“Дальзавод” в будущее смотрит с надеждой

В последнее время в средствах массовой информации прошла серия публикаций, в которых ход событий на “Дальзаводе” отражается как в кривом зеркале. И хотя крупнейшее на Дальнем Востоке судоремонтное предприятие за более чем вековую историю никогда не нуждалось в дополнительном представлении, равно как и в защите - всегда на виду, его коллектив без лишних слов доказывал, что любые задачи дальзаводчанам по плечу. Однако сегодня мы считаем крайне важным высказаться по поводу некоторых публикаций с общей тональностью: “Кому выгодно сгущать тучи над “Дальзаводом”?” Этот вопрос возникает невольно, когда читаешь статью с набором умело подобранных фактов со знаком минус, в том числе и материалов для служебного пользования, подталкивает к выводу: из-за туч солнца уже не увидеть!

1 июнь 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №600 от 1 июнь 1999

В последнее время в средствах массовой информации прошла серия публикаций, в которых ход событий на “Дальзаводе” отражается как в кривом зеркале. И хотя крупнейшее на Дальнем Востоке судоремонтное предприятие за более чем вековую историю никогда не нуждалось в дополнительном представлении, равно как и в защите - всегда на виду, его коллектив без лишних слов доказывал, что любые задачи дальзаводчанам по плечу. Однако сегодня мы считаем крайне важным высказаться по поводу некоторых публикаций с общей тональностью: “Кому выгодно сгущать тучи над “Дальзаводом”?” Этот вопрос возникает невольно, когда читаешь статью с набором умело подобранных фактов со знаком минус, в том числе и материалов для служебного пользования, подталкивает к выводу: из-за туч солнца уже не увидеть!

Спору нет, ситуация на нашем предприятии непростая. За последние годы портфель заказов заметно уменьшился как со стороны наших традиционных основных заказчиков, так и со стороны гражданских судовладельцев. Нам не удается ликвидировать задолженность по заработной плате, рассчитаться с налогами. Но есть и другая чаша весов - положительная, где каждое, пусть самое маленькое достижение, учитывая сложнейшую ситуацию в России, дорого стоит, ведь достигнута она ценой немалых усилий коллектива “Дальзавода” и его администрации. В прошлом году превышение объема производства к уровню 1997 г. составило 4139 тыс. рублей. Отремонтированы 14 кораблей и судов, 15 единиц прошли доковый ремонт. Все эти работы проведены в установленные сроки и по ценам, оговоренным соответствующими контрактами. Но к сожалению, только на 7,1 процента увеличена заработная плата. Нам удалось - и это мы считаем самой большой нашей победой - сохранить марку “Дальзавода”, и с гордостью сегодня можем сказать, что завод может в любой момент принять и провести комплексный ремонт кораблей I и II ранга. Дальзаводчане не только сохранили, но и надежно защитили качество своего труда. Предприятию вручены два сертификата соответствия на систему качества - Морским Регистром и Госстандартом России, и это пока единственное предприятие в Дальневосточном регионе, сертифицированное по требованиям международных стандартов.

Конечно, рынок диктует новые условия, сегодня ведомства основного заказчика не могут вовремя рассчитываться с нами, но ведь и гражданские судовладельцы зачастую эксплуатируют флот на износ, не располагая финансовыми возможностями для его ремонта. Что же нам, судоремонтникам, последовать их примеру и “самораспуститься”, переквалифицироваться?

Не разумнее ли нам, предприятию великой морской державы, сохранить имеющиеся мощности, уже наработанные технологии и проводить их реструктуризацию постепенно, последовательно, не ломая всей цепи, добавляя в нее необходимые звенья? Тем более что горький опыт последних лет показывает, что в России быстро можно только разрушить что-либо.

Исходя из этих позиций, на “Дальзаводе” разработана и внедряется программа реструктуризации. Сегодня мы не говорим о тех проектах, которые могут быть осуществлены благодаря инвестициям по линии правительства России, хотя они предметно обсуждаются, и уже разработаны бизнес-планы с конкретной экономической привязкой к “Дальзаводу”. Сегодня необходимо сказать о том, что реально сделано нами самостоятельно.

В прошлом году мы провели некоторые мероприятия по реконструкции топливно-энергетического комплекса, что снизило затраты на производство на 6,5 млн. рублей и вызвало неудовольствие в коллективе энергоремонтного цеха, которого коснулись кадровые сокращения. Понимая, что эти два фактора - производственный и человеческий - неизбежно сопровождают период реконструкции, считаем тем более важным проводить их с особой взвешенностью и осторожностью. Мы и в нынешнем году будем продолжать эту работу. “Дальзавод” действительно имеет весьма солидные основные фонды и применительно к нынешней экономической ситуации несколько устаревшую структуру предприятия. Но процесс этот должен гармонично вписываться в производственную программу и не выходить за рамки максимально допустимых пределов, которые определяются, в первую очередь, технологией судоремонта объектов основного заказчика. Мы не намерены отказываться от госзаказа, во-первых, потому, что даже при известных задержках их оплаты это - гарантированная работа, во-вторых, это высокие технологии судоремонтных работ, которые позволяют “Дальзаводу” сохранять производственный комплекс и кадровый потенциал предприятия. И наконец, почтенный возраст “Дальзавода” не позволяет даже на крутом изломе его истории отказаться от своего изначального истинного предназначения. Большинство дальзаводчан, кадровые работники завода, верят, что восстановится былая мощь российского флота и их знания, опыт будут востребованы. К слову сказать, нам удалось сохранить прежние контрагентские структуры вокруг “Дальзавода”. Сегодня представители многих заводов Украины, Белоруссии и западных регионов России находятся здесь, во Владивостоке, и работают на “Дальзаводе”, выполняя соответствующие работы, обеспечивая комплексный судоремонт.

В рамках “Дальзавода” идут структурные перемены, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что и до сих пор и далее мы не сократили и не сократим ни одного рабочего из основного производства. Мы сбережем необходимый потенциал инженерно-технических работников и обслуживающего судоремонт технического персонала. Сделать это непросто, и это особенно чувствуется в данный момент - первый квартал, весенний период всегда был связан с неполной загрузкой (весь рыбообрабатывающий флот задействован в это время года в промысловой путине), и сегодня нам особенно сложно обеспечить работой наши подразделения. Вот почему администрация вынужденно и осознанно пошла на то, чтобы отпустить некоторые категории работающих в отпуск по инициативе администрации с сохранением 80 процентов заработной платы. В последние два года нам удавалось избежать этой нежелательной меры, но сегодня это, к сожалению, реальность. В отпуск отправлены только некоторые категории работников (около 20 процентов), по согласованию с руководителями подразделений. Конечно, предприятие понесет дополнительные расходы, а у его работников получается вынужденный простой, но за ними сохраняются рабочие места, и после отпуска все эти люди вернутся в свои коллективы и смогут работать за полную зарплату, которая в январе этого года повысилась на 30 процентов.

Говоря о нашей приверженности к сохранению судоремонтного профиля предприятия, мы ни в коей мере не ограничиваемся только этими возможностями для пополнения заводского портфеля заказов. В последние месяцы было выполнено значительное количество работ на судах крупных и мелких судовладельцев, благодаря чему в последних числах апреля заводчане смогли получить месячную зарплату.

Большую помощь и поддержку получает администрация и от руководства края. Значительное участие в решении многих проблем завода принимают губернатор края Е. И. Наздратенко и вице-губернатор К. Б. Толстошеин, благодаря которым были предприняты реальные шаги к тому, чтобы “Дальзавод” получил значительные объемы по госзаказу и оплату по ним. Уже реально заложен объем госзаказа на 1999 г., превышающий прошлогодний в два раза, и в мае предполагается дополнительное увеличение. Ну и особенно важно - достигнуто соглашение, что на все заказы основного заказчика будут составлены сетевые графики с обозначением технологических этапов и необходимой суммой оплаты выполненных работ. А это позволит и регулярно платить зарплату, и своевременно делать перечисления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Ну а если еще будет осуществлен проект с постановкой иностранных заказов, то экономическая ситуация в коллективе еще более стабилизируется. Совсем недавно на “Дальзаводе” работала комиссия специального комитета Российской Федерации, и заключение ее было довольно отрадным: заводу удается сохранить дееспособность. И это еще раз подтверждает правильность выбранной нами политики - проводить реструктуризацию, сохраняя и производство, и кадровый состав. Мы выполняем большой объем работ по литейному и кузнечному производству. Правда, они не приносят нам большой прибыли, но мы понимаем, что эти работы необходимы - эти заказы поддерживают промышленность края, в частности - угольную отрасль, энергетику, и помогают нам сохранить эти виды производства. Вместе с тем мы сохранили и электродное производство, которое обеспечивает электродами большой регион Дальнего Востока, а в дальнейшем планируется развитие и расширение этого производства.

В последнее время сложились неплохие партнерские связи с администрацией города, и последний значительный проект такого сотрудничества - проведение “Дальзаводом” строительных и благоустроительных работ на стадионе “Авангард” и открытие здесь гаревой дорожки. Работы здесь идут полным ходом, администрация города небольшую часть заказа оплачивает на материалы и зарплату, основная часть пойдет в зачет наших долгов по налогам. Хочется надеяться, что это не последний пример взаимовыгодного сотрудничества с городской администрацией. “Дальзавод” может выполнять любые работы в рамках своего многопрофильного производства.

И на фоне постоянной борьбы за сохранение уникального для России предприятия непонятны частные заявления то от фискальных органов, то в прессе о каком-то банкротстве, т. е. о разорении, продаже с молотка основных фондов и специализированного оборудования завода. Но события в Югославии показали, что необходимо всячески поддерживать все еще работающее в т. ч. и на “оборонку” предприятие, а не разрушать его.

Руководство завода стремится не только сохранять производство, но и поддерживать социальную сферу, обеспечивая и в это нелегкое время минимум социальных благ для своих работников. Работают дальзаводские детсады, и работники завода пользуются ими на льготных условиях. Летом дети дальзаводчан получат путевки в летние оздоровительные центры по минимальной стоимости. Функционирует заводской профилакторий, где работники завода, их дети и ветераны предприятия имеют возможность поправлять здоровье и питаться за минимальную плату.

И в этих сложных экономических условиях “Дальзавод” продолжает строить жилье для своих работников. В 1997 году сданы два монолитных семнадцатиэтажных дома-красавца на 124 квартиры, и многие дальзаводчане могут гордиться ими. Все здесь - от проекта, оснастки и до готовой опалубки сделано дальзаводскими специалистами! Сегодня готовятся к сдаче еще два жилых дома, и на этом дальзаводские стройплощадки не заканчиваются! Разве могут в коллективе, где строят дома, не думать о будущем? Оно и волнует, и тревожит, и вселяет надежду: “Дальзаводу” продолжать свою историю и в третьем тысячелетии!

Автор: По поручению правления совета директоров ОАО "Х. К. "Дальзавод" генеральный директор Сергей КУЧЕРЕНКО