Государство просит помощи у таможни
В прошлом году Государственный таможенный комитет наполнил федеральный бюджет почти на 30 процентов. С учетом нынешнего финансово-экономического кризиса в стране правительство и Государственная дума выдали ГТК в нынешнем году повышенные обязательства - наполнить казну на 40 процентов.
В прошлом году Государственный таможенный комитет наполнил федеральный бюджет почти на 30 процентов. С учетом нынешнего финансово-экономического кризиса в стране правительство и Государственная дума выдали ГТК в нынешнем году повышенные обязательства - наполнить казну на 40 процентов.
И полетели в регионы руководители комитета: доводить до подчиненных вышестоящие указания. Председатель ГТК Валерий Драганов во главе команды из 4 членов коллегии планировал посетить Владивосток. Потому как Дальний Восток считается одним из наиболее стабильных и полноценных источников пополнения федерального бюджета, да и начинал свою государеву службу генерал-полковник таможенной службы именно здесь - в семидесятых годах возглавлял Хасанскую таможню. Но с командировкой не получилось.
В день вылета Драганову позвонил премьер-министр Евгений Примаков. Мол, нужно задержаться в Москве: необходимо утрясти федеральный бюджет и срочно подготовить нужные бумаги для Международного валютного фонда и европейских финансовых институтов. Поэтому во Владивосток всего на одни сутки прилетели лишь его заместитель Гелиос Ануфриев и начальники управлений организации таможенной службы Сергей Беков, кадровой службы Владимир Шипков, по борьбе с таможенными правонарушениями в регионах Сергей Трофимюк.
В ходе кратковременного визита им удалось лишь познакомиться с руководством Дальневосточного таможенного управления, с губернатором Приморья Евгением Наздратенко и директором департамента по внешнеэкономическим связям администрации края Владимиром Стегнием. На заседании коллегии московские гости услышали результаты и анализ работы ДВТУ.
Начальник управления Виталий Кирсанов доложил своим подчиненным и непосредственным руководителям о том, что пошлины и налоги с экспорта-импорта в 9 субъектах федерации в минувшем году платили более 4 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Основной поток грузов на границе оформлялся в Приморье (почти половина) и Хабаровском крае. Преимущество Дальнего Востока заключается в его непосредственной близости к странам Азии, но отдаленность от центра России с неимоверными железнодорожными тарифами сводят на нет возможности контактов Запад - Восток через наши таможни.
Тем не менее ресурсный потенциал региона и дальше позволяет держаться Дальнему Востоку на высоком уровне в экономике и внешней торговле страны. Морская специфика региона также дает огромные поступления в бюджет от эксплуатации, купли-продажи, ремонта судов.
Кризис в России 17 августа и ухудшение финансовой ситуации в большинстве стран АТР, естественно, сказались и на снижении общего объема грузопотока. За год потери составили почти 20 процентов, а это 4 миллиона 380 тысяч тонн в экспорте и 861 миллион 360 тысяч тонн в импорте. В денежном выражении эта сумма составила 1 миллиард 134 миллиона долларов США. Меньше стали вывозить лесоматериалов, угля, лома цветных и черных металлов, сократился ввоз машиностроительной продукции. Однако сильнее всего упал импорт автомобилей и продовольствия.
Тем не менее в 1998 году ДВТУ перечислило в федеральный бюджет более 3 миллиардов рублей, что составило 100,02 процента планового задания. Тем самым коллектив управления в 4896 человек с большим недокомплектом личного состава перевыполнил возложенные на него задачи. Кроме того, государству безвозмездно передано различных товаров - культурных ценностей, лекарственных препаратов и товаров первой необходимости на 144 тысячи рублей, из них Гохран получил музейных и ценных предметов на 74 тысячи.
Снижение ГТК в первом квартале нынешнего года в процентном отношении нескольких налогов (по согласованию с Государственной думой) для ряда групп товаров позволит оживить внешнеэкономическую деятельность в регионе. Это, в свою очередь, даст значительную прибавку в федеральную казну, из которой финансируются бюджетники, многоцелевые программы и дотируются убыточные края и области.
Поэтому есть все основания надеяться, что грузопоток через границу оживет.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"