Все претензии к закрытой двери
Для начала присказка, быть может, она о всей нашей сегодняшней жизни. Стоит витязь, как водится, на распутье. А на камне сакраментальное: направо пойдешь... по башке получишь. Налево пойдешь - по башке получишь. Прямо пойдешь - по башке получишь. Как тут быть? Чешет витязь затылок той самой башки. А тут зычный глас свыше: “Решай быстрей, а то прямо здесь получишь!”
Для начала присказка, быть может, она о всей нашей сегодняшней жизни. Стоит витязь, как водится, на распутье. А на камне сакраментальное: направо пойдешь... по башке получишь. Налево пойдешь - по башке получишь. Прямо пойдешь - по башке получишь. Как тут быть? Чешет витязь затылок той самой башки. А тут зычный глас свыше: “Решай быстрей, а то прямо здесь получишь!”
Еще в 94-м работавший тогда на шахте “Дальневосточная” Александр Т. перевел свою зарплату, которую получал через артемовский филиал “Эвробанка”, на процентный вклад в нем. Решил недавно забрать свой вклад (деньги нужны для лечения жены), ан не тут-то было. Знающие люди его просветили: спохватился, банк этот лихорадит еще с осени прошлого года. То и дело вывешивались объявления: “С клиентами не работаем до... числа. Обращайтесь в головной банк во Владивостоке”. В “Эвробанке” артемовские горняки получали (точнее, “вышибали”) и “ликвидационные” деньги. Бывало, очередь занимали в 5 часов утра, да без толку. Дмитрий Ф., работавший на шахте им. Артема, приходил осенью минувшего года какое-то время каждый день. Ему выдавали по крохам, чтобы он отстал, 2,5 тыс. рублей так и “заморозили”.
Последнее время висела табличка: “Переучет до 25 января.” Но минул и этот срок, банк, закрывший свои двери наглухо, так и не открывает их клиентам. Вернее, милиционер-охранник открывает тем, кто слишком настойчиво ломится за своими кровными, чтобы сообщить, что никого тут нет и что он ничего не знает. Сколько их, оставшихся с носом, сказать трудно, но, судя по разговорам среди шахтеров, обращениям в прессу, немало. Получить какую-либо информацию о перспективах сложно, в приемной и. о. президента АКБ “Эвробанк” Григория Сиднева (туда удалось проникнуть через главный вход здания ОАО “Приморскуголь”) на просьбу о беседе Александру Т. и корреспонденту “В” ответили, что у него совещание. Другие сотрудники головного банка дают демократично-стандартный совет: обращайтесь в суд. Известно: пока суд да дело... И даже не это главное, суд сейчас не так уж и тянет и почти автоматически решает в пользу обманутых людей, да с реализацией этих решений большие проблемы.
А вот еще одна ситуация, связанная с артемовским филиалом “Эвробанка”. Татьяна Л. оплатила в нем счета за электроэнергию нескольких последних месяцев прошлого года. Когда пришла в городское отделение энергосбыта со своими квитками, ей сказали, что оплата не прошла. Угасающий банк “подрабатывал”, заключил договоры с соответствующими организациями на оплату коммунальных взносов: за тепло, электроэнергию, квартиру. Люди платили с сентября 98-го, а банк не переводил деньги по назначению. В январе этого года в местной прессе прошло сообщение, что такие договоры расторгнуты, все претензии, мол, к “Эвробанку”, то бишь к закрытой наглухо железной двери. Одному богу ведомо, сколько же разгневанных кулаков в последние дни стучало в эту дверь. И кто в данном случае должен подавать в суд (опять суд!): наши бедолаги - вечные “витязи на распутье” или же организации, что заключали договоры с банком?
Впрочем, информация о том, что же произошло с “Эвробанком”, есть, почти вся она изложена на листке бумаги, пришлепнутом к железной и опять-таки наглухо закрытой двери головного банка во Владивостоке. В конце декабря минувшего года у АКБ “Эвробанк” отозвана генеральная лицензия, и все банковские операции стали осуществляться под присмотром Центробанка. В банке введена процедура внешнего наблюдения, и якобы тут стали подумывать о финансовом оздоровлении учреждения (по неофициальной информации, совет директоров “Приморскугля” так и не принял никаких решений о реабилитации банка), надо же, мол, выполнять свои обязательства перед людьми. Репутация, то да се... Но вот 15 января прибежали нехорошие дяди из налоговой полиции, изъяли за неуплату налогов офисную мебель, сейфы, оргтехнику. Банковские служащие, однако, не согласились с такими бестактными действиями, подали протест в краевую прокуратуру и главное управление Центробанка. И пока банк не работает: как же без офисной мебели клиентов обслуживать? Их просят подождать, пока сей конфликт утрясется.
Постоял перед этой бумажкой бывший горняк шахты “Дальневосточная”, поскреб затылок. Вот-вот раздастся глас свыше...
Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"