нам что-то новенькое - передел морей и океанов. И этот процесс уже пошел.

17 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №660 от 17 сент. 1999

С развалом СССР в мире нарушились, пусть и зыбкие, но все же существовавшие стабильность и предсказуемость. Ощущение такое, как будто в бочке с устоявшейся субстанцией основательно пошуровали гигантским половником. Большие сытые страны захотели стать еще сытее, малые государства тоже не прочь за чей-либо счет погреть руки. Всплеск национального самосознания вылился в уродливые формы политического и религиозного экстремизма. Череда локальных военных конфликтов встряхнула планету. Вот она - картина реального передела мира, в основе которого лежит банальное желание перераспределить природные ресурсы. Но если перекраивание суши для человечества давно уже стало обыденностью, то следующее тысячелетие сулит нам что-то новенькое - передел морей и океанов. И этот процесс уже пошел.

Так называют дальневосточные рыбаки разграничение экономической зоны и континентального шельфа между Россией и США на акваториях Северного Ледовитого и Тихого океанов, Чукотского и Берингова морей, которое возникло в 1990 году в результате соглашения, подписанного министром иностранных дел Шеварднадзе и госсекретарем США Бейкером.

Уступка

Нынешнего конфликта с разграничительной линией в Беринговом море попросту не было бы, если бы Александр II не продал Аляску Америке, скрепив сей акт Конвенцией от 18(30) марта 1867 года. Но по этой Конвенции Россия уступала США только полуостров и часть прилегающих к нему островов. О каком-либо делении морских пространств в ней просто не было и речи.

Необходимость в “размежевании” всплыла в 1976 году, когда прибрежные государства стали вводить 200-мильные рыболовные, а затем исключительные экономические зоны. А в Беринговом и Чукотском морях 200-мильные зоны перекрывали друг друга на протяжении 1500 морских миль (т. е. на этом участке расстояние между российским и американским берегом было менее 400 миль. - Ред.). Как тут провести линию разграничения?

Бывший Минрыбхоз СССР предложил, с учетом интересов рыбаков, договориться с американцами и установить в Беринговом море срединную линию для разграничения накладывающихся участков. А в Чукотском море и Северном Ледовитом океане взять за основу линию Конвенции от 1867 года. Все эти предложения не противоречили нормам международного права.

Американцы же настаивали на применении по всей акватории линии Конвенции 1867 года и не соглашались проводить разграничение по срединной линии.

Так на волне “старого”, а потом и “нового” мышления родилось пресловутое Соглашение между Союзом Советских Социалистических республик и Соединенными Штатами Америки “О линии разграничения морских пространств”, которое больно ударило по всем дальневосточным рыбакам. Сегодняшняя Россия это соглашение получила в приданое.

Потери без приобретения

Наверное, не стоит вдаваться в технические тонкости “размежевания”. Об этом уже много писалось, и для обычного человека термины “локсодромия” и “ортодромия”, применяемые картографами, звучат, конечно, очень экзотично, но суть их абсолютно непонятна. Достаточно сказать, что мы потеряли после подписания этого документа.

Как пишет в своей книге “Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке” ведущий научный сотрудник Института истории ДВО РАН Борис Ткаченко: “СССР уступил США три района на территории советской 200-мильной экономической зоны, из которых два крупных (в Беринговом и Чукотском морях) и один небольшой - в Тихом океане (южнее Командорских островов). Взамен СССР получил лишь один небольшой аналогичный участок на территории американской 200-мильной экономической зоны в Беринговом море”.

Заместитель председателя Госкомрыболовства России Вячеслав Зиланов считает, что “американская сторона получила также значительные преимущества по площади континентального шельфа в открытой центральной части Берингова моря. Ее участок составляет здесь более 46 тыс. кв. км, а участок, отошедший к России, всего около 5 тыс. кв. км”. А по оценке профессора Московской юридической академии Геннадия Мелнова, СССР “подарил” США более 45 тысяч кв. км континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Причем в отдельных районах ширина экономической зоны СССР (а теперь России) стала меньше 200 морских миль. Надо заметить, что подобное положение вещей противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и законам как бывшего СССР, так и сегодняшней России. Мало того, это противоречит даже законам самих США.

Тем не менее Штаты уже в 1991 году ратифицировали соглашение “О линии разграничения морских пространств”. Причем сенат США одобрил его голосованием: 86 - “за”, 6 - “против”. Причину такого практически единодушного голосования очень хорошо объяснила влиятельная газета “Вашингтон пост”(17.09.91.): “В защиту договора государственный департамент сказал, что 70 процентов территории Берингова моря будет находиться под юрисдикцией США и даст стране на 13200 кв. морских миль больше пространства, чем если бы линия была проведена на равном расстоянии между побережьями”. Позиция США по этому вопросу абсолютно прозрачна, и все ее действия вытекают из желания прирастить потенциально богатый природными ресурсами район Мирового океана. Тогда в чем смысл нашей позиции “уступок”?

Как сказал в интервью газете “Труд” заведующий отделом правового департамента МИД России Сергей Кареев: “Мы приобрели самое главное, поставили на законную договорную основу разграничение с США по всему Дальневосточному региону. Соглашение призвано снять массу прежних недоразумений и инцидентов. Соглашение признано удовлетворяющим интересы обеих сторон. И это очень важно”.

Читаешь эти откровения московского дипломата и недоумеваешь - какие стороны удовлетворило соглашение “Шеварднадзе - Бейкер”? Но уж явно не российскую! И тем более не дальневосточных рыбаков.

И полетели телеграммы

А рыбаки, по данным заместителя Госкомрыболовства России Вячеслава Зиланова, за период с 1981 по 1996 год потеряли промысловый участок площадью более 20 тысяч кв. км, где ежегодно добывалось порядка 150 тысяч тонн рыбы. “Уплыл” от рыбаков и промысловый участок родной 200-мильной зоны площадью более 7 тысяч кв. км, “ушла” к американцам и часть глубоководных участков промысла на континентальном шельфе в открытой части Берингова моря, потенциально богатая крабами и моллюсками.

Американская сторона действовала нахраписто и самоуверенно. Даже не дождавшись ратификации договора, она начала диктовать свои порядки. Тут же был задержан в Беринговом море, пока еще на своей территории, МРТК “Стимул”, принадлежащий ВБТРФ, и оштрафован якобы за нарушение правил рыболовства. Российских рыбаков начали планомерно вытеснять из их традиционных районов промысла.

И тогда Берингово море “взорвалось” - в Москву, во все мыслимые и немыслимые инстанции полетели возмущенные радиограммы с промысловых судов:

“Ратификация договора автоматически лишит российских рыбаков районов лова, тысячи людей потеряют свои рабочие места”.

“Дальневосточные рыбаки никогда не смирятся с вероломством бывшего министра иностранных дел СССР Шеварднадзе, передавшего американской стороне наиболее продуктивные участки Берингова моря”.

Приморский крайком профсоюзов работников рыбного хозяйства полностью поддержал позицию своих трудовых коллективов. Вот только одно из многих писем, отправленных в Москву. Это - на адрес председателя комитета РФ по рыболовству:

“... считаем, что соглашение между СССР и США “О линии разграничения морских пространств” принесет нашей стране огромные экономические потери... Американская сторона выражает согласие на ведение промысла судами России на передаваемых участках, но только после того, как соглашение вступит в силу, т. е. после ратификации его Верховным советом России. ...Просим вас приложить все усилия, чтобы не допустить ратификации указанного соглашения”.

Ратификация не состоялась

Надо заметить, что соглашение от 1990 года и по сей день не ратифицировано российской стороной. Ни депутаты СССР, а затем и народные избранники России не смогли по этому вопросу составить единое мнение со своими правительствами. Но даже будучи нератифицированным, соглашение “Шеварднадзе – Бейкер” продолжает фактически действовать, что полностью отвечает интересам американской стороны. США явочным порядком вступили во владение спорными акваториями и уже приступили к освоению их ресурсов. Кстати, ученые дают прогноз, что Берингово море богато не только рыбой и крабами. Это - перспективный нефтеносный район. Здесь могут быть обнаружены и месторождения железомарганцевых руд. И этой природной кладовой Россия уже в недалеком будущем может лишиться.

Такой пессимистический прогноз базируется на позиции Кремля, который из понятных только ему соображений лоббирует американские интересы в дальневосточных регионах. А как еще иначе можно объяснить попытку протащить через Госдуму России проект федерального закона “О продлении до 30 июня 1996 года срока временного применения Российской Федерацией соглашения между Союзом Советских Социалистических республик и Соединенными Штатами Америки “О линии разграничения морских пространств”? Но надо отдать должное депутатам, они этот проект закона отклонили, ясно обозначив свое отношение к распродаже территорий России. За отказ от продлении срока действия соглашения проголосовали все депутаты от Приморья, кроме жизненно активной Светланы Орловой и Михаила Глубоковского. Причем они не голосовали и “против”, они, в силу одним им известных причин, просто не голосовали по этому важному для всего Дальневосточного региона вопросу.

Что дальше?

В этом году депутаты предполагают вновь рассмотреть вопрос о ратификации соглашения “Шеварднадзе - Бейкер”. И как пишет профессор Московской юридической академии Геннадий Мелнов в своей статье, опубликованной в газете “Сегодня”: “России предстоит решить, ратифицировать ли соглашение или отказаться от него. Что делать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос дает статья 25 Венской конференции 1969 года. Россия должна уведомить США по дипломатическим каналам о том, что она не имеет намерения становиться участником соглашения 1990 г. и прекращает его временное применение. Прекращение такого временного применения может быть осуществлено с даты вручения правительству США соответствующего письма. В этом случае полностью прекратится “временное применение” соглашения-1990, которое теряет юридическую силу, а Россия и США получают возможность начать дипломатические переговоры о новом разграничении ИЭЗ и континентального шельфа в Беринговом море с обязательным учетом своих собственных национальных интересов. Одновременно восстанавливается и внешняя граница российской ИЭС в этом районе, проходящая на расстоянии 200 морских миль”.

А заместитель председателя Госкомрыболовства России считает, что “самый простой выход - это достичь договоренности с США о разрешении вести промысел российским судам в том районе, который отошел к США в феврале 1977 года. Либо договориться о передаче этого района для промысла судам совместных российско-американских компаний по рыболовству”.

Аляска прирастет Россией?

Естественно, что в преддверии слушаний в Госдуме РФ вопроса о ратификации соглашения российские и американские дипломаты ведут всевозможные переговоры и консультации. Этот процесс особо не афишируется, но в прессе все же проскочило сообщение, что идет он очень непросто. И тут “всполошился” штат Аляска. В своей резолюции HJR 27, принятой в июне 1999 года, парламент штата вообще взял под сомнение законность границ между США и Россией, так как 1 июня 1990 года госсекретарь США Джеймс Бейкер подписал соглашение “О морских границах” (так называется в американском варианте соглашение “О линии разграничения морских пространств”. - Ред.) без участия представителей Аляски в переговорах и без согласия штата с условиями соглашения.

Парламент Аляски считает, что “поскольку департамент США в настоящее время ведет переговоры с российским правительством по пересмотру морских границ с целью изъятия у американской стороны дополнительных 40000 кв. миль океана и морского дна, которые могут давать 300 млн. фунтов улова, без какого бы то ни было qui pro quo для США... предлагаемый договор должен быть аннулирован, и новые переговоры должны быть проведены с участием штата Аляска, а условия нового соглашения, относящиеся к территории, суверенитету или собственности штата Аляска должны приниматься только с согласия этого штата”. Не согласна Аляска и с “передачей под российскую юрисдикцию островов Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча и Калана” (эти острова никогда и не были под юрисдикцией США. - Ред.).

Другими словами, штат Аляска предлагает забрать все что можно и по возможности ничего не отдавать России. Очень яркая и показательная позиция, которая, кстати, уже стала проводиться в жизнь. Вот что пишет из Беринговоморской промысловой экспедиции председатель совета капитанов Анатолий Стоцкий: “Промысловая обстановка в Беринговом море в районе 61012, как никогда, плохая. Единственно, где кратковременно, на несколько часов в сутки, появляется рыба, - это буферная, прилегающая к разграничительной линии экономзон России - США полуторамильная акватория. На сегодняшний день эта российская акватория стала ареной жесткого противоборства между российскими рыбаками и кораблями береговой охраны США. Офицеры последних считают эту российскую зону зоной американских интересов и пытаются распространить на нее законы США. Американцы подтасовывают факты, учиняют скандалы и пытаются захватить наши рыболовные суда в нашей же экономической зоне, голословно обвиняя их экипажи в нарушении разграничительной линии Россия - США. Таким образом, обостряя обстановку, провоцируя инциденты, они надеются вынудить российское правительство принять американские условия для работы наших судов в российской 200-мильной зоне. Цель американцев - ввести 5-10-мильную буферную зону, что вообще лишит дальневосточный флот работы в этом районе”.

Стоцкий сообщает, что рыбаки требуют от российского правительства “выразить протест американскому правительству за вмешательство во внутренние дела России и распространение своих интересов на нашу экономзону” и просят “определить и узаконить четкую линию границы Россия - США, признав “линию Шеварднадзе” предательски ошибочной”.

Автор: Андрей ИВЛЕВ, "Владивосток"