Советы бережливому соседу, который не знает, как “бороться” с батареями отопления

Мой сосед, да и не только он, как потом при экспресс-расследовании оказалось, “химичит” со своим электросчетчиком. То остановит его, то, вернувшись из командировки и обнаружив, что его семейство пережгло лимит, и вовсе заставляет счетчик крутиться в обратную сторону. Оказалось, что сделать это довольно просто даже не нарушая пломбы. Главное, поучал сосед, не попасться контролерам

14 апр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №576 от 14 апр. 1999

Мой сосед, да и не только он, как потом при экспресс-расследовании оказалось, “химичит” со своим электросчетчиком. То остановит его, то, вернувшись из командировки и обнаружив, что его семейство пережгло лимит, и вовсе заставляет счетчик крутиться в обратную сторону. Оказалось, что сделать это довольно просто даже не нарушая пломбы. Главное, поучал сосед, не попасться контролерам

“Не химичил бы я со счетчиком, если бы и зарплата, и тарифы были, как при социализме. А тут просто выхода нет, - сетует мой сосед. - Что бы такое придумать с оплатой за тепло? Перекрывай не перекрывай батареи - все равно счет выставят, исходя из метража квартиры”.

И в самом деле, за тепло мы платим львиную долю всей суммы коммунальных платежей. Даже если замерзаем в своих квартирах. И пришлось мне его просветить, что с отоплением, вернее, с оплатой за него, тоже можно и даже нужно “похимичить”. Только совсем в обратную сторону - поставить на радиаторы теплосчетчики, а лучше всего всем скопом установить систему учета теплоэнергии на входе всей девятиэтажки и гарантированно платить минимум на треть меньше. А если жильцам раскошелиться и смонтировать в подвале автоматизированный индивидуальный теплопункт с соответствующей оснасткой в каждой квартире, то к означенной выше цифре можно смело прибавить еще 12-15 процентов. Впрочем, только ли это дело моего соседа. У государства здесь интерес не менее, но даже более меркантилен.

Вода одна - обсчет разный

Производителям теплоэнергии, теплосетям перестали верить с началом реализации жилищно-коммунальной реформы, то есть совсем недавно - где-то в 1995-1996 годах. Впрочем, мы не верили и раньше, что они обеспечивают нас теплом и горячей водой согласно утвержденным СНиПам и нормативам - ведь в буквальном смысле слова мы на собственной шкуре ощущали, насколько нас греют или не греют. Но в основной массе не возникали, потому что платили копейки. А вот когда начали повышаться тарифы, тогда и началось.

Первыми, конечно, возмутились коммерсанты, крупные учреждения, о контрмерах которых мы рассказали в прошлой публикации (номер от 17 марта - “Верь глазам своим. И не верь счетам, выписываемым производителями теплоэнергии”). Позже подтянулись жилищно-строительные кооперативы. Их члены, изначально являясь хозяевами своих домов, платили и платят из своего кармана абсолютно за все - им никто ничего не обязан делать бесплатно. Потому их интерес к энергосберегающим технологиям сродни интересам коммерсантов, хотя кошелек у первых и гораздо тоньше. Однако первые опыты с установкой систем учета тепловой энергии в жилых домах разочаровали и тех, кто поставлял и монтировал приборы, и самих членов кооперативов. Зато продавцы тепла довольно потирали руки.

В декабре 1996 года АО ВИРА смонтировало в ЖСК, что на Харьковской, систему теплоучета, которая учитывала одновременно все тепло и в системе отопления, и в системе горячего водоснабжения, а также расход горячей воды. За первый же месяц эксплуатации вместо экономии счетчик показал превышение расчетных данных, представленных тепловыми сетями. Попробовали разобраться. Оказалось, что в доме на 160 квартир прописано 300 человек, то есть в среднем в каждой из них проживали менее двух человек. Этого просто не могло быть, потому что при сегодняшнем нормативе потребления горячей воды во Владивостоке - 95 литров на одного человека в сутки (именно из этого ведутся расчеты в наших квитанциях) реальное потребление по приборам учета в отдельные дни составляло от 144 до 306 литров. Проще говоря, весь эффект от объективного подсчета потребленных Гкал в системе отопления съедался перерасходом норматива потребления горячей воды. ЖСК отказался от предъявления системы для расчетов с поставщиками тепла.

Неудача не остановила начавшийся процесс. Этой же фирмой 1996-1997 годах подобные системы установлены еще в трех ЖСК города Владивостока. Однако и заказчиков, и самих “вировцев” итоги первых месяцев эксплуатации горько разочаровали. Эффект был минимальным - от 3 до 10 процентов снижения оплаты. И тогда началось серьезное изучение проблемы уже как на российском, так и на зарубежном опыте.

Каждому “горячему” крану свой счетчик

Внимательно изучите свои “жировки” и вы поймете, в чем разница между отоплением и горячей водой. В первом случае мы платим, исходя из некоего норматива обогрева каждого квадратного метра квартиры - именно из нормативной, а не реальной температуры батареи. Во втором - главным при расчетах является норматив потребления на человека в литрах: чем больше семья, тем больше платишь. Так вот, согласно официальным данным все мы расходуем горячей воды по крайней мере в 2-2,5 раза больше нормы.

Эти данные характерны для всей страны. В частности, они зарегистрированы в АО “Мытищинская теплосеть”. Но там сразу же и признали, что не может человек ежедневно выливать на себя от 120 до 300 литров действительно горячей воды, а значит, в кране она либо теплая, а не горячая, либо происходят большие утечки в процессе доставки ее потребителям, а скорее и то, и другое. Проще говоря, магистрали и подводы к домам не только не имеют качественной изоляции, но еще и текут. Все эти потери, естественно, списывались на потребителей. А потому с водомерами никто связываться не хотел. И в Мытищах начали комплексно решать эту проблему - от производства термоизолированных труб до установки в жилмассивах приборов учета воды и тепловой энергии. Итог не замедлил сказаться: в квартирах с установленными счетчиками учета холодной и горячей воды семья из четырех человек экономит в среднем 30-40 процентов от прежней платы.

Заметьте, всем этим громоздким и дорогостоящим делом занялись именно теплосети, опыт которых сейчас пытаются распространить по всей России. Неизвестно, когда он дойдет до Владивостока, но только подсчитывать реальный расход горячей и холодной воды массовым порядком у нас никто не собирается, если не считать заинтересованных организаций, реализующих эти приборы. Правда, некоторый опыт есть и у нас.

Во многих ЖСК города, где были установлены на входах водомеры на горячую воду, после нескольких месяцев эксплуатации они просто “сломались”. Столь быстрая “поломка” объяснима: жильцы стали больше платить, но почему они должны рублем отвечать за огрехи других - за утечки в сетях и за чуть теплую ржавую жижу, на слив которой для стирки белья, например, может уйти весь дневной норматив. К тому же плата у ЖСК за горячую воду чрезвычайно проста - общий счет делится на всех согласно “головам”, проживающим в квартирах.

Однако в ЖСК-18, что на улице Кирова, общий водомер, установленный на входе в систему здания, удержался. Объясняется это просто: хозяева квартир водомеры поставили на свои краны и теперь общий расход не делится на всех поровну - оплата идет лишь согласно показаниям счетчиков. Кто-то, например, большие семьи, стали платить больше, а вот одинокие экономные бабушки с дедушками - гораздо меньше, потому что и в самом деле для них ежедневно расходовать 95 литров воды просто не по силам, разве что нарочно, назло себе и врагам, забыть закрыть кран. Кстати сказать, в этом кооперативе не во всех квартирах стоят водомеры. Так вот, на тех жильцов, которые их не имеют, по среднедушевому принципу делится остаток от показаний общего и индивидуальных счетчиков.

Пожалуй, это единственный пока еще удержавшийся опыт учета горячей воды в муниципальном жилье. И он останется таковым до тех пор, пока теплосети - и ОАО “Дальэнерго”, и муниципальные - всерьез не займутся термоизоляцией своих магистралей, домовых систем - ведь течет, “мокреет” практически во всех подвалах, и никому до этого нет дела, кроме, повторюсь, членов ЖСК. Только тогда у квартиросъемщиков появится заинтересованность в постановке водомеров и только тогда можно будет говорить о реальной экономии воды. А это, как мне представляется, для нашего города столь далекая перспектива, что о ней пока и говорить не стоит.

Здесь интерес государственный

Уже упоминалось, что АО ВИРА занялось серьезным изучением проблемы внедрения систем учета теплоэнергии в жилмассивах. И вот в ноябре прошлого года в качестве эксперимента в большом ЖСК-98 по улице Калинина (240 квартир, прописано 647 человек) была установлена такая система, подсчитывающая только количество потребленного тепла, то есть те Гкал, которые реально доходят до квартирных радиаторов. В феврале подсчитали эффект. За декабрь 1998 - февраль 1999 года фактическое потребление тепла составило 839 Гкал, а расчетное, предъявленное теплоснабжающей организацией к оплате за тот же период годом раньше, - 1458 Гкал. Вычитайте, делите и получите 39 процентов реального снижения платы за теплоснабжение.

Между прочим, за довольно дорогую систему кооперативу сразу платить не пришлось. Согласно договору его стоимость погашается постепенно, исходя из расчетной экономии. По этому пути могли бы пойти и другие ЖСК, кондоминиумы. Но не все они равноценны. Например, в том, что на Хабаровской, 5а всего лишь 40 квартир, и их, по словам председателя ЖСК Дианы Стекачевой, скорее всего выручил бы государственный долгосрочный кредит. А во-вторых, особенно в старых кооперативах, до 70 процентов его членов - пенсионеры, которым при всем желании не вытянуть стоимость системы теплоучета.

Но еще больше проблем с учетом тепла возникает в муниципальных домах, которых во Владивостоке около 2400. Жилец здесь не организован, дисциплиной кооператива или кондоминиума “не повязан”, на собрание его не соберешь. Попытаться поставить перед фактом, то есть установить систему, а потом, скажем, в “жировку” включать дополнительную оплату - значит (по условиям России) поднять бунт. Скорее всего нести первичные расходы бюджету города. Кстати сказать, Институтом автоматики и процессов управления ДВО РАН разработаны схемы финансирования таких работ, которые предусматривают постепенный возврат затраченных средств инвестору. Они пока лежат невостребованными и совершенно напрасно, потому что при ближайшем рассмотрении интерес государственный здесь на несколько порядков выше личного.

Известно, что в России потери тепла просто огромны. В отдельных регионах они достигают 40 процентов. Данные по Москве свидетельствуют, что в сравнении с европейскими показателями удельный расчетный расход тепла на отопление московских зданий больше в 2,5-3 раза, а по удельному потреблению - почти в 4 раза. Сама по себе установка систем теплоучета в каждом доме, водомеров в каждой квартире (монтаж приборов теплоучета на каждом радиаторе дорог и неэффективен) реальной экономии теплоэнергии не даст. Это лишь первый этап, который, во-первых, покажет реальное потребление, во-вторых, позитивно скажется на кошельке квартиросъемщиков.

Опыт прибалтийских государств (бывших союзных республик) показывает, что после установки систем учета тепловой энергии у потребителей, т. е. после того как последние стали платить за реально потребленное тепло, у теплоснабжающих организаций (ТЭЦ, котельные) появился кровный интерес, а главное - финансовые возможности всерьез заняться ревизией оборудования и тепловых сетей для предоставления качественных услуг (нормативной температуры воды, идущей на отопление, горячее водоснабжение) потребителю. А в перспективе в подвале каждого дома желателен блочный автоматизированный индивидуальный тепловой пункт, который обеспечивает регулирование и учет подачи воды и тепловой энергии. Именно к регулированию подачи и потребления в общегосударственном масштабе, когда сам квартиросъемщик сможет контролировать расход тепла и воды, как сегодня мы контролируем расход электроэнергии, мы и должны стремиться. И опять придется сослаться на Институт автоматики и процессов управления, где разработана целая программа по учету и регулированию энергопотребления в жилом фонде, тоже пока не востребованная.

...Мой сосед вряд ли сейчас будет ставить водомер на каждый кран и теплосчетчик или регулирующий клапан (термостат) на каждую батарею, хотя заинтересованность у него есть. Во-первых, дорого, во-вторых, не сможет он и уговорить жильцов скинуться на установку общедомовой системы теплоучета, хотя, скажем, для жителей 240-квартирного дома это будет и не накладно - что-то около 30 долларов на семью. Зато придется держать человека, который снимал бы показания интегратора, переводил бы их в рубли, а затем разбрасывал платежки по квартирам согласно метражу. Такого человека можно держать на несколько больших домов, но кто все это организует?

Так что, как ни крути, а без бюджетных средств, а также организационных возможностей аппарата власти на первом этапе все равно не обойтись. Больше того, масштабно, в приемлемые сроки, не растягивая на долгие годы, не налегая на карман населения, проблему учета и регулирования потребляемых в жилом секторе энергоресурсов можно решить, лишь объединив усилия муниципалитетов, возможности финансовых структур и научно-технический потенциал и опыт специализированных организаций типа АО ВИРА. По сути другого - нешокового - пути у нас нет.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, "Владивосток"