Политические приливы и отливы

Вновь началась кадровая чехарда в правительстве. Президент отправил в отставку Сергея Степашина. Мир вновь с интересом наблюдает, как в сражении за министерские посты сойдутся доморощенные олигархи, пытаясь приткнуть на ключевые места в правительстве “своих” людей. Можно с уверенностью констатировать, единственным результатом смены кабинета министров будет перераспределение власти среди всем хорошо знакомых лиц. Вновь, может быть, появятся на политическом стадионе в качестве нападающих Чубайс, Гайдар и иже с ними. Перед ними уже поставлена конкретная цель – губернаторские, думские и президентские выборы. Уже поговаривают о том, что приоритетом нового правительства будет отнюдь не экономика (как будто у правительства должны быть другие задачи), а политика в чистом виде. Возникает закономерный вопрос: кто тогда проиграл и выиграл от смены правительства?

13 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №642 от 13 авг. 1999

Вновь началась кадровая чехарда в правительстве. Президент отправил в отставку Сергея Степашина. Мир вновь с интересом наблюдает, как в сражении за министерские посты сойдутся доморощенные олигархи, пытаясь приткнуть на ключевые места в правительстве “своих” людей. Можно с уверенностью констатировать, единственным результатом смены кабинета министров будет перераспределение власти среди всем хорошо знакомых лиц. Вновь, может быть, появятся на политическом стадионе в качестве нападающих Чубайс, Гайдар и иже с ними. Перед ними уже поставлена конкретная цель – губернаторские, думские и президентские выборы. Уже поговаривают о том, что приоритетом нового правительства будет отнюдь не экономика (как будто у правительства должны быть другие задачи), а политика в чистом виде. Возникает закономерный вопрос: кто тогда проиграл и выиграл от смены правительства?

Правительства летят, что осенние листья

Правительство предпоследнего премьера Примакова в самых разных регионах, в самых разных слоях общества называли одинаково: “правительство последней надежды”. Кабинеты министров под председательством Евгения Примакова и Степашина среди структур государственной власти стали единственными, которые начали пользоваться возрастающим доверием населения. Но реальный политический вес президента больше веса почти половины населения страны. Он, президент, от этих кадровых перестановок, безусловно, выиграл. Президентская администрация ликвидировала опасных для себя конкурентов, которые не только перехватили инициативу в экономической политике, но и добились реальных результатов в экономике.

Правительству Примакова история отвела очень короткий срок - восемь месяцев, Степашину и того меньше – всего три, их предшественникам зачастую требовалось куда больше времени, чтобы развалить экономику страны. Но за это время стране удалось избежать гиперинфляции, впервые в новейшей российской истории был создан бездефицитный бюджет, о котором долго говорил Гайдар, но так ничего конкретного и не сделал. Прекратились задержки зарплаты работникам бюджетной сферы, а задолженность по ней сократилась более чем в два раза, впервые полностью была профинансирована армия. Было выплачено 6 млрд. долларов внешнего долга без сокращения золотовалютных запасов страны. Увеличился сбор налогов. Инфляция упала до 3% в месяц, стал расти курс рубля по отношению к доллару, начался медленный рост промышленного производства - правительство делало все, чтобы сгладить последствия финансового кризиса. Налогов собрано аж 54,4 млрд., таможня перевыполнила план на 5,6%, уже пополнив бюджет на 31,3 млрд. рублей.

От смены правительства экономика только проиграла, а значит, в проигрыше остались и мы с вами. У занятой политическими разборками столицы не скоро теперь дойдут руки до экономики в регионах.

Демократы, либерал-демократы и прочие представители правого направления всячески приветствуют отставку Примакова и Степашина (плюс попавший в опалу при Примакове Березовский - ну его радость как не понять!). В заявлении президента о том, что правительства Примакова и Степашина выполнили свои тактические задачи и должны уйти, в обвинениях последних правительств в топтании на месте (конечно, за 500 дней Явлинский сделал куда бы больше, да что-то мало верится) они видят явное усиление своих политических позиций.

Понятна позиция лидеров “Яблока”, заигрывающих с президентом в надежде получить места в новом правительстве - на фоне предстоящих выборов в Госдуму. “Яблочники” сейчас пытаются упрочить свои позиции в Москве, понятно, что на выборах им будет трудновато преодолеть 5-процентный барьер. Позиция Лужкова, как всегда, неоднозначна, но Лужков четко следует своим целям - пытается не оттолкнуть потенциальную поддержку своему “Отечеству”, к движению, возможно, скоро примкнет Примаков, может, и гонимый Степашин присоединиться соизволит. Курс валют и акций свидетельствовал о том, что Кремль принял решение, угодное Вашингтону в отставке Примакова, но сегодня уже и Запад лихорадит от столь частых смен правительств в России, впрочем, как и саму Россию, - вырос курс доллара, курсы российских акций упали на несколько процентов после отставки Степашина. Ставится под вопрос и получение Россией от МВФ дальнейших кредитов.

В России же отставки вызывают отнюдь не положительные эмоции, да и чего радоваться, когда с российского политического олимпа сегодня сходят столь сильные на международной арене фигуры.

То, что речь идет явно не о “штатных” сменах правительства, понятно любому. Неискушенный в политических игрищах может предположить, что это попытка “припугнуть” депутатов Государственной думы перед предстоящими выборами. Отчасти это так. Но вероятнее всего то, что за отставками премьеров преследуются другие, более серьезные политические цели, например президентские выборы.

Если рассуждать трезво, Евгений Примаков являлся последним гарантом относительной политической стабильности в стране, хотя Конституция отводит эту роль совсем другому человеку. Степашин был явным преемником четкой государственной политики Примакова. Опустим вопрос о том, кто стоит за больной, но все еще широкой спиной президента в решении снять Примакова и Степашина, и обратим свое внимание на возможные последствия смены кабинета министров.

А на пороге зима…

Что же страна получит от появления нового правительства? Реальная работа правительства явно начнется не скоро – свидетельство тому то, что губернатор Приморья уже собрался лететь в Москву, расхлебывать последствия отставки последнего премьера. Его, как руководителя края, сейчас волнует подготовка края к зиме.

Возможно, снова расправят крылья идейные борцы за банкротство предприятий в рамках развития одним им понятного курса экономики (Чубайс, с его любимой приватизацией). Наступит очередная пауза в решении насущных социально-экономических вопросов. Вероятно, Россия вновь погрузится в пучину неплатежей, задержки зарплат, пенсий и льгот. Очевидно, что доллар снова начнет расти, рост цен при этом неизбежен. Компенсировать его будет невозможно - в казне просто нет денег. Но самое страшное, что отставка Степашина состоялась накануне зимы – не самого благоприятного времени года. Сейчас бы решать проблемы подготовки предприятий топливно-энергетического комплекса к осенне-зимнему периоду, а не тасовать правительства как потрепанную колоду игральных карт.

Вырисовывается довольно мрачная картина: народ еще больше обнищает, увеличится смертность. Пуще прежнего будет процветать преступность, взяточничество, с которым начали успешно бороться Примаков и Степашин. Резко возрастет преступность, и самое страшное - могут произойти различные стихийные выступления народных масс. Возможны новые заигрывания с дружественным Китаем (в пику действиям НАТО в Югославии) в виде раздачи слонов - дальневосточных земель.

Спешу оговориться, что не сею панику, а лишь рассуждаю о возможных последствиях. Это наихудший вариант возможного развития событий, но что еще можно предположить в создавшихся политических реалиях? Дестабилизация началась уже сегодня и, вероятно, будет продолжаться - новое правительство еще долго не будет нормально работать, более того, оно будет жестко контролироваться “изобретателями” отставок Примакова и Степашина.

Президент контролировать ситуацию в стране не способен, о чем свидетельствует непредсказуемость его действий. Государственная дума будет озабочена предстоящими выборами: “явлинцы” и “жириновцы”, не получив желанных министерских мест, будут продолжать критику всех и вся – это единственное, что они успешно делали во время всей своей парламентской деятельности.

Коммунисты будут и далее возмущать народные массы, нагнетая обстановку вокруг недееспособного президента, – и зарабатывать на этом политические очки. “Жириновцы” продолжат яркие, шокирующие выступления все с той же целью – попытаться пройти в думу следующего созыва, но, может, опять попросят себе депутатских льгот и привилегий.

Единственной стабилизирующей силой может стать только Совет федерации, точнее, руководители субъектов федерации - губернаторы, представляющие государственную власть на местах. Именно им придется взвалить на свои плечи всю заботу о падающей в пропасть стране, пока Москва занята политическими перестановками. Сенаторы уже планируют активно участвовать в происходящем.

Тяжкая ноша регионов

Можно предположить усиление власти в регионах, но опять же - позволит ли столица? Политическая ситуация отнюдь не напоминает события 1917 года, пусть даже власть, как и тогда, принадлежит не понять кому, сам президент ее бремя нести не может, но и другим не дает. Да и смогут ли губернаторы потянуть страну без помощи Москвы? Сможет ли выжить Приморский край, справится ли с ношей Евгений Наздратенко? 6 лет его правления дают достаточно фактов для размышлений. И дело даже не в том, что у Наздратенко складывались нормальные, рабочие отношения почти со всеми российскими председателями правительств – Кириенко, Примаковым, Степашиным.

Именно факты доказывают, что Приморье сможет выжить, поскольку губернатор никогда не надеялся на помощь Москвы, чаще спорил с ней, отстаивая интересы края. Стоит вспомнить хотя бы его противостояние в вопросах приватизации и банкротства предприятий, тарифной политики железнодорожных перевозок и энергоресурсов, демаркации дальневосточных границ. Его не раз пытались снять с поста губернатора, угрожали, но он всегда твердо отстаивал интересы приморцев, дальневосточные земли, свой родной край.

Тяжело придется краю без трансфертов, хотя громкое слово трансферт – лишь завуалированное название возвращаемых федеральных долгов. Да и долг федерального бюджета в несколько миллиардов рублей висит мертвым грузом. Многие регионы сегодня находятся на полной государственной дотации, прожиточный уровень в них ниже официально установленного по стране. Уровень жизни в Приморье тоже оставляет желать лучшего, тем не менее на фоне других субъектов федерации Приморский край выглядит как стабильно развивающийся регион. По данным журнала “Профиль”, Приморье по общим показателям с 72-го места в 1994 году поднялось на 26-е в 1998-м.

И в этом, безусловно, есть и заслуга краевой администрации и губернатора, предпринимающих все усилия по возрождению хозяйства Приморья, его экономического потенциала: промышленности, сельского хозяйства, военно-промышленного комплекса, образования, рыбной индустрии, развитию СЭЗ “Находка”. Одна из ключевых проблем экономики края – восстановление базовых отраслей промышленности. Сокращение федеральных госзаказов, ставшая хронической задолженность государства за уже выполненные госзаказы, фактическое прекращение поддержки государством программы конверсии в Приморье – все это поставило предприятия в катастрофическое положение. И администрацией края предпринимаются все возможные меры для стабилизации ситуации на предприятиях оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов.

Большая работа проводится по формированию благоприятного климата в крае для привлечения иностранных инвестиций, использования возможностей международных инвестиционных фондов и программ. По оценке журнала “Эксперт”, Приморский край относится к группе из 18 регионов с приемлемыми условиями инвестирования при среднем уровне риска. Приморье оценивается как “потенциальный полюс роста российской экономики”. ПК в настоящее время входит в число первых 20 регионов с наибольшим объемом иностранных инвестиций, полученных в 1993-1998 гг. По состоянию на 1 января 1998 года 46 процентов всех действующих на Дальнем Востоке России предприятий с иностранными инвестициями находится в Приморье – 340. Между остальными территориями они распределились следующим образом: Хабаровский край - 18%, Сахалин - 13%, Амурская область - 9%, Камчатская область - 6%, Магаданская область - 4%, ЕАО -1%.

Вышеперечисленные направления – лишь малая часть того, что сделано в Приморье за последние несколько лет. После перестроечного шока в Приморском крае наконец-то появляется стабильность, уверенность в завтрашнем дне – все это результаты многолетней, кропотливой работы краевой администрации во главе с Евгением Наздратенко. А будет ли ситуация в крае столь же стабильной, покажут результаты предстоящих губернаторских выборов.

Автор: Константин АЛЕКСЕЕВ, специально для "В"