Все повторится?..

Как-то, работая в Российском государственном архиве военно-морского флота, я обнаружил любопытный документ, датированный февралем 1921 года. Повеяло от него чем-то до боли знакомым, будто встали передо мной многие нынешние проблемы со всей своей безысходностью...

19 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №547 от 19 февр. 1999

Как-то, работая в Российском государственном архиве военно-морского флота, я обнаружил любопытный документ, датированный февралем 1921 года. Повеяло от него чем-то до боли знакомым, будто встали передо мной многие нынешние проблемы со всей своей безысходностью...

Это был протест командующего Сибирской военной флотилией контр-адмирала Николая Ивановича Черниловского-Сокола, направленный им в совет управляющих отделами Приморского областного управления. Касался он решения штатно-контрольной комиссии о постановке миноносцев флотилии на долговременное хранение, а по сути о ликвидации русского военного флота на Тихом океане.

В 1920 году земское правительство Приморья не признало власть Дальневосточной республики. Верхнеудинское временное правительство ДВР пыталось объединить вокруг себя сформированные в Сибири и на Дальнем Востоке после падения власти А. Колчака областные правительства.

Зимняя кампания 1920-1921 гг. для Сибирской флотилии, дислоцирующейся во Владивостоке, выдалась тяжелой. В результате японского мятежа 4-5 апреля были убиты в крае тысячи неповинных людей, разрушены коммуникации, разграблены боевые суда флотилии. Усугублялось положение острым финансовым и продовольственным кризисом. Отсутствие денежных средств на покупку угля для судов ставило флотилию в крайне тяжелые условия - она могла “разморозиться”. Решение комиссии правительства о постановке боевых судов на долговременное хранение, казалось, было обосновано. Но этот шаг вызвал резкий протест командующего Н. Черниловского-Сокола, так как “... в составе действующих судов не оказывается ни одного, имеющего специально военно-морской облик, а остаются суда для транспортного значения”. Далее он доказывал, что вопрос о том, быть или не быть русскому военному флоту в тихоокеанских водах, не может ставиться в зависимость от тех или других финансовых соображений областного управления и должен решаться лишь центральным правительством.

На Тихом океане лишить Россию флота пытались японские интервенты, используя апрельские события 1920 года. Во время мятежа они захватили Сибирскую флотилию. Впервые в истории русского флота без боя был спущен Андреевский флаг... Военно-морское командование Японии подписало с начальником дивизиона миноносцев лейтенантом С. Носиловым унизительные для русского флота и офицеров флотилии условия. Судам было запрещено без разрешения японского командования выходить в море, иметь оружие, боеприпасы, офицерам запрещалось переходить с одного судна на другое, носить оружие и т. д. Только благодаря длительным переговорам командующего флотилией Н. Черниловского-Сокола и командующего морскими и сухопутными силами Приморского района В. Болдырева удалось заключить новое соглашение, по которому Россия оставляла за собой право иметь на Тихом океане свой военно-морской флот.

“Совершенно невозможно, - доказывал Н. Черниловский-Сокол, - чтобы Приморская область... отказалась бы от права на омывающее ее море... В ближайшие десятилетия центр мировых событий несомненно перейдет на побережье Тихого океана. Борьба за торговое преобладание, за внешний рынок разразится именно здесь”. Свой протест командующий закончил словами: “Странный вид имеет военный порт Владивосток без единого русского корабля военного типа, в то время как на рейде стоят военные стационеры соседних государств”.

Автор: Александр ТУШКОВ, специально для "В"