Крайизбирком отстоял городскую комиссию

Состоялось очередное заседание краевой избирательной комиссии. Главным вопросом в повестке дня значились рассмотрение итогов январских выборов во Владивостоке и задачи по организационному, правовому и методическому обеспечению повторных выборов депутатов гордумы в мае. В заседании принимали участие представители горизбиркома, администраций города и края, а также аппаратов крайдумы и полпреда президента в Приморье.

16 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №559 от 16 март 1999

Состоялось очередное заседание краевой избирательной комиссии. Главным вопросом в повестке дня значились рассмотрение итогов январских выборов во Владивостоке и задачи по организационному, правовому и методическому обеспечению повторных выборов депутатов гордумы в мае. В заседании принимали участие представители горизбиркома, администраций города и края, а также аппаратов крайдумы и полпреда президента в Приморье.

Кажется, все, что можно “итожить” в январских выборах, уже подытожено. Но был на заседании и новый любопытный сюжет.

Неожиданностью он не стал, представители городских властей уже не раз заявляли, что деятельность существующих избирательных комиссий неудовлетворительна. Поэтому представитель администрации города Королькова поставила перед крайизбиркомом вопрос ребром. Она заявила, что во Владивостоке остро стоит вопрос о доверии к городской комиссии, а заодно и к комиссиям окружным. Как заверила представитель администрации, у Владивостока по выборам никаких других проблем нет. Просьбу города поддержала член краевой избирательной комиссии Татьяна Вялова, подтвердившая, что профессионализм городской комиссии оставляет желать лучшего.

С этим тезисом (о профессионализме) члены крайизбиркома не спорили, прошедшие выборы дали массу тому доказательств. Однако на просьбу “похлопотать” в судах о досрочном расформировании комиссий крайизбирком ответил властям отказом.

По окончании заседания Сергей Князев прокомментировал “В” такое решение:

- Основания для расформирования избирательных комиссий, в том числе и городской территориальной, установлены в статье 25 федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдумах граждан РФ”. При постановке вопроса в судебном порядке о досрочном расформировании комиссий должны иметь место следующие предпосылки: наличие серьезных нарушений, допущенных соответствующей комиссией (на данный момент мы не имеем судебных решений, подтверждающих подобные факты). Второе, если в результате действий комиссии выборы в целом на территории города признаны недействительными (в нашем случае опротестованы итоги голосований лишь по отдельным округам). Причем это должно быть признано либо Центризбиркомом, либо комиссией субъекта федерации.

Хотя отчасти неудовлетворение работой горизбиркома можно понять, есть основания ставить вопрос о профессионализме комиссии. Но, согласитесь, в конечном счете горизбирком - это орган общественной самодеятельности, в основной своей массе его члены работают на общественных началах и в свободное от основной работы время. Де-факто же большая мера ответственности ложится на органы официальной власти.

Что касается формирования заново к маю всех окружных избирательных комиссий, то здесь также желание городской власти не может быть удовлетворено в полной мере. Такое решение можно было принять лишь в момент назначения выборов. И если горизбирком в тот момент решил, что только три комиссии формируются в новом составе, то через две-три недели, когда избирательная кампания уже идет полным ходом, вернуться к вопросу уже не представляется возможным.

И наконец, о территориальных комиссиях в районах, создать которые городу рекомендует наша комиссия. Статьей 21 федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав...” и статьей 12 краевого закона “О выборах в органы местного самоуправления в ПК” предусматривается, что при необходимости в одной административно-территориальной единице с большим числом населения для организации и проведения выборов может образовываться несколько территориальных комиссий. Сегодня у нас во Владивостоке порядка 500 тысяч избирателей. И всю эту систему обеспечивает одна городская комиссия, что явно непросто. Мы имеем положительный опыт работы промежуточных (районных) теризбиркомов при проведении федеральных выборов. Эти структуры, с одной стороны, были ближе к низовым комиссиям и могли более тщательно их контролировать, организовывать учебу и т.д. С другой - освобождали горизбирком от рутинной текучки и позволяли ему сосредоточиться на принципиальных вопросах. Опыт прошедших в январе выборов свидетельствует: создание таких комиссий лишь усилит избирательную систему города и поможет провести кампанию более качественно. По закону формирование этих выборных органов возможно за 50 дней до голосования, так что по времени горизбирком успевает.

Автор: Отдел новостей "В"