'Титаник' на рыбалке, или Киноитоги-98
Год прожит, пора итожить - что мы смотрели, что проглядели. Прежде чем выстроить окончательный парад годовых кинорейтингов, провел мини-опрос среди знакомых и совсем незнакомых мне людей: какой из увиденных в прошлом году фильмов больше всего запомнился? Увы, ответ был почти единодушным: “Титаник”. И скрепя сердце, приходится признать: это действительно фильм года.
Год прожит, пора итожить - что мы смотрели, что проглядели. Прежде чем выстроить окончательный парад годовых кинорейтингов, провел мини-опрос среди знакомых и совсем незнакомых мне людей: какой из увиденных в прошлом году фильмов больше всего запомнился? Увы, ответ был почти единодушным: “Титаник”. И скрепя сердце, приходится признать: это действительно фильм года. Триумфально проплыв по большим экранам, он собрал рекордный для мирового кино кассовый улов, в том числе и в нашей стране. Никакому Спилбергу за ним теперь не угнаться. Можно было бы, конечно, поворчать о том, что это не искусство и что негоже было превращать величайшую трагедию века в дорогостоящий аттракцион с красивенькими любовными страстями, ну да ладно. Спасибо Джеймсу Камерону уже за то, что с помощью своего “Титаника” сотворил невозможное - вернул наших зрителей в кинотеатры. А кое-кто из молодых, между прочим, таким образом впервые увидел кино на большом экране. Так и получается: век кино начался “Броненосцем “Потемкиным”, а заканчивается “Титаником”. Каждому поколению - свой корабль. Одним - революция, другим - конец света.
Нет, это я не про отключения электроэнергии говорю. А про тот самый Апокалипсис, ожидание которого разлито в воздухе. Понятное дело, заканчивается не просто век, а целое тысячелетие. А тут еще выпали три девятки, которые, если их перевернуть, легко превращаются в 666 - число Сатаны. Поневоле встрепенешься.
···
Десятка лучших фильмов зарубежного кинопроката (по итогам кассовых сборов в 1998 году)1. "Титаник" (США)
2. "Армагеддон" (США)
3. "Спасение рядового Райана" (США)
4. "Столкновение с бездной" (США)
5. "Годзилла" (США)
6. "Смертельное оружие-4" (США)
7. "Доктор Дулиттл" (США)
8. "Шоу Трумана" (США)
9. "Познакомьтесь с Джо Блэком" (США)
10. "Певец на свадьбе" (США)
1. "Титаник" (США)
2. "Годзилла" (США)
3. "Ромео и Джульетта" (США)
4. "Один дома-3" (США)
5. "Анаконда" (США)
6. "Воскрешение Чужого" (США)
7. "Парк Юрского периода-2: затерянный мир" (США)
8. "Змеиный источник" (Россия)
9. "Миротворец" (США)
10. "Не послать ли нам гонца" (Россия)
1. "Менты" (Россия)
2. "Армагеддон" (США)
3. "Особенности национальной рыбалки" (Россия)
4. "Солдат Джейн" (США)
5. "Ягуар" (Франция)
6. "Змеиный источник" (Россия)
7. "Лолита" (США)
8. "Достучаться до небес" (Германия)
9. "Подъем с глубины" (США)
10. "Спаун" (США)
1. "Луговые собачки" (США)
2. "Спящий брат" (Австрия)
3. "Нигде" (США)
4. "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (Россия)
5. "Мужской стриптиз" (Англия)
6. "Ледяной ветер" (США)
7. "Мама, не горюй" (Россия)
8. "Звездный десант" (США)
9. "Поцелуй змея" (Германия - Франция - Ирландия)
10. "Доберман" (Франция)
А кинематограф эти настроения еще и усугубляет. Достаточно вспомнить кинохиты прошлого года, начиная все с того же “Титаника”, в котором даже симпатягу Леонардо ди Каприо не пощадили, отправили ко дну с сотнями других мертвых заледеневших тел. В “Армагеддоне” (название - красноречивей не придумаешь!) вся Земля чуть не накрылась медным тазом, то есть астероидом. Еле спасли, угробив при этом Францию, Китай, несколько городов в США и неистребимого ранее Брюса Уиллиса в придачу. Зато наш русский космонавт уцелел - пьяному море по колено. Так что зря наша Госдума за него оскорбилась, хотела фильм запретить. Без жертв, правда, не обошлось: на Украине во время показа этого фильма-катастрофы насмерть задавили несколько подростков. Вот вам и маленький армагеддон... В другом фильме на ту же тему - “Столкновение с бездной” гигантское цунами напрочь смыло с Земли несколько материков. Во где размах! Не то что хваленый Спилберг, снова выпустивший в “Затерянном мире” свое стадо динозавров порезвиться. И что? Вяло, вяло. “Воскрешение Чужого” в четвертый раз и то получилось убедительнее. А хитрый Роланд Эммерих, благодаря которому американцы теперь с опаской празднуют День независимости, вообще переманил у японцев всего одного ящера - но зато какого! Годзилла основательно потоптался по американским небоскребам, прежде чем издох под ударами ракет, так и не разобравшись в собственной сексуальной ориентации. А кабы разобрался - глядишь, ограничился бы только персонажем Мэтью Бробедика... В комедии “Доктор Дулиттл” Эдди Мэрфи, добрый негр-Айболит, со зверями говорит - весело, аж жуть! В притче Питера Уира “Шоу Трумана” Джим Кэрри однажды просыпается и узнает, что мир вокруг него даже не театр, а сплошной телесериал - тут у него резиновое лицо и вытянулось окончательно. В вышедшей под конец года на экраны США мелодраме “Познакомьтесь с Джо Блэком”, на съемки которой угрохали 90 миллионов, главная героиня влюбляется в красавца Брэда Питта, что естественно. А оказывается, он и не Питт вовсе... а сама Смерть. Тоже жуть. А в мистической сказке “Спаун” и подавно смачно показывается второе пришествие Люцифера. Буйствуют твари и в “Подъеме с глубины”...
Наши кинематографисты не лучше - тут тебе и “Упырь”, и “Мытарь”, и “Приятель покойника”. В безукоризненно снятом триллере “Змеиный источник” в каждом персонаже невольно начинаешь подозревать вурдалака. И даже в безобидной на первый взгляд народной комедии “Особенности национальной рыбалки” наши любимые “охотники”, кажется, потому и не хотят трезветь, что предпочитают не вникать в тот тихий ужас, что творится вокруг - даже 16 ящиков водки не спасают от ощущения Апокалипсиса...
···
Впрочем, сублимация полезна. Лучше конец света лицезреть на экране, чем в реальной жизни: выйдешь после какого-нибудь “Армагеддона” из кинотеатра, глянешь вокруг - и родная, заплеванная действительность раем покажется.
Она, может, такой и была. Но до августа 1998 года, пока громко не упал доллар. Потом он таки упал. С деревянным гробовым стуком. И продолжает падать до сих пор. В обратной пропорциональности с ним растут цены. Эта финансовая катастрофа внесла свои коррективы в отношения зрителей с кинематографом. В известном требовании масс “хлеба и зрелищ” все больше успокаиваются на первом. Хотя бы хлеба. Не до кино теперь. И снова опустели кинозалы. И никто уже не гоняется за видеоновинками. От привычки покупать каждую неделю по фильму пришлось отказаться.
В результате цивилизованный видеорынок, начавший было праздновать победу над пиратами, вновь готов поднять знамя Веселого Роджера - оно все-таки лучше, чем белый флаг полной капитуляции. Достаточно сказать, что в Москве практически разорилась крупнейшая фирма “Союз”, поставлявшая всем нам отечественные лицензионные новинки, а генеральный директор другой преуспевающей фирмы West video вынужден был самолично торговать на Горбушке своими кассетами, чтобы не обанкротиться окончательно. Ушло в отставку молодое руководство студии им. Горького во главе с Сергеем Ливневым, так обнадеживавшее нас своим проектом “малобюджетного кино”. Фактически закрылся “Ленфильм”, напоследок решив довести до конца работу над фильмом А. Сокурова “Молох”. Ветер гуляет в павильонах “Мосфильма”, генеральный директор которого Владимир Досталь тоже ушел в отставку - лишь ОРТ снимает здесь время от времени свои бесконечные “старые песни о главном” и занудные ток-шоу. Съемки десятков кинолент заморожены, режиссеры продают газеты в метро...
Ощутимые потери понесла и известная в Приморье компания “Дальинтервидео”: закрыты многие торговые видеоточки во Владивостоке и Уссурийске, сокращен объем закупок. И все же она продолжает радовать своих покупателей видеоновинками. Среди последних - скандальная голливудская лента о порнобизнесе 70-х “Ночи в стиле буги” с бывшим рэппером Марки Марком в главной роли, стильный ужастик Джона Карпентера “Вампиры”, новая криминальная драма Александра Хвана “Дрянь хорошая, дрянь плохая” (привет от “малобюджетного кино”!), фантастические фильмы “Затерянные в космосе” и “Метеориты”, боевик с обаятельным чернокожим Уиллом Смитом “Враг государства”, обольстительная Шарон Стоун в новом фильме “Могучие”. Планируется возобновить выпуск сборников зарубежных музыкальных клипов. И фирменная, полюбившаяся многим телепередача “Автопатруль” по-прежнему выходит. В общем, жив курилка!..
···
Годовой рейтинг “Дальинтервидео” возглавил отечественный сериал с емким названием “Менты”, что неудивительно - мы живем в стране с неизжитым со времен ГУЛАГа уголовным менталитетом. “Менты” - это наше все! Так же, как и всякие-разные “национальные особенности”. А уж потом - все голливудское. К счастью, мы еще не сравнялись во вкусах со среднестатистическими американцами, не обремененными в массе своей наличием интеллекта. Приятно видеть в списке в качестве лучших фильмов года и французскую экзотическую картину “Ягуар”; талантливую экранизацию романа В. Набокова “Лолита”, которую мы посмотрели раньше американцев (а они до сих пор, глупенькие, стесняются - боятся поголовно стать педофилами); и германский романтический боевик “Достучаться до небес”, где так много отчаянно веселой удали и светлой печали; и нашенский кинематографически очень грамотный триллер “Змеиный источник”. Такой расклад обнадеживает.
Но все это было. А что будет? “Оскара” в этом году, видимо, получит-таки Стивен Спилберг за свою военную драму “Спасение рядового Райана”. Правда, в конкурентах у него - не менее сильная военная драма Теренса Малика “Тонкая красная линия”, которую язвительные критики уже обозвали “Убиением рядового Райана и всех остальных”. У нас “Нику” дадут, скорее всего, Валерию Тодоровскому за его нетленку “Страна глухих”. Потому что судить будут слепые, а все остальные будут лишь неметь, то бишь безмолвствовать, ведь есть и более достойные фильмы! Нонна Мордюкова в этом году удивит всех в фильме Дениса Евстигнеева “Мама”, где возглавит семейную банду Овечкиных, угнавших когда-то (помните?) самолет. А очнувшийся после долгой спячки Джордж Лукас грозится затопить-таки непотопляемый “Титаник”, выпустив в этом году на мировые экраны долгожданное продолжение “Звездных войн” - “Эпизод первый: угроза призрака”. Уже сейчас толпы фанатиков этой космической эпопеи штурмуют кинотеатры только для того, чтобы увидеть тестовый рекламный ролик новой картины, главную роль в которой, между прочим, играет шотландский маргинал Ивэн Макгрэгор из культового “Трэйнспоттинга”.
Все это будет. Ну а чем сердце успокоится? Мое сердце, как ни странно, успокоилось от просмотра нескольких американских фильмов, каждый из которых - увесистая оплеуха по розовощекой “американской мечте”. Этот смелый жест достойно проделали австралиец Джон
Дуган в лучшем, с моей точки зрения, фильме года “Луговые собачки”, голландец Пол Верхувен в фантастическом боевике “Звездный десант”, китаец Анг Ли в семейной мелодраме “Ледяной ветер” и культовый режиссер-гей Грегг Араки в ядовито-кислотной ленте “Нигде”, венчающей его молодежную трилогию о поколении Х. Остальные симпатии распределились по категориям. Самый смешной фильм - британская комедия “Мужской стриптиз” (“Полная обнаженка”). Самый честный фильм о реалиях нашей жизни - лента В. Бортко “Цирк сгорел, и клоуны разбежались”. Самый завораживающий фильм - австрийская трагедия “Спящий брат”. Самый красивый фильм - костюмная мелодрама “Поцелуй змея”. Самый стебовый фильм - иронический боевик Максима Пежемского “Мама, не горюй”. Ну а самые стильные фильмы получились у французов - это криминальная лента “Доберман” и эротико-фантастическая картина “1000 чудес Вселенной”. Конечно, в этом личном списке могли бы оказаться совсем другие названия. Но для киногурманов наступили трудные времена. Увы, никто из нас так и не увидел в прошлом году русские фильмы, ставшие событием, - пронзительно-нежную новеллу Сокурова “Мать и сын”, очень стильную и очень безнравственную картину Балабанова о Серебряном веке “Про уродов и людей”, многострадальное полотно Германа “Хрусталев, машину!”, элегические “Цветы календулы” Снежкина, ностальгический “Тоталитарный роман” Сорокина, фильм Рогожкина “Блокпост” - об особенностях национальной армии. Будем надеяться, что в этом году нам повезет больше.
И еще одним скоро успокоится сердце. 19 февраля в Кремле состоится премьера нового фильма Никиты Михалкова “Сибирский цирюльник”, на производство которого был истрачен двухгодичный бюджет отечественного кинематографа. Жаль, конечно, что Никита Сергеевич передумал стартовать с показа в Приморье, как планировал ранее. Но ведь доберется “и до наших до окраин”. Должон добраться, поелику с помощью проката своего фильма метит занять престол “режиссера всея Руси”. А что? - и выберем Никиту Сергеевича в президенты! Дворянин все-таки - а значит честный, порядочный и неподкупный, как и все, что производят на “фабрике грез”!..
Автор: Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ, специально для "В"