Верь глазам своим

Мало кто знает, что в более чем 40 школах Владивостока накануне отопительного сезона были установлены приборы учета тепловой энергии. Однако показания с них сегодня не снимаются, расчеты с энергетиками идут по старинке. И не потому, что теплосчетчики плохи или невыгодны в эксплуатации. Совсем наоборот. Опыт их использования показывает, что фактическое потребление теплоэнергии кратно ниже того, которое нам предъявляют к оплате теплосети

17 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №560 от 17 март 1999

Мало кто знает, что в более чем 40 школах Владивостока накануне отопительного сезона были установлены приборы учета тепловой энергии. Однако показания с них сегодня не снимаются, расчеты с энергетиками идут по старинке. И не потому, что теплосчетчики плохи или невыгодны в эксплуатации. Совсем наоборот. Опыт их использования показывает, что фактическое потребление теплоэнергии кратно ниже того, которое нам предъявляют к оплате теплосети

и не верь счетам, выписываемым производителями теплоэнергии

К примеру, аналогичный узел, установленный в 1996 году в СШ № 72, в первый же месяц показал, что школа зимой ежемесячно потребляет в 4 раза меньше теплоэнергии, чем по представляемым производителями документам. Соответственно согласно официальным документам и плата снизилась в 4 раза, а установка системы окупилась в первый же месяц.

Все проще. Обычное наше неумение доводить дело до конца. По этим 40 школам нужно было лишь заключить договор с теплосетями ОАО “Дальэнерго” и уже сегодня подсчитывать экономию бюджетных средств. Но как раз тогда шла очередная смена городской власти, а сегодня, видимо, недосуг.

Рождение нынешнего рынка установки узлов учета тепловой энергии, видимо, будет правильным отнести к 1995-1996 годам. Использовались они и раньше, однако это были лишь эпизодические примеры, к тому же весьма непоказательные. Да и руководители предприятий, крупных учреждений, властных структур весьма скептически относились к измерению потребленного тепла, на слово веря энергетикам - сколько они покажут гигакалорий, за столько и платили.

Справедливо, что теплосчетчиками первыми заинтересовались коммерческие структуры, живущие не на дотации, а на свою прибыль. К примеру, в 1995 году российско-сингапурское АО “Ард-Ламмебель” (Лесозаводск) решило навести порядок в учете технологического пара - уж больно запредельные счета приходили от соседней котельной. А это и себестоимость продукции, и рентабельность производства - да все там крутилось вокруг электроэнергии и пара. С помощью ЗАО ВИРА, которое является официальным дистрибьютором датской фирмы “Данфосс” - крупнейшего в Европе производителя контрольно-измерительных приборов, был установлен паросчетчик. Оказалось, котельная в своих счетах в 11 (!) раз превышала количество реально потребленного мебельщиками пара. Дальше события развивались поистине драматически. Без “дармовых” денег котельной стало крайне трудно жить, и она предложила свои условия, впрочем, ни на чем не основанные. Да и как можно спорить с прибором, признанным во многих странах мира и к тому же сертифицированным в России. Закончилось все тем, что мебельное производство просто выкупило котельную на корню - так оказалось дешевле. Вот что может сделать всего лишь один прибор.

Примеров колоссальной эффективности теплосчетчиков по Приморью и Дальнему Востоку масса. Однако до поры до времени молчали муниципалитеты, чьи учреждения и предприятия, не говоря уже о жилье, потребляют львиную долю тепла. Наконец в конце 1995 года глава администрации Советского района Владивостока Юрий Молочный, видимо, устав платить поистине бешеные деньги за тепло, “съеденное” муниципальными предприятиями, обратился в уже зарекомендовавшее себя на этом рынке ЗАО ВИРА.

Там его смогли убедить настолько, что глава района решил рискнуть и даже тут же, в кабинете, подписал “платежку” за достаточно дорогое оборудование, которое предполагалось установить в СШ № 72 и детсаде № 118. Фирма не подвела, узел на школе смонтировала в кратчайшие сроки, хотя установка и осложнялась тем, что все это происходило среди зимы. Школа представляет собой комплекс зданий, и чтобы сэкономить муниципальные средства и не ставить теплосчетчик на входящих трубах в каждое здание, пришлось выдалбливать в мерзлом грунте 20-метровую канаву для кабеля - от колодца, где шло ответвление тепломагистрали на все здания и где был установлен собственно расходомер с соответствующей оснасткой, до помещения, где решено было установить интегрирующее вычислительное устройство.

Но зато и результаты превзошли все ожидания, причем обеих сторон. За декабрь 1995 года бюджет выложил за потребленное школой тепло 147 миллионов неденоминированных рублей, в январе был смонтирован и сдан узел учета, а уже в феврале узел насчитал Гкал менее чем на 40 миллионов. Проще говоря, школа платила ежемесячно за тепло в 4 раза больше, чем следовало бы.

Самое любопытное, что детсад, где теплосчетчик был установлен в том же январе, как оказалось, тоже фактически потреблял тепла в 4 раза меньше, чем это значилось в счетах, представляемых к оплате Советскому районо. Тут, впрочем, нет ничего удивительного: тогда все кому только не лень “выдаивали” бюджет без зазрения совести, покрывая его средствами свои недочеты и убытки.

Это был первый пример сотрудничества с муниципалитетом. Не последний, но столь эффективного с точки зрения оперативности решения всех вопросов с властями больше не получилось. Что касается предприятий и организаций, то они, узнав о впечатляющих результатах работы приборов теплоучета, долго себя уговаривать не дают. Были бы деньги. Морской и железнодорожный вокзалы, комбинат хлебопродуктов, телерадиокомпания “Владивосток”, дворец спорта “Спартак”, краевое управление ФСБ, большинство вузов Владивостока и масса других организаций пошли на затраты и тем самым обезопасили себя от финансового аппетита поставщиков тепла.

Что касается самих производителей теплоэнергии, то тут не обошлось без парадоксов. К примеру, с 1996 года на Владивостокской ТЭЦ-1 на самом выходе, откуда горячая вода поступает непосредственно в городскую сеть, стоят теплосчетчики. На установку узлов затрачены немалые средства (один узел стоит до 12 тысяч долларов), однако показания приборов не используют для расчетов, так как тепловые сети ОАО “Дальэнерго” по разным причинам до сих пор не предъявили их для коммерческого учета Госэнергонадзору. Официальная версия - нет компьютера.

Специалисты же видят другую причину нежелания пользоваться информацией, предоставляемой счетчиками. Ведь они подсчитывают не количество прогнанной по трубе воды, а именно количество тепла, то есть те самые Гкал, за которые мы все платим. И если потребителю, как оказалось, очень даже выгодно устанавливать теплосчетчики, то для производителя они что удавка на шее. Горожане на собственном опыте знают, что очень часто батареи в квартирах едва нагреты, производители экономят на топливе, а берут-то с нас по полной схеме. Расчеты вне зависимости от действительно полученного нами тепла неизменно строятся только на основе установленных нормативов, то есть на том, что должно быть, а не на том, что есть на самом деле.

Еще более подтолкнули потребителей устанавливать приборы учета закон РФ от 1997 года “Об энергосбережении” и постановление правительства РФ “О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы”. Вслед за подобным губернаторским постановлением вышло и постановление мэра Владивостока, во исполнение которого летом прошлого года в городе был проведен тендер на размещение муниципального заказа по установке приборов учета тепловой энергии для учреждений образования. Всего во Владивостоке подобным видом деятельности занимаются 14 различных обществ и товариществ. В конкурсную комиссию свои предложения подали лишь 8 из них. Разыгрывались 4 лота. Так вот, 3 лота (покрывающие четыре из пяти районов города) решением комиссии были отданы ЗАО ВИРА.

ЗАО ВИРА с 1995 года занимается установкой и гарантийным обслуживанием установленных систем учета.

Заказчикам предлагает все типы счетчиков, но исключительно последних моделей, как правило, производства Дании и США. К сегодняшнему дню общество установило в Дальневосточном регионе около трехсот узлов, причем абсолютное большинство (более 200) - это как раз самые дорогие, ультразвуковые и вихревые. За все время своей деятельности акционерное общество не получило ни одной рекламации, так что его очевидная победа в тендере была обусловлена заработанным имиджем.

Эти 3 лота включили в себя 55 школ, установкой теплосчетчиков в которых и занялись специалисты ЗАО ВИРА в ускоренном темпе, надеясь завершить эту работу к началу отопительного сезона. Однако очередная смена первых лиц в “сером доме” помешала этим планам. Установив узлы в 41-й школе и не получив полный расчет за сделанную работу, общество вынуждено было приостановить исполнение условий тендера. Хотя зарубежные партнеры-поставщики и доверяют “вировцам” и дают узлы, так сказать, под реализацию, но ведь всему есть мера. Собственные же оборотные средства общества не позволяют относить платежи на столь долгий и неопределенный срок.

Но власти, повторюсь, не пользуются даже установленными теплосчетчиками. А жаль. Уже по итогам этого отопительного сезона можно было судить об эффективности их эксплуатации. Специалисты ЗАО ВИРА считают, что городской бюджет сэкономил бы значительные суммы, об этом говорят и выше приведенные примеры. Вообще кто в первую очередь должен быть заинтересован в организации учета тепла, так это администрация города, которой приходится выкладывать значительные суммы на содержание муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также частично компенсировать стоимость тепла, потребленного муниципальным жильем. Но о проблемах установки теплосчетчиков в жилых домах - в другом материале. Там каша заварена еще круче.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, "Владивосток"