О происхождении “дармоедства” в Приморье

Все-таки жаль, что у нас в Приморье не присуждают премий за лучший заголовок к газетным статьям. Иногда он так отличается от других, что просто радуешься за его автора, сумевшего в короткой фразе уместить все содержание огромной статьи. Не так давно столичная газета “Новые Известия” опубликовала интервью с председателем думы Приморского края С. Дудником. Ничего примечательного и нового: много общих фраз, красивых оборотов, критики по всем адресам и, как всегда, ни одного разумного предложения. Но заголовок “Приморье становится главным дармоедом России” впечатляет, интригует, шокирует... и вызывает недоумение. Из откровений Дудника “Новым Известиям” следует, что наш регион просто висит на шее государства, выпивая из него последние соки, а приморцы - это вообще никчемные люди, не приносящие никакой пользы России.

13 апр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №575 от 13 апр. 1999

Все-таки жаль, что у нас в Приморье не присуждают премий за лучший заголовок к газетным статьям. Иногда он так отличается от других, что просто радуешься за его автора, сумевшего в короткой фразе уместить все содержание огромной статьи. Не так давно столичная газета “Новые Известия” опубликовала интервью с председателем думы Приморского края С. Дудником. Ничего примечательного и нового: много общих фраз, красивых оборотов, критики по всем адресам и, как всегда, ни одного разумного предложения. Но заголовок “Приморье становится главным дармоедом России” впечатляет, интригует, шокирует... и вызывает недоумение. Из откровений Дудника “Новым Известиям” следует, что наш регион просто висит на шее государства, выпивая из него последние соки, а приморцы - это вообще никчемные люди, не приносящие никакой пользы России.

Размышления по поводу одного выступления С. Дудника

Какую цель преследовал господин Дудник, размещая свои оскорбительные для приморцев высказывания в центральной прессе? Между прочим, раньше он частенько выступал за широкое привлечение в край иностранных инвестиций. Задача эта не из легких, тем более что капитал, по личной оценке господина спикера, “пуглив как олень”. Ведь каждый иностранный инвестор, прежде чем вложить деньги в регион, внимательно интересуется его политической стабильностью. И когда не кто-нибудь, а сам председатель законодательного собрания обзывает край дармоедом на всю страну, то “пугливый” инвестор наверняка уже не станет вкладывать деньги в регион. Так что если господин Дудник искренне хотел своими монологами привлечь инвестиции, то особого успеха он на этом поприще не достиг. И совсем другое дело, если спикер думы хотел тем самым привлечь внимание к своей скромной персоне. Вот это ему удалось на славу, без сомнения!

Обвиняя жителей края в “дармоедстве”, господин спикер ссылается на объем полученных в прошлом году трансфертов. Мол, Приморье находится на третьем месте в стране по объему финансовой помощи после Дагестана и Алтая. Не спорим, это действительно так. Благодаря работе администрации края и депутатов Госдумы Евгения Большакова и Светланы Горячевой наш регион вошел в десятку крупнейших получателей трансферта. Непонятно только, почему господин Дудник воспринимает этот явный успех столь критически. Видимо, оттого, что сам не приложил никаких усилий для выделения Приморью средств из федерального бюджета?

В прошлом году на территории края было собрано и отправлено в Москву почти полтора миллиарда рублей налогов, а трехмиллиардный долг центра перед нами не только не сократился, но и увеличился. Федеральные структуры как не платили раньше, так и не платят сейчас за выполненный госзаказ на оборонных заводах, за электро- и теплоснабжение армейских подразделений, продовольствие для военных. И никак нельзя назвать дармоедом, на мой взгляд, рабочего с арсеньевского завода “Прогресс”, который больше года не получает зарплату из-за того, что Минобороны не спешит оплачивать уже построенные вертолеты.

Поэтому все заявления председателя думы Приморья о “главном дармоеде страны” оскорбительны и несостоятельны. Но может быть, у депутата Дудника есть свой особый рецепт покрытия бюджетного дефицита? Например, средствами от продажи своей шикарной недвижимости. Конечно, если только он уговорит поддержать этот добрый почин своих единомышленников-домовладельцев: депутата Госдумы Орлову, коллегу по работе в краевом парламенте Кириличева, бывшего представителя президента в Приморье Кондратова. Этих денег, возможно, хватило бы на всех не получающих зарплату приморских бюджетников, и трансферт действительно оказался бы лишним. Но только у меня большие сомнения, что эти фигуранты пойдут на распродажу своих фешенебельных коттеджей и направят полученные средства на зарплату своим избирателям. Уже известны примеры, как господин Кириличев решает проблемы не за свой, а за чужой счет. Год назад он предложил для обеспечения эмиссии топливных облигаций заложить дом. Но не свой, подмосковный, а тот, что стоит в центре Владивостока, где размещаются администрация и дума края. Здание, построенное за счет государства. Как говорится, своего не отдам, а чужого не жалко.

Собственно, такая же идеология и у господина Дудника. Она прослеживается во всей его деятельности. Он готов даже оставить “дармоедов” учителей, врачей, коммунальщиков без трансферта, из которого они, между прочим, получают свою зарплату. Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево.

Попробуем предположить, что слова председателя приморской думы, призывающего отказаться от финансовых вливаний из федерального бюджета, - это просто дешевый популизм. Или полнейшая некомпетентность. Или лицемерие. Пусть спикер сам выберет, какое объяснение ему больше подходит. Ведь трансферты, получаемые Приморьем, складываются из нами же заработанных средств. Часть собираемых в крае налоговых сборов уходит в столицу, другая часть остается в крае на содержание, между прочим, той же краевой думы, которую возглавляет Дудник.

Не секрет, что работа любого предприятия, любого коллектива во многом зависит от своего руководства, стиля и методов его управления. Приморский парламент - такой же коллектив, следовательно, и действует он так, как направит его председатель думы. Нынешний состав местного парламента начал свою работу в январе 1998 года. Несколько первых заседаний ушли на выяснение оргвопросов и знакомство депутатов друг с другом. Уже тогда проницательному наблюдателю стало ясно, что эффективность дудниковской думы будет на порядок меньше, чем эффективность ее предшественницы. Чтобы понять это, не требовалось сложных расчетов. Достаточно было всего-то понаблюдать за беспорядочными перемещениями народных избранников из комитета в комитет, громкими скандалами, вспыхивающими прямо на думских заседаниях, демонстративными выходами из зала и т. д. Не случайно и то, что в комитет по регламенту и депутатской этике думы записалось в четыре раза больше депутатов, чем в комитет по социальным вопросам. Будто в Приморье уже решены все социальные проблемы и электорат интересуется исключительно проблемами поведения своих избранников.

При Дуднике краевой парламент раздобрел и “обюрократился”. Существенно увеличилось число депутатов в думе, работающих на постоянной основе и получающих зарплату из краевого бюджета. В думе первого созыва их было всего шесть, в новой стало на десять больше - шестнадцать. Возросли затраты на аппарат, увеличилось на 50 процентов количество его сотрудников. Теперь приморских депутатов обслуживают 197 человек, получающих свою немалую зарплату из того же краевого бюджета. В прошлом году общие расходы на думу Приморского края приблизились к цифре 20 миллионов деноминированных рублей, такую же сумму запросили депутаты для себя и на этот год. Для справки: этих денег хватило бы для реализации в Приморье федерального закона о ветеранах.

За год работы депутаты настолько крепко приросли к своим креслам, что просто так их теперь оттуда не попросишь. Вот уже несколько месяцев тянется процедура принятия краевого закона об отзыве народных избранников, так необходимого для соблюдения демократического статус-кво.

Ежегодно один депутат думы Приморского края обходится налогоплательщику ни много ни мало в полмиллиона рублей. Да при таких затратах законотворческая деятельность в нашей думе должна просто кипеть! А она, наоборот, чахнет каждый месяц. Потребность края в новых законах очень высока, а дудниковский парламент в прошлом году принял всего 29 законов. А вот дума первого созыва при гораздо меньших затратах рассматривала и принимала по 50 законов в год.

Может быть, качество принятых думой законов в последнее время резко улучшилось? Увы, вопреки классикам материализма, количество в качество в нашей думе никак не хочет переходить. Несколько свеженалепленных законов были опротестованы прокуратурой или обжалованы в судах как противоречащие российскому законодательству. Такая участь постигла, например, законы “Об административно-территориальном устройстве”, “О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов”, “О статусе депутата думы Приморского края”. Не выдерживают критики и другие правовые акты, скоротечно выпущенные приморскими думцами.

Вот, например, печально известный закон о введении налога с продаж. Не обдумав ни порядка его взимания, ни возможных социальных последствий, думцы повелели - ввести его с 1 апреля. Этот закон в думской интерпретации был настолько нелеп, что многие приняли его поначалу за первоапрельский розыгрыш.

Неужели не знал депутат Рыбалкин, что налог не может так быстро вводиться в действие, потому что моменту его вступления в силу должны предшествовать длительная процедура утверждения методики взимания и такая же кропотливая работа по разъяснению населению - что за налог, кому он нужен, что им облагается.

Или, может, ответит депутат-коммунист Роговой, почему он голосовал за введение именно пятипроцентного налога с продаж, а не за более щадящий, трехпроцентный вариант? Неужели вы, господин Роговой, считаете, что облагодетельствовали своих избирателей из Большого Камня, которые по нескольку месяцев не получают зарплату, потому что вы не выбиваете федеральных долгов? Не забывайте, что простые приморцы - это вам не Дудник с Кириличевым, которые переживут и десятикратное повышение цен.

Нет ничего проще, чем объяснить экономические провалы происками врагов, назвать себя “политической оппозицией”, страшно хмуря при этом брови и надувая щеки. У господина Дудника за спиной много неудач. Главной из них является СЭЗ “Находка”, административный комитет которой он возглавлял на протяжении четырех лет. Банкротство свободной экономической зоны, громкие уголовные дела - все это стало итогом этих лет. Собственно, именно СЭЗ послужила камнем преткновения в его с губернатором Приморья отношениях. Еще весной прошлого года Сергей Дудник решил поправить дела зоны за счет средств столь ненавидимого им сейчас федерального трансферта. И, получив твердый отказ, “встал в стойку”. Но, видимо, господин Дудник не знает, как смешно он выглядит со стороны в роли местного оппозиционера. Давно ли господин Дудник с бывшим представителем президента по Приморскому краю Кондратовым давали пресс-конференцию, где осуждали действия краевой исполнительной и судебной власти вместе взятых? Но Кондратова больше нет, а большая политическая игра заставляет искать новые нестандартные ходы. Вряд ли господин Дудник сам верит в свой успех на предстоящих губернаторских выборах. С таким-то наследством: разваленной СЭЗ, с шестью тысячами обманутых вкладчиков, требующих его отставки, и без поддержки большинства в своей же собственной законодательной вотчине! Но на обывателя образ гонимого политического оппонента краевой исполнительной власти действует сильно, авось, вывезет на выборах. Видимо, не иначе как неуверенность в собственном будущем формирует и отношение Дудника к СМИ и судам.

Вот уже месяц идет закулисная война некоторых депутатов краевого парламента с приморской судебной системой. На этот раз действия развернулись на фронте утверждения кандидатур народных судей. Эта процедура, ранее формальная, обросла в нынешнем депутатском исполнении скандалами и настоящими кампаниями травли в местных газетах. Дудник занимает в этой ситуации вполне однозначную позицию. Он не скрывает своего негативного отношения к ряду решений краевой Фемиды. Более того, со слов вице-спикера Госдумы Светланы Горячевой стало известно, что председатель думы звонил одному из судей, участвующих в рассмотрении дел по итогам городских выборов, и в недопустимом тоне говорил, что при определенном исходе судебного разбирательства депутаты могут в следующий раз не утвердить его на эту должность. Примерно в таком же ключе высказываются и депутаты из прочерепковского блока “Единый город”.

Сотрудничество с членами этого депутатского блока уже не скрывается господином Дудником. Именно в содружестве с ними спикер выдвигает свои “альтернативные” решения.

Это и понятно: при увязшем в политических разборках спикере краевой думе трудно сосредоточиться на вопросах экономики. Поэтому, наверное, так нелепо выглядят некоторые инициативы, выдвигаемые краевыми депутатами. Депутат Рыбалкин, когда остро встала проблема бюджетного дефицита, предложил такой экстравагантный шаг… как сокращение социальной сферы. На секвестр социального блока в федеральном бюджете не шел даже сверхпрагматичный Чубайс!

Конечно, выдают депутататы и более толковые мысли. Но и они настолько напоминают прожекты гоголевского Манилова, что сразу начинаешь сомневаться в их реализуемости. Кто, например, из избирателей помнит о предложении Дудника поставлять в Приморье топливо из Северной Кореи, которое он выдвинул на встрече с послом этой страны год назад? Или выпускать на оборонном заводе в Арсеньеве летающие “транваи”?

Откровенно говоря, по стилю работы дума Приморского края сейчас - это калька с административного комитета СЭЗ “Находка” образца 97-го года. Точно такие же многословные пресс-конференции председателя по итогам визитов в Москву, Германию, США, Японию, Корею... Те же победные реляции с подробным описанием: встретился с тем-то, поговорил с таким-то, принял участие в заседании под управлением такого-то. Знакомые обещания: еще немного, и придут инвесторы, начнут восстанавливать производство. (Вспомним хотя бы сладкие заверения господина Дудника в скорейшей реализации проектов корейского технопарка в СЭЗ “Находка” и аэропорта “Золотая долина”, окончании строительства водовода и объездной дороги в Находке.) Итог этих обещаний известен - пустырь на месте корейского технопарка и уголовные дела.

Думаю, таким же будет итог и пребывания его на посту спикера краевой думы. Вот только масштабы обмана уже не будут ограничиваться жителями Находки, наблюдающими сейчас агонию дудниковских проектов. Теперь обманутым сладкоголосым спикером будет весь Приморский край.

Автор: Антон ГУЖЕЛЕВ, специально для "В"