Северный завоз заморожен

Об этом уже стало скучно писать - северо-восток России снова находится на грани вымерзания. Ведь согласно русской поговорке сани следует готовить летом. И в этот же сезон необходимо завозить северянам продукты, топливо - все необходимое для нормального жизнеобеспечения северных территорий Камчатки, Магаданской области, Чукотки. Однако, даже несмотря на приезды в регион высокопоставленных чиновников - вплоть до 1-го вице-премьера Николая Аксененко, несмотря на многочисленные решения, графики, совещания и т. д., уповать северянам по большому счету не на кого. Об этом свидетельствует и хроника последних событий.

5 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №637 от 5 авг. 1999

Об этом уже стало скучно писать - северо-восток России снова находится на грани вымерзания. Ведь согласно русской поговорке сани следует готовить летом. И в этот же сезон необходимо завозить северянам продукты, топливо - все необходимое для нормального жизнеобеспечения северных территорий Камчатки, Магаданской области, Чукотки. Однако, даже несмотря на приезды в регион высокопоставленных чиновников - вплоть до 1-го вице-премьера Николая Аксененко, несмотря на многочисленные решения, графики, совещания и т. д., уповать северянам по большому счету не на кого. Об этом свидетельствует и хроника последних событий.

Так, на этой неделе завершился переход теплохода “СА-15” (арктического класса) Дальневосточного морского пароходства из Японии в Дудинку с партией труб большого диаметра. В порту на Енисее судно загрузится никелевым концентратом и отправится дальше по Северному пути в голландский порт Роттердам.

На сегодняшний день это единственный теплоход FESCO, который работает в арктических широтах, но, как всем понятно, к завозу грузов снабжения не имеющий никакого отношения. Еще два судна усиленного ледового класса пароходства трудятся на северо-востоке страны по заказу министерства обороны. Плюс к этому от берегов Приморья с сотней контейнеров на борту назначением на Анадырь, Беринговский и мыс Шмидта следует дизель-электроход “Василий Головнин”. Однако даже с большой натяжкой это трудно назвать арктической навигацией. Потому что главной радостью для северян по итогам этого рейса станет лишь появление партии контейнеров, в которых можно будет вывезти нажитое добро, чтобы навсегда покинуть гиблое место.

По словам директора департамента основной производственной деятельности, заместителя генерального директора ОАО “ДВМП” Евгения Амбросова, такого провального для “полярки” лета еще не было. Пароходство приготовило к работе в арктических широтах более 20 судов. Но до сих пор ни одно из них не востребовано. На сегодняшний день во всех приморских портах с трудом наберется несколько десятков готовых к отправке на север 20-футовых контейнеров. Так же, как нет и заявок на перевозку груза. И еще около 16 тысяч тонн угля хранится на берегу Анадырского залива для поселков Чукотки. Однако правительство автономного округа не планирует воспользоваться услугами ОАО “ДВМП”, а ищет судно с демпинговыми тарифами. Учитывая опыт прошлых лет, когда фирмы-однодневки снимали маленькие деньги за короткие рейсы и исчезали, пароходство продолжает держать суда для похода на север.

Тем более что имеется печальный опыт минувшего года. Тогда закончилось топливо на электростанции в Певеке, и несколько поселков на Чукотке оказались замороженными. А подвезти уголь и мазут было некому. Уже в нынешнем году подобная катастрофа произошла в Корякском автономном округе. И пароходству совместно с компанией “ДальТЭК-1” пришлось организовывать операцию спасения. На север полуострова Камчатка в марте отправились ледокол “Магадан” и теплоход “Абакан” с грузом угля более шести тысяч тонн. Моряков местные жители встречали с восторгом.

Предстоящая зима вновь окажется повторением прежних ошибок. Северян оставят без продовольствия и топлива, а морякам ОАО “ДВМП” придется в очередной раз отправляться на их спасение. Этой проблеме было посвящено недавнее рабочее совещание в пароходстве. Как сообщили “В” в службе ледокольного флота, FESCO продолжает держать в бассейне транспортные суда на предмет появления груза. К походу в арктические широты готовы ледоколы “Магадан” и “Адмирал Макаров”. Через две недели к ним сможет присоединиться еще и “Красин”, на котором сейчас завершаются ремонтные работы на “Дальзаводе”.

Старания руководства пароходства договориться с губернаторами северных территорий и руководством Госкомсевера не находят понимания. Вот и получается, что окраинные регионы нужны только местным жителям да морякам-дальневосточникам, но никак не властям.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"