Забудьте, что в душе у вас осень
Именно таким было дивное название рецензии, которую я написала ровно 10 лет назад после премьеры спектакля “Биндюжник и король”. Сознательно говорю “дивное”, потому что это строчки замечательного писателя-одессита Исаака Бабеля: “Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе - осень”. Именно по мотивам его “Одесских рассказов” и “Заката” создан мюзикл с чудной, легко запоминающейся музыкой Александра Журбина.
Именно таким было дивное название рецензии, которую я написала ровно 10 лет назад после премьеры спектакля “Биндюжник и король”. Сознательно говорю “дивное”, потому что это строчки замечательного писателя-одессита Исаака Бабеля: “Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе - осень”. Именно по мотивам его “Одесских рассказов” и “Заката” создан мюзикл с чудной, легко запоминающейся музыкой Александра Журбина.
Перечитываю пожелтевшую от времени страницу “Красного знамени” с опубликованной рецензией. Могла ли я предположить, что и нынче написанное окажется актуальным, что 10 лет продержится в репертуаре спектакль, что 200 раз выйдет в нем на сцену в неизменном золотом пиджаке король Молдаванки Беня Александра Славского, что 10 лет не сможет распрощаться со своим любимым детищем постановщик спектакля Ефим Звеняцкий. Тогда никто и не подозревал, что Звеняцкий открыл принципиально новую страницу в творчестве, эстетике театра. Да, традиционно сильны были горьковчане в психологическом классическом репертуаре. И вдруг... мюзикл, искрометный, пряный, изящный. Именно он положил начало музыкальному направлению, дотоле неизведанному. Ведь если бы не “Биндюжник”, не появились бы в последующие годы “Летучая мышь” и “Мафиози”, “Моя прекрасная леди” и шоу, уже не говоря о “Риголетто”.
...Спектакли, как люди, они мудреют, стареют, переживают вторую молодость, иногда справляют юбилеи.
Несколько лет назад редкий юбилей отмечал Камерный театр. Спектакль “Теремок” шел здесь... 1000 раз! Наверное, эта цифра достойна книги рекордов Гиннесса. Во всяком случае, следить за злоключениями Лягушки и Мышки, Волка и Медведя на тысячное представление пришли зрители - дошколята, которых вели за ручки их мамы. А сами мамы, в свою очередь, когда были дошколятами, приходили на “Теремок” за ручку со своими мамами. В спектакле за годы переиграли практически все артисты театра. “Теремок” видели и детишки Приморского края, тогда театры активно выезжали на гастроли... Поговаривают, что скоро Камерный театр вновь порадует детвору “отреставрированным” “Теремком”.
А завтра на сцене краевого академического театра будет царить юбиляр “Биндюжник и король”. Для провинции спектакль, 10 лет украшающий репертуар, - событие, прямо скажем, не частое.
10 лет в человеческой жизни - это большой срок. За годы стали, увы, абсолютной реальностью слова поэта: “Иных уж нет, а те далече...”
Наверное, завтра вспомнят тех, кто вышел на сцену в день премьеры, кто был украшением спектакля. Славные мои, незабвенные друзья Юра Кустов, Вадим Мялк. Как любили они играть в “Биндюжнике”, какие замечательные образы создали!
Истинным камертоном спектакля стал в нем герой Кустова, старый мудрый ребе Арье-Лейб. Даже внешне он был как будто создан для этой роли. Пластичная фигура Дон Кихота, длинные, как у цапли, ноги, удивленные, чистые, как у младенца, глаза. Он был от природы изысканно музыкален. Его Арье-Лейб, словно туго натянутая пружина, закручивал действие, то активно участвуя в нем, то как бы наблюдая со стороны за всеми событиями, соответственно реагируя, то с чувством неизменного одесского юмора, то с печалью и грустью. Тогда, 10 лет назад, работа Кустова была признана лучшей ролью сезона.
А патриарх приморской сцены, “последний из могикан” Вадим Мялк, который играл биндюжника Менделя! Завтра в этой роли выйдет на сцену Александр Пономаренко. Они с первых спектаклей играли Менделя в очередь. И какими же разными были их герои! Мендель Мялка словно вбирал в себя мудрость самого актера, его природную мягкость и доброту, да, доброту, хотя Мендель Бабеля, несомненно, более жесткий и суровый. Таким его играет Пономаренко. А как трогателен и беззащитен был Вадим Янович, когда пел последний романс “Не бей меня, Бенчик!”
Царство небесное вам, Юрий Кустов, Вадим Мялк. Мы помним вас. И в том, что спектакль прожил, увы, без вас 10 лет, есть и ваша заслуга...
Давно покинул пределы страны еще один участник “Биндюжника”, присутствовавший на сцене в течение всего представления, - элегантный пианист и певец Виктор Либерский, музыкальное сердце спектакля. Ведь во многом благодаря ему, тогдашнему музыкальному руководителю театра, уверенно и красиво запела до того не певшая труппа.
Завтра не меньше, чем в день премьеры, будут волноваться те, кто играет спектакль все эти годы: Александр Славский и Светлана Глухова (пожалуй, красавица Маруська осталась до сих пор лучшей ролью актрисы), Светлана Салахутдинова и Александр Пономаренко, безмерно смешной Евгений Горенко и трогательная Наталья Музыковская, всегда органичный Андрей Бажин и сменивший Кустова Александр Запорожец, новый музыкальный руководитель Анатолий Тихонов. Но ведь не меньшее волнение испытают и те, кто входил в спектакль на протяжении долгих 10 лет. В “Биндюжнике” хороши не только исполнители главных ролей. Беды и радости открыты в спектакле настежь, точно на одесском Привозе. Эмоциональным комментатором событий стал в спектакле хор. Все молодые актеры и актрисы, приходящие в труппу, так или иначе оказывались задействованными в “Биндюжнике”. Завтра выйдут на сцену совсем юные участники хора, кстати, среди них будет и дочь первого Менделя - Яна Мялк, недавняя выпускница института искусств, милая пластичная актриса...
10 лет плывет в бурном океане театральной жизни “Биндюжник и король”. Пусть и дальше ветер удачи дует в его паруса, пусть герои одесской Молдаванки еще долго радуют горячим задором, яростным азартом, терпким юмором, заразительной музыкальностью. Пусть благодаря театру мы снова забудем, что “на носу у нас очки, а в душе - осень”.
Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для "В"