У Приморского телевидения и радио – хорошее настроение
О том, как коллектив Тихоокеанской государственной телерадиокомпании “Владивосток” встречает свой профессиональный праздник – День радио, рассказывает КОРРЕСПОНДЕНТУ “в” председатель ТГТРК “Владивосток” Валерий Бакшин
О том, как коллектив Тихоокеанской государственной телерадиокомпании “Владивосток” встречает свой профессиональный праздник – День радио, рассказывает КОРРЕСПОНДЕНТУ “в” председатель ТГТРК “Владивосток” Валерий Бакшин
- Прежде всего, Валерий Викторович, что такое - Тихоокеанская государственная телерадиокомпания “Владивосток”?
- Если коротко, то это самая мощная телерадиокомпания Приморского края – 350 человек творческого и технического персонала, почти 11 часов собственного вещания ежедневно на телевидении и более 18 – на радио.
- Год назад вышел указ президента России о совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации, в корне изменивший организационно-правовой статус региональных телерадиокомпаний. Ваше отношение к этой реорганизации?
- Двойственное. С одной стороны, после ликвидации Гостелерадио СССР многие региональные государственные телерадиокомпании потихоньку разваливались – прежде всего в финансовом плане. Ведь и радио, и особенно телевидение – весьма и весьма затратные механизмы, слишком велика здесь роль техники. Мы же от государства (я имею в виду одного из наших прежних учредителей – Федеральную службу по телевидению и радиовещанию) получали деньги только на зарплату (при этом очень скудную), техника же постепенно вырабатывала все мыслимые и немыслимые ресурсы. На ее обновление средств практически не было, тем более что наша техника – преимущественно импортного производства. Вот приморские депутаты в прошлом году разрешили выделить нашей компании (а вторым нашим учредителем еще недавно была краевая администрация) аж 200 тысяч рублей. После 17 августа этих денег не хватит и на объектив для телекамеры. И нашим журналистам зачастую приходится только завидовать некоторым частным компаниям, оснащенным самой современной импортной техникой.
Поэтому у многих руководителей региональных телерадиокомпаний появилась надежда, что теперь, с созданием под эгидой Всероссийской телерадиокомпании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации, который порой называют Гостелерадио России, появится “второе дыхание” и у региональных компаний, мы будем развиваться и в техническом плане. Увы, 17 августа внесло свои коррективы в планы реорганизации, но есть надежда, что в 2000 году мы хоть что-нибудь получим и на техническое перевооружение. По крайней мере, об этом достаточно уверенно говорят в ВГТРК.
С другой же стороны, некоторые аспекты реорганизации вызывают недоумение. К примеру, из госучреждений мы были реорганизованы в государственные унитарные предприятия, являющиеся по Гражданскому кодексу коммерческими организациями. Значит, надо платить налоги – на имущество, на землю и т.п., но налоги-то в наш бюджет заложены не были. Да и о какой коммерции можно говорить, если 9/10 нашего вещания – государственный заказ, да и финансируемся мы в основном из федерального бюджета.
Еще один негативный момент. Региональные телерадиокомпании были в прошлом году реорганизованы в федеральные предприятия, в результате чего субъекты федерации остались без собственных телерадиокомпаний. Поэтому во многих регионах (и наш край с его “Общественным телевидением Приморья” – не исключение) началось создание собственных телерадиокомпаний. И все это происходит в условиях финансового кризиса, когда денег налогоплательщиков не хватает на самое необходимое в государстве.
- Значит ли это, что вы отрицательно относитесь к созданию “ОТВ-Прим”?
- Нет, свое отношение к “ОТВ-Прим” я не изменил. И сегодня еще раз повторю, что создание краевых и областных телерадиокомпаний в последнее время – это вынужденная реакция губернаторов на изъятие у них региональных телерадиокомпаний типа ТГТРК “Владивосток”. Если же вернуться к “ОТВ-Прим”, то именно я рекомендовал в свое время губернатору назначить руководителем компании Андрея Холенко, который 9 лет был в газете “Владивосток” у меня первым заместителем.
- Ходят слухи, что между вами и Андреем Викторовичем периодически возникают конфликты?
- Ну, слухов в журналистских кругах гуляет немало. Поэтому скажу так: я не исключаю, что если бы оказался на месте Холенко, то действовал бы так же. Но сейчас он руководит “ОТВ-Прим”, я – ТГТРК “Владивосток”, интересы же наших компаний не всегда совпадают. Другое дело, что при наличии в крае двух государственных телерадиокомпаний другой, более высокий уровень работы требуется от руководства комитета прессы и информации краевой администрации. Пока же некоторые действия комитета вызывают, мягко говоря, недоумение, так как они по существу ущемляют интересы нашей компании.
- Вы можете привести примеры?
- Их, к сожалению, немало – от скоропалительного решения комиссии по вещанию (руководитель комиссии – Наталия Встовская) о выдаче лицензии для круглосуточного вещания по краевому телеканалу компании “ОТВ-Прим” (сейчас этот канал делят “ОТВ-Прим” и ТГТРК “Владивосток”) до исключения из программы 6-го телеканала в некоторых газетах упоминания ТГТРК “Владивосток”. А разве случайным является появление в краевой администрации письма мэра Находки г-на Гнездилова, в котором он фактически требует устранить ТГТРК “Владивосток” с 5-го телевизионного канала (так называемая вторая программа)? Цитирую находкинского мэра: “Население возмущено тем, что ему насильно навязаны передачи Приморского телевидения, не имеющие отношения к нашему городу”. Интересно, а Находка имеет какое-нибудь отношение к Приморскому краю?
Пользуясь случаем, хочу сказать господину Гнездилову: нравится вам это или нет, но ТГТРК “Владивосток” на законных основаниях выходит и будет выходить на канале РТР. После же такого письма г-на Гнездилова мы просто обязаны срочно разобраться в некоторых действиях муниципального радио Находки, ущемляющего законные интересы нашей компании.
- Ваш переход в сентябре прошлого года в ТГТРК “Владивосток” и последовавшие за ним события вызвали в политических и журналистских кругах неоднозначные оценки – от полной поддержки до столь же полного осуждения.
- Если быть точным, то вопрос о моем переходе в ТГТРК “Владивосток” был решен не в сентябре, а двумя месяцами раньше – с губернатором у меня разговор состоялся 25 июля, с председателем ВГТРК и руководителем ФСТР – 28 июля. И в июле к этому кадровому решению отношение было спокойным – и у господ Дудника, Черепкова и Орловой, и у так называемых “оппозиционных” СМИ. Более того, должен отметить, что в ходе реорганизации государственных электронных СМИ руководителей поменяли не только во Владивостоке – в большинстве телерадиокомпаний. Но в сентябре, когда я фактически перешел в ТГТРК “Владивосток”, наши “оппозиционеры” прозрели – началась политическая истерия, которую так любят устраивать в нашем Владивостоке и которая никогда и никого до добра не доводила.
- Но согласитесь, ваш переход в ТГТРК “Владивосток” для многих был все же неожиданным и необъяснимым.
- И для меня сделанное 24 июля Валентином Александровичем Кузовым предложение было неожиданным и необъяснимым – я 9 с половиной лет проработал в газете “Владивосток” и работой своей был доволен. Многое решили долгий разговор с Наздратенко и беседа с Швыдким и Сеславинским. Вернувшись 29 июля во Владивосток, я фактически начал готовиться к работе в телерадиокомпании “Владивосток” - прежде всего предстояло подготовить кадровые замены в газете “Владивосток”, хотя ничего неожиданного в них не было: Сергей Булах заменил меня на посту генерального директора компании “Владивосток-новости”, Владимир Ощенко – на посту главного редактора газеты “Владивосток”. Надо было и изучить специфику ТГТРК “Владивосток” – я советовался с профессионалами теле- и радиожурналистики, прежде всего с Валентином Александровичем Ткачевым.
- Теперь не очень приятный вопрос: ваш переход в ТГТРК был неожиданным для Бориса Васильевича Максименко?
- Мне тяжело говорить об этом - хотя бы потому, что между нами были достаточно добрые отношения.
О беседе со мной в ФСТР Борис Васильевич узнал сразу же - 28 июля он также был в Москве. Потом у нас был долгий разговор уже во Владивостоке. Ему было известно, что ищут замену, знал он и кандидатуры на пост руководителя ТГТРК – моя была третьей. И о получении мной 17 сентября доверенности на проведение реорганизации ТГТРК он узнал в тот же день – я сам позвонил ему из Москвы.
- Чем же тогда можно объяснить все последующее?
- Прежде всего политикой. В политическом спектакле, что уже давно разыгрывается во Владивостоке, очень много темных страниц, о которых мы скорее всего ничего не узнаем. Если же говорить о ситуации с ТГТРК “Владивосток”, то для меня самым неожиданным было появление среди “защитников” прежнего руководителя компании незабвенного Виктора Ивановича Черепкова – ведь не секрет, что до этого он был ярым противником Максименко. Вот два примера.
26 ноября 1993 года г-н Черепков обращается к первому заместителю председателя правительства России Владимиру Шумейко в связи (цитирую) “с беспрецедентной информационной блокадой демократического движения и городской власти Владивостока, проводимой… при активном содействии и непосредственном участии председателя государственной телерадиокомпании “Владивосток” Максименко
Б. В.”. 24 марта 1997 года Черепков распространяет заявление, в котором сообщает, что генеральный директор ТГТРК “Владивосток” Максименко Б. В. запретил ему участвовать в передаче, требует, чтобы Б. В. Максименко предоставил ему возможность регулярного общения с телезрителями и радиослушателями, и обращается к президенту России Б. Н.Ельцину и к Государственной думе с просьбой “помочь навести порядок в государственных электронных СМИ Приморского края”.
- Страсти вокруг ТГТРК в последнее время поутихли.
- И наш коллектив получил возможность работать спокойно, заниматься прежде всего содержанием программ и техническим обеспечением вещания. Люди работают с хорошим настроением. Хотя кое-кто не успокаивается – и в компании, и вне ее. Так, известный прежде тележурналист Сергей Литус, в свое время вынужденный уйти и из ТГТРК, и из телекомпании “Восток-ТВ” и затем работавший при Черепкове руководителем пресс-службы мэрии, во многих инстанциях настойчиво добивается поста либо заместителя председателя компании, либо директора телевидения.
Не успокаивается и председатель думы Приморского края Сергей Дудник. Человек этот занимает второй по важности пост в крае, но за последние 7 месяцев он даже не поинтересовался: а чем живет крупнейшая телерадиокомпания, что нужно сделать, чтобы телевидение и радио края лучше работали на интересы приморцев? Вместо этого господин Дудник рассылает в разные адреса письма с небылицами о нашей компании и ее председателе и добивается, чтобы назначение руководителя федерального предприятия согласовывалось с краевой думой.
Кстати, краевая дума до сих пор не подписала соглашение с нашей компанией, в результате чего депутаты не имеют возможности общаться со своими избирателями с помощью самых массовых теле- и радиоканалов. Но господина Дудника это не волнует – ему как члену Совета федерации по закону гарантирован бесплатный эфир в программах нашей компании. Информационные проблемы остальных депутатов краевой думы его, похоже, не интересуют.
- Раз вы затронули этот вопрос, давайте уточним, кто может бесплатно пользоваться эфиром ТГТРК “Владивосток”?
- Наша компания – федеральное предприятие, финансируемое из федерального бюджета. Поэтому в соответствии с законодательством мы по заявкам предоставляем возможность регулярно и бесплатно выступать в теле- и радиопрограммах депутатам Государственной думы, закрепленным за нашим регионом, а также губернатору и председателю краевой думы. Если бы мы финансировались из краевого бюджета (а это как раз и предусмотрено соглашением, подписанным губернатором края, председателем ВГТРК и руководителем ФСТР), то такое же право получили бы и депутаты краевой думы. Но в этом году депутаты исключили финансирование ТГТРК из краевого бюджета.
- Неужели все выступающие, скажем, в программе “Местное время” платят вам за это деньги?
- Нет, конечно, хотя кое-кто и платит. Я же говорю о регулярных выступлениях. Именно на финансовой основе построены наши взаимоотношения с администрацией г. Владивостока – и при Викторе Черепкове, и при Юрии Копылове. За предоставленный эфир город рассчитывается с ТГТРК “Владивосток” современной теле- и радиотехникой. Помогает нам решать многочисленные проблемы и краевая администрация. Заключаем мы договоры об информационном обслуживании и с крупнейшими предприятиями края.
Понятно, что такие финансовые отношения появились не от хорошей жизни, но пока у государства не хватает средств для содержания собственного телевидения и радиовещания, мы вынуждены таким образом зарабатывать средства, чтобы не только сохранить, но и развивать государственное телевидение и радио.
- Уже восьмой месяц вы руководите ТГТРК “Владивосток”. Что за этот период удалось сделать, что изменить, что создать?
- На мой взгляд, менять кардинально работу нашей компании нет нужды – в ТГТРК “Владивосток” работают в основном профессионалы. И изменения, что произошли после реорганизации, связаны прежде всего с перестройкой вещания в русле требований ВГТРК. Так, на телевидении мы перешли на новую сетку вещания, рекомендованную региональным телерадиокомпаниям ВГТРК, повысили информационную насыщенность программ. Для этого прежде всего отказались от искусственного деления вещания на разные каналы – 5-й и 6-й. Создано единое средство массовой информации, которое вещает на двух каналах. Точно так же мы поступили и на радио, завязав обе программы на единую концепцию СМИ “Приморское радио”. Но структура дирекций телевидения и радио по существу осталась прежней. Хотя одно структурное подразделение компании пришлось создавать заново – дирекцию рекламы. Не знаю почему, но рекламной службы в ТГТРК “Владивосток” прежде не было.
Много сил и нервов ушло на организационно-юридические вопросы. Так, для меня было неожиданностью, что на радиочастоте 810 наша компания вещала без лицензии, что на радио и телевидении не было редакционных уставов. Сейчас разбираемся с тем, почему в городах и районах незаконно перекрывают наши программы на первой программе радио, с арендаторами, которые занимают помещения в зданиях компании, – здесь вскрылось много интересного. В общем, проблем хватает.
- Кое-кто (к примеру, Дудник, Брюханов) обвиняет вас в цензуре.
- Во-первых, цензура запрещена по закону, а во-вторых, это просто невозможно физически. Да, я по уставам средств массовой информации “Приморское телевидение” и “Приморское радио” являюсь их главным редактором и в соответствии с законом принимаю окончательное решение о выпуске тех или иных программ и передач. Но если в газете главный редактор в состоянии хотя бы просмотреть 8-16 страниц (с 32 страницами это уже проблематично), то, скажите, какой человек в состоянии ежедневно смотреть 10 часов телевизор и 18 часов слушать радио? И еще: какая может быть цензура, если многие теле- и радиопередачи идут в прямом эфире? Не будешь же сидеть у рубильника в центральной аппаратной. Поэтому руководитель телерадиокомпании определяет прежде всего концепцию вещания, остальное же зависит в основном от журналистов.
- С вами в компанию пришли новые люди?
- Единицы. Повторяю: в компании высококвалифицированный коллектив, перед которым надо только поставить четкие задачи и помогать эти задачи решать – и организационно, и финансами, и техникой. Поэтому вопли некоторых наших деятелей от демократии о том, что Бакшин приведет с собой половину редакции газеты “Владивосток”, были для меня просто смешны – из “Владивостока” в ТГТРК перешли только двое: водитель, к которому я привык, и специалист по рекламе. Именно Андрей Кузнецов и возглавил в компании дирекцию рекламы. Еще два новых человека в компании – Евгений Оленев и Аэлита Тихонова возглавили соответственно дирекцию радио и финансовую дирекцию.
Остальные мои ближайшие помощники немало лет отдали ТГТРК “Владивосток”: Инна Лебедева стала заместителем председателя, Ирина Шулекина – директором телевидения, Анатолий Злобин – техническим директором.
- 7 мая ваш профессиональный праздник?
- Да, это наш профессиональный праздник. И я бы хотел в этот день поздравить всех сотрудников Тихоокеанской государственной телерадиокомпании “Владивосток”, пожелать им счастья, здоровья, творческих успехов и, конечно, оптимизма. Мои поздравления – и нашим коллегам связистам, без самоотверженного труда которых не было бы ни радио, ни телевидения.