Ты сними, сними меня, фотограф...
Полюбил народ фотографироваться в последнее время. Ведь для этого сегодня не надо идти в фотоателье, в каждой семье имеется незатейливый фотоаппарат, а снимки напечатают за час в “Экспресс-фото”. А что делать тому, чье фото сделано полвека назад, выцвело или пожелтело? Надорвано или осталось в единственном экземпляре? Тогда вам больше не к кому обратиться, кроме фотографа-реставратора. За эту работу еще лет 10 назад брались в фотоателье, но она очень кропотливая, штучная, ручная. И сегодня отреставрировать старый снимок можно лишь по случаю.
Полюбил народ фотографироваться в последнее время. Ведь для этого сегодня не надо идти в фотоателье, в каждой семье имеется незатейливый фотоаппарат, а снимки напечатают за час в “Экспресс-фото”. А что делать тому, чье фото сделано полвека назад, выцвело или пожелтело? Надорвано или осталось в единственном экземпляре? Тогда вам больше не к кому обратиться, кроме фотографа-реставратора. За эту работу еще лет 10 назад брались в фотоателье, но она очень кропотливая, штучная, ручная. И сегодня отреставрировать старый снимок можно лишь по случаю.
...Андрей Беликов увлекся фотографией в самом раннем возрасте. В 12 лет родители подарили первый фотоаппарат - обычную “Смену” и показали, где объектив и на какую кнопочку нажимать. Андрей тогда щелкал, не задумываясь о том, что фото может быть не просто запечатленным мгновением жизни, а настоящим искусством. Художественную ценность фотографии он понял гораздо позже, когда встретился с профессионалом по этой части Юрием Васьковским. Его он считает своим учителем и по сей день. Именно он научил его различать: вот этот снимок - просто технически профессионален, а этот - уже художественная работа.
В роли реставратора Андрей выступил впервые в 80-е годы, когда возглавлял научно-техническую лабораторию в Тихоокеанском институте географии. Руководству потребовался второй экземпляр фотографии. Негатива не было, и Андрей переснял уже имеющийся снимок. Говорили, что нельзя было отличить копию от оригинала.
Что нужно, чтобы стать фотореставратором? Наверное, в первую очередь очень любить фотографию. Потому что особой аппаратуры - объективов и насадок - реставратор не применяет. Дело в мастерстве и в душе. А к старым фотографиям у Беликова отношение особое. Во-первых, на них просто интересно смотреть: в тисненой рамке, с личным штампом фотографа, а на иных столько ретуши, что выглядят они почти как рисованный портрет. Сам Андрей пользоваться ретушью не любит. Только при крайней необходимости: если снимок разорван, кусочки можно сложить, но шов останется, вот его-то и ретуширует мастер. Но бывает, снимок выцвел настолько, что осталась лишь основа, тогда детали тоже прорисовываются. Хотя не всегда к Андрею обращаются те, кто как семейную реликвию хранит единственное фото прабабушки. Несут цветные фото советских времен. Материалы были тогда такими примитивными, что от снимков почти ничего не осталось, кроме желтого изображения. Помогает Андрей и им. И конечно, фотографирует сам, только в черно-белом варианте. Как истинный художник, Андрей знает: настоящее искусство всегда черно-белого цвета.
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"