Острова продают как рога и копыта

Что мешает по отработанной в Приморье схеме продать Курильскую гряду?

10 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №639 от 10 авг. 1999

Что мешает по отработанной в Приморье схеме продать Курильскую гряду?

Вроде не бездельники и могли бы жить

С каждым годом становится все труднее придумать, что нужно отменить на острове Путятина, чтобы народ там жил легко, радостно, богато. Методично и планомерно уничтожается этот воистину уникальный уголок приморской природы. Два года назад признан банкротом зверосовхоз, когда-то имевший 12,5 тыс. норок, немалое стадо пятнистых оленей. Рыбозавод - производитель пользующихся спросом рыбных консервов ныне законсервирован сам. Избежать банкротства ему помогли свои же рабочие, сохранившие имущество предприятия от прихватизации, но не сумевшие эффективно вести производство.

Здесь каждый сантиметр земли таит в себе несметные богатства. Но никто не спешит нагнуться и употребить их во благо. Здесь есть уникальные залежи глины, из которой в далекие времена Алексей Старцев изготавливал фарфор, соперничавший с японским и китайским. Мраморные кекуры "пять пальцев", камни Унковского - единственное место гнездовья тихоокеанской чайки, озеро Гусиное, где еще живы лотосы, жалкие остатки аборигенной популяции краснокнижного пятнистого оленя - все это памятники природы. Несколько рассыпных и коренных месторождений золота - и это есть на острове. Если сюда добавить уникальные дары леса - лекарственные травы и растения, дикоросы и то, чем богато море, - рыба, краб, ламинария, трепанг, гребешок, кукумария, осьминог, кальмар, то вряд ли можно найти объяснение той нищете, запустению и пьянству, что царят на острове.

Создание на базе зверосовхоза АОЗТ "Путятин" враз сделало акционерами около сотни доверчивых людей, отдавших работе на предприятии не один десяток лет. Процедура банкротства как следствие бездумного акционирования поставила жирную точку в более чем полувековой зверосовхозной истории. Не нужно быть пророком, чтобы предугадать: введение внешнего управления неизбежно влечет за собой распродажу за гроши того, что не успели разворовать. Об этом устойчивом стереотипе банкротства по-приморски все настойчивее говорят аналитики. Зверосовхоз является к тому же единственным землепользователем не только на Путятине, но и на расположенном рядом острове Аскольд.

Кругом кричат - не прогадай, купи-продай, купи-продай...

20 июля 1999 года фондом имущества Приморского края проведены торги предприятия АОЗТ “Путятин” - бывшего зверосовхоза на острове Путятина, ранее по суду признанного банкротом.

Как заявил в интервью программе Тихоокеанского телевидения глава администрации муниципального ЗАТО Евгений Худеньких, аукцион по продаже предприятия как имущественного комплекса (в состав которого входит и земля) состоялся в нарушение действующего законодательства, в нем не принимали участия те предприятия, что заявляли ранее о своих намерениях. Мэр также подчеркнул, что администрация ЗАТО всячески препятствовала продаже этой по сути немалой части уникального острова.

Редакция располагает достоверной информацией о том, что администрация муниципального ЗАТО направила письмо прокурору Приморского края В. Василенко с просьбой признать торги недействительными. В результате торгов подписан договор о купле-продаже, одним из условий заключения которого является отсутствие предмета имущественного спора. Тем не менее в Aрбитражном суде находится дело, в котором администрация ЗАТО оспаривает право на земли бывшего зверосовхоза - как минимум на 4,5 тыс. га из 6,5 тыс. имеющихся.

Закрытое акционерное общество “Путятин” согласно единому государственному регистру предприятий и организаций России зарегистрировано как предприятие животноводства и всегда пользовалось всеми положенными льготами. Согласно закону РФ “О несостоятельности (банкротстве)” предусмотрен и особый порядок продажи предприятий такого профиля. В случае торгов преимущественным правом на приобретение владеют сельхозпредприятия, крестьянские или фермерские хозяйства, находящиеся на данной территории. При этом такое предприятие должно заниматься производством и переработкой сельхозпродукции, а сумма отчислений в доход муниципальной казны должна составлять не менее 50 проц. всей полученной прибыли.

Печальный опыт проведения еще самых первых аукционов на административной территории Фокино говорит о том, что ни одно из проданных предприятий не сохранило своего профиля, хотя в условиях аукциона это оговаривалось - со дня продажи нет в городе ни прачечной, ни химчистки, да и за сокращение рабочих мест никто не ответил по закону.

Предприятие ООО “Агро-Путятин”, что купило АОЗТ “Путятин” как имущественный комплекс (а значит, и землю), зарегистрировано в феврале 1999 года и занимается исключительно торговлей, содержа на острове бар и магазин. Ко всему из официальных источников известно, что, по данным отчета о финансово-хозяйственной деятельности за 1-е полугодие 1999 года, “Агро-Путятин” не располагает суммой ни для приобретения имущества бывшего зверосовхоза, ни для внесения задатка для участия в торгах... Хотя по усиленно циркулирующим в районе слухам, суммы эти смешные - чуть больше 300 тысяч рублей.

Нарушена и статья 104-я закона РФ “О несостоятельности” - жилищный фонд, учреждения социально-культурной сферы не переданы в собственность органов местного самоуправления, а значит, нарушено и право собственности на жилье граждан - бывших работников зверосовхоза, так как не зарегистрировано в учреждении юстиции в соответствии с законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Акционеры АОЗТ “Путятин” в результате торгов вообще остались ни при чем: ни имущественных паев, ни клочка земли для покоса или огорода, ни права на жилье у них нет. В этом туманном деле больше вопросов, чем ответов. К примеру, что мешало администрации муниципального ЗАТО при банкротстве зверосовхоза взять в собственность его земли? Бытует мнение, помешали огромные долги по зарплате акционерам, управленцам, по различным социальным выплатам и пособиям, на оплату услуг судебных исполнителей, и в числе экстренных кредиторов муниципальной власти досталась лишь пятая очередь... А что мешало чиновникам, регистрировавшим общество с ограниченной ответственностью “Агро-Путятин”, поинтересоваться, почему предприятие с такой кричаще-сельскохозяйственной приставкой в названии торгует спиртным, сигаретами и прочим ходовым товаром? А теперь говорят, что это самое ООО и было создано специально для того, чтобы купить все, что осталось от зверосовхоза. В Арбитражном суде Приморского края назначено на 17 августа слушание дела о претензиях администрации муниципального ЗАТО по земле.

Мечтатели есть не только в Кремле

Хотя официально и заявлено, что администрация закрытого Фокино “всячески препятствовала” случившемуся, поводов сомневаться в истинности этого больше чем достаточно. Еще при акционировании зверосовхоза коллектив буквально трясло от недовольства политикой бывшего директора Виктора Евтушенко. Ничто не мешало разобраться, сделать правильные выводы, навести порядок. Следующий, уже внешний управляющий Александр Сукач враз сделал нерентабельными не только норок, дававших совхозу основной доход, но и оленей - по сути безотходное производство. Только одна ежегодная пантовка давала до полутонны сухих консервированных пантов, а это сотни миллионов (старых) рублей. Было заявлено о новом приоритетном направлении - рыболовстве. Оленье мясо вывозилось с острова мешками, безоружные егеря не смогли противостоять вооруженным браконьерам. Оленьи кости и черепа и поныне белеют на лесных тропинках...

Разрушена ферма норок, теперь она напоминает заброшенное кладбище с бесконечными рядами одинаковых надгробий, уходящих к линии горизонта.

Нынешний конкурсный управляющий г-н Муратов также пока очень далек от осуществления своего плана вывода хозяйства из кризиса.

И пока уничтожалось крепкое хозяйство, администрация муниципального ЗАТО думала о том, как превратить остров в рекреационную зону, сделав его привлекательным для своих и зарубежных туристов. Программа рекреации предполагала привлечение иностранных инвестиций, но на нее не клюнули ни в Японии, ни в Южной Корее. Красивая сказочка была рассчитана на тех, у кого где-то в российской глубинке есть деревня крепостных, что вкалывают от зари и до зари, снабжая господ-помещиков всем необходимым. Мнилось мечтателям понастроить не кирпичные и фарфоровые заводы, не конные и оленьи фермы, а рыбацкие поселки, казачьи хутора, русские деревни, да чтобы все это имело свой неповторимый колорит, а уж туристы повалят-де на такие чудеса поглядеть, и валюта рекой потечет... Автономные военные городки, куда казаков планировали заселить, стоят разбитые и брошенные. Безработные островитяне кормятся с огородов да морским промыслом, зачастую незаконным. Сейчас на продаже грибов зарабатывают себе на кусок хлеба.

На могиле Алексея Старцева, чьи земли теперь продаем тем, кто ни пахать, ни сеять на этой земле не будет, кто не превратит ее в цветущий сад и не накормит живущих на ней, начертано: “Рожденный от декабриста, остался верен его идеалам...” Стало быть, мы и идеалы уже продали вместе с оленьими рогами, и гордость национальную - не помнящие родства, перекати-поле, купи-продай...

Автор: Татьяна МОТОРИНА, "Владивосток"