Что за комедия, создатель...

Комедией о настоящей беде Московскому государству, написанной ...Алексашкой Сергеевым сыном, назвал Александр Сергеевич Пушкин “Бориса Годунова”. Этому жанру, определенному самим поэтом, пытаясь сохранить все пушкинские интонации, следовал Ефим Звеняцкий в постановке спектакля “Борис Годунов”.

2 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №552 от 2 март 1999

Комедией о настоящей беде Московскому государству, написанной ...Алексашкой Сергеевым сыном, назвал Александр Сергеевич Пушкин “Бориса Годунова”. Этому жанру, определенному самим поэтом, пытаясь сохранить все пушкинские интонации, следовал Ефим Звеняцкий в постановке спектакля “Борис Годунов”.

Вообще-то предыстория действа, премьера которого состоялась в минувший уик-энд, такова. Много лет тому назад Ефим Табачников сказал, что знает, как поставить “Бориса Годунова” при условии, если кто-нибудь знает, как сыграть ремарку “народ безмолвствует”. Сей вопрос так и не был решен на сцене театра им. Горького все эти годы. Хотя иногда казалось, чего проще, выйди на улицу и посмотри...

К слову, за 65 лет существования театра, который сегодня уже имеет звание академического, Пушкин ни разу не ставился. “Борис Годунов” - первый спектакль. Можно назвать его символичным. Поскольку в нашем времени, как ни в каком другом, витки исторической спирали совместились в одной точке. Творчество и политика далеки друг от друга, но сегодня от этой самой политики никуда не денешься. Основная параллель спектакля того века и нашего социальна: народ безмолвствует.

- Во все времена он был и остается главным действующим лицом, - считает Ефим Звеняцкий. - А с царями все давно понятно...

Спектакль стал настоящим подарком горожанам к 200-летию великого поэта. Больше года вся труппа театра жила стихами, репетициями настолько, что порой это становилось выше человеческих сил в буквальном смысле. Актер Александр Славский, который играет роль Бориса Годунова, оказался в предынфарктном состоянии.

Спектакль поставлен полностью по Пушкину, исключая сцену с монахом Пименом. Но осмыслено и сыграно произведение другим поколением с другим сознанием. Да и не могло быть иначе.

Русская духовная музыка, реквиемы разных композиторов, а также музыка С. Прокофьева к кинофильму “Иван Грозный” служат музыкальной иллюстрацией к спектаклю. Отдельного слова заслуживают декорации. Специально был приглашен московский художник Владимир Колтунов, который попытался выразить колорит того времени на сцене. Костюмы заказывали в Москве. Шубы, обувь, одежда, хоругви - все сделано с мастерством, вещи вышиты вручную. Во Владивостоке, по мнению Е. Звеняцкого, подобного великолепия и роскоши на сцене не видели. Признаться, и само действо было столь же великолепно.