Каютоносец “Урал” разделит судьбу “Минска” и “Новороссийска”
Разведывательный корабль ТОФ “Урал” сегодня, увы, умершее воплощение дерзновенной мысли ученых-атомщиков и кораблестроителей, судя по всему, доживает свой до обидного короткий век у причальной стенки.
Разведывательный корабль ТОФ “Урал” сегодня, увы, умершее воплощение дерзновенной мысли ученых-атомщиков и кораблестроителей, судя по всему, доживает свой до обидного короткий век у причальной стенки.
В течение месяца корабль, которому нет аналогов не только на отечественных флотах, но и в мире, находился в доке Чажминского судоремонтного завода, где ему подлатали днище и пытались устранить крен. Не обошлось без ЧП: в момент испытания на герметичность заглушек подруливающих устройств погиб рабочий... Сейчас “Урал” стоит у родной стенки с креном в 5 градусов на правый борт. По всем данным, на заводе он прошел первый этап так называемой поверхностной консервации. Во всяком случае, те моряки, что служили на авианосцах, проданных за рубеж, вспоминают, что консервация кораблей начиналась так же, и предрекают “Уралу” буквально считанные месяцы жизни.
У этого уникального корабля - короткое (всего 10 лет) бессмысленное существование и, пожалуй, самая трагическая судьба среди всех советских военных кораблей. Когда его спускали на воду со стапелей прославленного Балтзавода в Ленинграде, предполагалось, что со временем аналогичные “разведчики” будут на всех флотах великой морской державы. Главному конструктору корабля Архарову за создание “Урала”, “пиджаку”, как называют моряки гражданских, было присвоено звание контр-адмирала - случай беспрецедентный, получил он и звезду Героя. Здесь все было уникально: разведывательная аппаратура, вычислительный центр по последнему слову техники. Для отдыха - курительный салон, бильярдная, спортивный и кинозал, салон природы, игровые автоматы, две сауны, душевые и бассейн. Не случайно военные моряки, не привыкшие лезть за словом в карман, метко нарекли “Урал” каютоносцем или специальным спальным вагоном - ССВ-33 - чего-чего, а кают на корабле в избытке.
Пока “Урал” был полон жизни и великих устремлений в будущее, ему не нашлось места у стенки, он постоянно стоял на рейде. И только “мертвому” ему нашлось место у причала...
Несчастья обрушились с самого начала - через два года после перехода на ТОФ на корабле, стоящем на рейде, случился пожар - горели кабель-трассы. Словно незаконнорожденное дитя, “Урал” никак не мог обрести себе любящих, пусть и приемных, родителей. Наверху не могли решить, кому он будет принадлежать: противоракетной или противовоздушной обороне или ВМФ, но с самого начала было ясно, что одному флоту его не потянуть - содержание корабля требовало огромных затрат, его обслуживание - уникальных научных знаний. С корабля в первые же годы стали уходить классные специалисты, уходить туда, где не нужно было заниматься строевой подготовкой и конспектированием марксистско-ленинской беллетристики, уходили в науку...
Сейчас эта махина 265 метров длиной и 30 шириной, по мнению многих, разграблена и загублена. Восстановление корабля потребует астрономических средств, равно как и перепрофилирование его в плавучую атомную станцию. Идея эта бродит в умах, как правило, в зимний период, к лету интерес к ее воплощению падает до нулевой отметки, к тому же Минатом, Минобороны и представители местной промышленности никак не могут договориться по этой животрепещущей проблеме... Сейчас экипаж, который прежде достигал тысячи человек, сократился до 120, примерно поровну всех - матросов, офицеров, мичманов. По мнению информированных источников, с уходом матросов осеннего призыва весь личный состав корабля разместится в одном кубрике... Ядерные реакторы стоят заглушенными, это хозяйство обслуживает единственный офицер. Моряки горько шутят: если, мол, сократят или уволят его, никто не знает, что делать в аварийной ситуации, что крутить... Вот что скрутить - тут спецы находились, достаточно вспомнить дело о хищении золота, в результате чего загробили техники на многие миллионы.
Те мичманы и офицеры, что совершили на корабле переход через Ла-Манш из Питера (а он занял всего 59 дней), очень надеялись на океанские походы, но море сразу кораблю не дали, к нему с первых дней отнеслись не так, как он того заслуживал. Сегодня моряки-уральцы о море и не мечтают, не загораются глаза, как в прежние времена, когда речь заходит о морях... За десять лет сменилось пять командиров, все дослужились до капитана 1-го ранга и ушли... Один - в коммерцию, по преданию, прихватил в качестве стартового капитала часть корабельного добра. А вот первый командир “Урала” капитан 1-го ранга в отставке Илья Кешков, говорят в дивизии надводных кораблей, написал письмо президенту Б. Ельцину в защиту уникального корабля. В разные годы посещали “Урал” разные министры, бывал здесь и главный прораб перестройки Михаил Горбачев. Нет ничего случайного на свете - перестройка, начатая так рьяно, привела страну к пропасти, в ее жернова попал и “Урал”.
По мнению многих, ни “Уралу”, ни “Адмиралу Лазареву” не избежать списания на металл. С 1 июня и на “Лазареве” начались сокращения. “Урал”, горько шутят моряки, - готовый плавучий отель со всеми наворотами для развлекательного бизнеса, малость подшаманить, выбросить на берег, да и оставить для забавы курсирующим между Находкой и Владивостоком нуворишам.
Автор: Татьяна МОТОРИНА, "Владивосток"