Товарищ от слова товар
Пять дней отбастовал коллектив цеха № 36 “Дальзавода”, иначе называемого энергоцехом, и в пятницу, ничего не добившись от администрации, устроил митинг у здания управления завода. К слову сказать, это, пожалуй, самый “бунтующий” коллектив предприятия.
Пять дней отбастовал коллектив цеха № 36 “Дальзавода”, иначе называемого энергоцехом, и в пятницу, ничего не добившись от администрации, устроил митинг у здания управления завода. К слову сказать, это, пожалуй, самый “бунтующий” коллектив предприятия.
Энергоцех, обеспечивая технологические процессы других цехов, поставляет заводу практически все виды энергии - ацетилен, кислород, тепло, пар, сжатый воздух. Лишь к электроэнергии он не имеет отношения. В сущности, являясь “мотором” для других подразделений, коллектив цеха уже не первый год стоит на последнем месте у кассы предприятия, в которой денег на всех, а вернее на последних, не хватает.
Первый раз энергоцех объявил пятидневную забастовку в конце 1997 года - проблема уже тогда обозначилась во всей своей неприглядности: рост задолженности по зарплате. Однако, видимо, на предприятии еще были возможности исправить положение, и администрация пошла на переговоры. Был составлен график погашения долгов, коллектив вышел на рабочие места, но сохранить лицо перед рабочими администрация не сумела. По словам председателя забасткома Алексея Кузнецова, она их попросту обманула.
Последний раз большинство коллектива получало зарплату в полном объеме в апреле 1998 года. Большинство потому, что, по данным забасткома, у начальника цеха, например, задолженность составляет лишь 3 месяца. В некоторых коллективах других цехов, работающих на продукции энергоцеха, но выпускающих реально продаваемые партнерам завода изделия и услуги, и того меньше.
Однако спровоцировал нынешнюю забастовку даже не дискриминационный подход к выдаче зарплаты. Обвал рубля после 17 августа и последовавшее за ним обесценивание “замороженной” зарплаты - вот главная причина протеста рабочих. В забасткоме на основе данных статуправления сравнили стоимость потребительской корзины до обвала и январской и пришли к выводу, что невыплаченная зарплата стала “дешевле” в два раза.
Потому и требования бастовавших оказались весьма специфическими: не сиюминутное погашение долгов, а их перерасчет согласно свободному индексу цен, сформировавшемуся в городе Владивостоке; повышение зарплаты в два раза, а в последующем ее ежеквартальное повышение на основе официальных данных о размерах инфляции. Логика тут есть: в обвале виновато правительство России - это бесспорно. Но ведь своевременная выдача зарплаты - это прямая обязанность руководителей любого предприятия.
Забастовка ничего не дала, управление завода оказалось не готовым к конструктивному диалогу с коллективом. Более того, по словам Алексея Кузнецова, многие бастующие подверглись нажиму со стороны руководителей различного ранга. И тогда было решено провести митинг у центральной проходной.
- Я обратился к вам, “товарищи”, лишь потому, что это слово от слова “товар”, - открывая митинг, обратился к собравшимся Алексей Кузнецов. - Все мы являемся владельцами единственного товара - рабочей силы. И ее мы должны продать подороже.
Если оставить в покое этимологические изыскания, то в сущности все верно. Лишь свои руки, знания, опыт может продать рабочий. И продает, однако, по мнению коллектива энергоцеха, слишком дешево. К тому же покупатель, то бишь управление, не выполняет своих обязательств по своевременной выплате зарплаты. Ситуация по нынешним временам рядовая, потому неудивительно, что бастующие нашли отклик на свой протест за пределами завода.
На митинге засвидетельствовали свою солидарность медработники, коммунальщики, представители забасткома ОАО “Дальэнерго” и движения “Трудовое Приморье”, от имени которых выступил Виктор Потапейко. Последний рассказал, как надо “выколачивать” зарплату: в свое время там захватили в заложники руководителей, и те, напуганные физической расправой, обеспечили погашение задолженности через три часа - все это со слов выступившего энергетика.
Его “рецепт” нашел горячее одобрение у собравшихся, но воспользоваться им коллектив цеха №36 пока поостерегся. Впрочем, сегодня никто не может точно предсказать дальнейшее развитие событий. Это зависит как от темперамента бастующих и их лидеров, так и от способности управления завода искать компромиссы с собственными рабочими.
Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"