“ЛуТЭК” становится эталоном
В адрес руководства ЗАО “ЛуТЭК” в Лучегорске поступил аналитический отчет за подписью генерального директора Московского научно-исследовательского института экономики энергетики В. Эдельмана о первом годе работы первого в России топливно-энергетического комплекса нового типа.
В адрес руководства ЗАО “ЛуТЭК” в Лучегорске поступил аналитический отчет за подписью генерального директора Московского научно-исследовательского института экономики энергетики В. Эдельмана о первом годе работы первого в России топливно-энергетического комплекса нового типа.
В нем, в частности, отмечается, что объединение в комплекс Приморской ГРЭС, Лучегорского угольного разреза и Лучегорского управления железнодорожного транспорта позволило увеличить примерно на 16 процентов отпуск вырабатываемой в Лучегорске электроэнергии. Увеличение произошло в основном за счет роста мощности ГРЭС и снижения расхода электроэнергии на собственные нужды в результате улучшения качественных характеристик угля.
Здесь практически полностью отказались от дорогого привозного сибирского угля и перешли на достаточное обеспечение углями собственной добычи, а также на 20 процентов снизили потребление дефицитного мазута. Снижение затрат на топливо повлекло за собой снижение как суммарной (издержки производства), так и удельной (1 кВт/ч) себестоимости энергии. Причем снижение произошло на производстве не только электроэнергии (на 18 процентов), но и теплоэнергии (на 14 процентов). В результате производственной деятельности предприятий, вошедших в объединение, значительно увеличилась их общая балансовая прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении всего комплекса.
Такие достаточно убедительные результаты деятельности первой в истории России энергоугольной компании, по мнению ученых, могли бы быть еще более значительными, если бы ЗАО “ЛуТЭК” в момент его создания и в первые месяцы работы оказалось в более благоприятных стартовых условиях. Серьезным тормозом в поступательном развитии, например, явилось тяжелое наследство, полученное от филиала “Приморскугля” - бывшего Лучегорского угольного разреза, затем вошедшего в состав “ЛуТЭКа”: огромное отставание в объемах вскрышных работ и строительстве железнодорожной ветки к разрезу № 2. Полностью ликвидировать это отставание не удалось и за весь год работы. Вторым серьезным сдерживающим фактором явилась полуторамесячная летняя забастовка железнодорожников, вызванная хроническими перебоями поставки топлива для тепловозов и многомесячной задолженностью по зарплате.
Кстати, вслед за увесистым томом этого аналитического отчета ученых авторитетного научно-исследовательского института в адрес руководства ЗАО “ЛуТЭК” пришло еще одно сообщение, подтверждающее мнение московских ученых и полностью разбивающее доводы скептиков, все еще сомневающихся в целесообразности создания подобных комплексов. В нем говорится, что РАО “ЕЭС России”, признав опыт ЗАО “ЛуТЭК” как достаточно прогрессивный в современной экономике энергетики, намерено создать на его примере еще 11 таких же объединенных энергоугольных компаний, используя на эти цели средства, выделяемые Международным валютным фондом на реструктуризацию угольной отрасли России.
Автор: Виктор ХОЛЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"