У медвежонка загранпаспорта не оказалось

Всего неполных два дня вместо запланированных пяти находились в последнем августовском рейде участники бикинской оперативной группы “Тигр”: срочно возвращаться на базу пришлось... из-за медвежонка.

25 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №648 от 25 авг. 1999

Всего неполных два дня вместо запланированных пяти находились в последнем августовском рейде участники бикинской оперативной группы “Тигр”: срочно возвращаться на базу пришлось... из-за медвежонка.

Встреча с ним случилась в субботу за полчаса до полуночи на лесовозной дороге между селами Лимонники и Измайлиха, что в Красноармейском районе. Вернее, не с ним в первую очередь, а с тремя гражданами КНР и русским шофером за рулем в остановленной инспекторами машине. Находившийся в рейдовой группе работник милиции установил, что у иностранцев, кстати, оказались не в полном порядке документы: у двоих были просрочены визы, у третьего местопребывание на территории России ограничивалось Дальнереченским районом. При досмотре вещей пассажиров был обнаружен корень женьшеня (небольшой по весу, всего граммов 25, но довольно редкой конфигурации - на одной шейке два ярко выраженных тельца), а из багажника машины был извлечен холщовый мешок с живым таежным трофеем - самочкой гималайского медведя 7-8 месяцев от роду.

- Как потом китайские граждане признались, - рассказывал потом старший инспектор оперативного отряда Юрий Труш, - приобрели они все это у жителей села Лимонники. Говорят, что хотели медвежонка скушать. Но можно предположить и другой вариант: в Китае, как известно, имеются специальные фермы, на которых медвежата содержатся в качестве доноров медвежьей желчи. Возможно, подобная судьба грозила и этому медвежонку. Конечно, через границу его переправить было бы довольно сложно, но “качать” желчь из него и здесь можно было бы довольно долго - при соответствующих хирургических приспособлениях, естественно.

Мы познакомились с белогрудкой Фокой в Лучегорске в понедельник, когда Юрий Анатольевич вывел ее из вольера на прогулку - первый раз, наверное, как он считает, после того момента, как неизвестный пока браконьер разлучил ее с матерью, наверняка им убитой. Медвежонок вприпрыжку носился по лужайке, шустро взбирался на деревья, игриво хватал гибкими лапами с острыми коготками своего нового хозяина за ноги, пытался даже незлобиво ухватить зубами за штанину и с удовольствием позволял почесать животик. Это уже седьмой или восьмой медвежонок за пятилетнюю историю бикинской группы “Тигр”, отобранный у браконьеров. Судьба их различна: одни “разъехались” по зоопаркам или циркам России, другие под присмотром научных сотрудников Уссурийского заповедника проходят нелегкий процесс реабилитации и приобщения к природной среде обитания - проводятся там такие опыты и, говорят, небезуспешно. Прошлогодний приемыш, например, который два месяца жил у Труша на балконе и стал совсем ручным, “прописался” в одном из цирков Москвы - со слезами прощались. Фока через несколько дней отправится в заповедник, и ученые там уже решат ее судьбу - или оставят с людьми, или помогут снова вернуться в тайгу. Ну а пленившим ее людям предстоят достаточно непростые хлопоты в “казенном доме” - и иностранные граждане, и их местные помощники перешли в разряд подследственных.

Медвежонок Фока не единственный августовский трофей бикинских рейнджеров. Несколькими днями раньше, например, особенно не повезло добытчикам наркотиков: в верховьях реки Змеинки (Пожарский район) задержали две легковые автомашины - “Ниву” и “Жигули”, пассажиры которых, жители Новопокровки (Красноармейский район), перевозили сушеную коноплю и маковую соломку. Одна машина оказалась буквально напичкана полным комплектом местной “наркоты” в разных ее видах - и сырье, и полуфабрикаты, и растворы, и пропитанные ими марлевые тампоны, и набитые “травкой” папиросные гильзы, и шприцы со следами наркотических растворов. По этим случаям тоже ведется следствие.

Сейчас самый разгар корневки, и уже удалось природоохранным инспекторам задержать шестерых легальных корневщиков, которые выходят в тайгу с незаполненными практически лесобилетами, выданными им в лесничествах. Приходится эти самые лесобилеты заполнять прямо на месте проверки и, конечно, в принудительном порядке, а обнаруженный женьшень взвешивать и по этому поводу составлять акты и хоть таким образом гарантировать, что этот корень уже не уйдет на черный рынок. В августе, например, таким способом уже “засвечена” немалая доля добытого женьшеня, который корневщики вынуждены будут реализовать только законным путем.

Автор: Виктор ХОЛЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"