Авиашоу над Арсеньевом: от “Пчелки” до “Акулы”

В минувшую субботу Арсеньев превратился в подобие Ле-Бурже. Город праздновал 90-летие легендарного директора авиакомпании “Прогресс” Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии в области науки и техники Николая Сазыкина. При многотысячном скоплении всех поколений авиастроителей и их гостей из других предприятий и организаций, из Владивостока и даже из-за рубежа в небе Арсеньева развернулось авиашоу, каких не знало Приморье.

16 июнь 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №608 от 16 июнь 1999

В минувшую субботу Арсеньев превратился в подобие Ле-Бурже. Город праздновал 90-летие легендарного директора авиакомпании “Прогресс” Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии в области науки и техники Николая Сазыкина. При многотысячном скоплении всех поколений авиастроителей и их гостей из других предприятий и организаций, из Владивостока и даже из-за рубежа в небе Арсеньева развернулось авиашоу, каких не знало Приморье.

Воздушный парад открыла знаменитая “Пчелка”, ведомая одним из основателей заводского аэроклуба Борисом Чиковым. Именно с нее в 1965 году завод начал восхождение к утверждению своего “летающего” профиля. И вот уже блестящие возможности демонстрирует воздушный акробат “Як-55” - последний из серии спортивно-пилотажных самолетов предприятия, модернизированный вариант которого завоевал в Ле-Бурже Гран-при. Пилотирует его летчик-испытатель Андрей Обревко - сын недавно ушедшего на заслуженный отдых испытателя и чемпиона мира по спортивному пилотажу Виктора Обревко. “Мертвые петли”, “бочки”, “абракадабры” и многие другие сложнейшие фигуры высшего пилотажа легко и изящно продемонстрировал “Як” - и вдруг все замирают: издали послышался знакомый и грозный рокот первенца отечественного боевого вертолетостроения “Ми-24” - “Летающего танка”. Да, первый из доставленных на завод из черниговского авиаполка имени Ленина для капитального ремонта “Летающий танк” к юбилею Н. Сазыкина полностью восстановлен и уверенно демонстрирует свои летно-технические возможности. Символично, что ведет его герой афганской войны, четырежды орденоносец, летчик-испытатель полковник Владимир Хорев.

Спрашиваю стоящего рядом консула Японии во Владивостоке господина Иидзиму Ясумасу о его впечатлении от нашего ударного геликоптера.

- Прежде я видел “Ми-24” только по телевидению, во время событий в Афганистане, - отвечает он, - и вот представилась возможность посмотреть его в оригинале. Впечатление от вертолета очень мощное! Думаю, если бы он пролетал с вооружением - это было бы еще более красиво.

Позже Иидзима-сан даст достойную оценку и взлетевшей в небо “Черной акуле”. И заявит корреспонденту “В” о желании Японии совместно с “Прогрессом” производить легкий гражданский вертолет “Ми-34”. По схеме “фюзеляж - прогрессовский, мотор - японский”. Возможно, для такого сотрудничества при поддержке губернатора Евгения Наздратенко путь будет открыт в ближайшее время.

И вот он - только что сошедший со сборочных стапелей после почти 3-летнего перерыва “Ка-50”. Само появление в небе Арсеньева этого вертолета - свидетельство трудовой победы авиастроителей, сумевших при полном отсутствии финансирования и материальной поддержки со стороны государства подарить нашей армейской авиации эту замечательную машину. И путь ей теперь - в тот же черниговский авиаполк.