Ревизоров знают в лицо

Брошенные без надзора прямо на прилавках вещи. Всеобщая суета. Кто-то попытался исчезнуть из поля зрения налоговых инспекторов, прошмыгнув через дырку в заборе, но безуспешно (с обратной стороны его поджидал сотрудник милиции). Некоторые решили “схитрить”: “Смотли, моя платил!” Достают квитанции предыдущей оплаты налога. “Это ты за прошлый месяц показываешь, а теперь за март нужно заплатить”, - терпеливо объясняют налоговики. Замечено, на рынке знают не только цель их визита, но и самих проверяющих. В лицо и по имени. Впрочем, инспекторам ГНИ по Ленинскому району Евгению Жилину и Людмиле Помеловой, совместно с сотрудниками УВД проводящими рейд по обследованию иностранных граждан, занимающихся торговой деятельностью на вещевых рынках, и привлечению их к налогообложению, тоже знакомы многие из тех, кого они пришли проверять.

16 апр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №578 от 16 апр. 1999

Брошенные без надзора прямо на прилавках вещи. Всеобщая суета. Кто-то попытался исчезнуть из поля зрения налоговых инспекторов, прошмыгнув через дырку в заборе, но безуспешно (с обратной стороны его поджидал сотрудник милиции). Некоторые решили “схитрить”: “Смотли, моя платил!” Достают квитанции предыдущей оплаты налога. “Это ты за прошлый месяц показываешь, а теперь за март нужно заплатить”, - терпеливо объясняют налоговики. Замечено, на рынке знают не только цель их визита, но и самих проверяющих. В лицо и по имени. Впрочем, инспекторам ГНИ по Ленинскому району Евгению Жилину и Людмиле Помеловой, совместно с сотрудниками УВД проводящими рейд по обследованию иностранных граждан, занимающихся торговой деятельностью на вещевых рынках, и привлечению их к налогообложению, тоже знакомы многие из тех, кого они пришли проверять.

- Уже более двух лет мы ходим на подобные проверки, - говорит Евгений Жилин, - и из месяца в месяц видим здесь почти одни и те же лица. Тем не менее многие из них по-прежнему представляют нам туристические паспорта.

“ТУРИСТЫ” С БАУЛАМИ

Ни для кого не секрет, что подавляющая часть китайских граждан, прибывающих в Приморье как туристы, активно занимается торговлей. Это само по себе незаконно, но существует де-факто. Однако мало кто задумывается над тем, что согласно российскому налоговому законодательству у таких “подпольных” торговцев возникают еще и налоговые обязательства.

С иностранцев, прибывших в Россию по приглашению конкретных фирм-работодателей, по закону подоходный налог удерживает сам источник выплат - предприятие, которое платит им заработанные деньги. Хотя и нет полной гарантии, что фирма в самом деле работает, а ее гости при очередном рейде на рынок не будут найдены с баулами тряпок. Иностранцы, имеющие постоянное место жительства в РФ, то есть прожившие на территории России более 183 дней календарного года, в течение месяца по приезде обязаны подать декларацию о предполагаемых доходах, и за месяц до отъезда - о фактических.

Не имеет смысла рассчитывать на то, что турист с баулами, бизнес которого с самого начала построен на нарушении российских законов, проявит сознательность и добровольно принесет в налоговую инспекцию декларацию. Во всяком случае до 1996 года, когда налоговые органы всерьез взялись за эту проблему, подобных примеров никто вспомнить не может. “Отработав” на базаре два-три месяца, гость из Поднебесной отбудет на историческую родину за новым товаром или просто отдохнуть. А потом вновь вернется к нам на 2-3 месяца. И вновь официально будет зарегистрирован в ОВИРе как турист, резонно рассчитывая, что таких, как он, много, каждого не проверишь.

Специалисты налоговых инспекций края, используя как опыт других территорий нашей страны, активно посещаемых китайскими челноками, так и международный, сумели разработать несколько методов, позволяющих в рамках законности привлекать иностранных торговцев к уплате подоходного налога. И для этого вовсе не потребовалось выставлять у каждого торговца по милиционеру. Чтобы собрать подоходный налог, китайских и вьетнамских продавцов “выявляют” на основе косвенной информации, поступающей из городских, районных ОВИРов, ПЖЭТов, органов УВД. Но основным источником информации о поступлении подоходного налога являются регулярные обследования вещевых рынков.

ШАМПУНЬ И КОНДИЦИОНЕР В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

По сведениям налоговых органов, наиболее активно китайцы торгуют в четырех городах и двух районах Приморья. В Уссурийске - местной китайской Мекке - длительное время подоходный налог собирался каждый день сотрудниками администрации рынка. А заодно - сбор на право торговли и плата за место, что составляет 15 рублей в день. Продавцам выдавался чек установленного образца, который они были обязаны показывать по первому требованию контролирующих органов. Администрация рынка, в свою очередь, ежедневно перечисляет собранную сумму в бюджет. Подобная система используется, например, в Германии. Кстати, именно Уссурийск в прошлом году дал большую часть поступлений подоходного налога, удерживаемого с иностранных граждан, торгующих на территории нашего края, - 2344 тыс. рублей.

Подобная система действует и в Артеме. Продавец, оплачивая через банк сбор за право торговли, одновременно вносит еще и подоходный налог. Заплатить можно за 1 месяц или сразу за весь срок пребывания. В любом случае работа контролирующих органов в этом городе поставлена так, что без этих двух квитанций торговля чревата неприятностями.

“КОРЕФАНА, ЗАПОЛНЯЙ ДЕКЛАРАЦИЮ”

Во Владивостоке и Находке используют усовершенствованный метод наших благовещенских коллег, где также немало китайских офеней. Два года назад во Владивостоке были разработаны и переведены на китайский язык упрощенная форма налоговой декларации и небольшая листовка с кратким разъяснением налоговых обязательств иностранных граждан. Для особо непонятливых “клиентов” записаны аудиокассеты на ту же тему на китайском языке. И теперь периодически инспектора выходят на рынок с магнитофоном или запускают запись через громкоговоритель. Сложнее объясняться с вьетнамцами.

...Всего за прошлый год государственными налоговыми инспекциями края привлечено к налогообложению свыше двух тысяч иностранных граждан, торгующих в городах и весях Приморья. От них поступило 6,1 миллиона рублей подоходного налога. Это при том, что с августа 1998-го ряды китайских граждан на той же “Спортивной”, да и на “Бачуринском” рынке на Баляева заметно поредели (так прокомментировала ситуацию начальник отдела методической и контрольной работы по налогообложению физических лиц Галина Никонова), эти средства поступили в местный бюджет.

На сегодняшний день инспекциями края наработаны довольно эффективные методики по привлечению иностранных граждан к налогообложению. Однако знакомить иностранцев, прежде всего китайцев, с возникающими у них на территории России налоговыми обязательствами нужно еще в момент пересечения границы. Переговоры об этом уже ведутся с таможенными органами.

Шум-гам сопровождал нас на пути всего следования по рынку. Впрочем, спорили скорее по привычке. Несмотря на языковой барьер, из своих экспресс-бесед я поняла: большинство китайских граждан, торгующих на наших рынках, понимают, что коль уж они занимаются своим нехитрым “бизнесом” на территории нашей страны и получают здесь какие бы то ни было доходы, то должны выполнять и налоговые законы этой страны. А потому при нас платили исправно.

Комментарий редакции

В крае, похоже, всерьез взялись за проблему нелегальной иностранной рабочей силы. Например, недавно в краевой администрации обсуждался проект губернаторского постановления “Об упорядочении трудовой деятельности иностранных граждан в сфере торговли и бытового обслуживания населения на территории Приморского края”. Его участники согласились с тем, что бесконтрольная деятельность китайских граждан в этой сфере требует жестких мер, призванных наладить учет иностранных рабочих, навести порядок на рынках, а главное - защитить потребителей от некачественных товаров.

Официально за прошлый год было зарегистрировано прибытие более 10 тысяч китайцев, из них лишь 1800 оформились как торговцы. Однако по некоторым сведениям, сейчас только во Владивостоке находится 42 тысячи граждан КНР. Сколько же “нелегалов” в крае - остается только догадываться. Откуда взялась такая огромная цифра - 42 тысячи? Если учесть официальные темпы их регистрации в миграционных и иных органах, а также постоянное выявление все новых и новых нарушителей закона, она вызывает вопросы. Главным образом к государственным службам, одновременно заявляющим о неслыханной проблеме нелегальных иностранных рабочих и в то же время позволяющим этим самым рабочим быть “в законе”. К службам, просто обязанным навести порядок. Де-юре и де-факто.

Автор: Наталья ФЕДУЛОВА, пресс-центр ГНИ по Приморскому краю