Якорь навсегда “бросили” в Ла-Манше
В прессе принято упоминать о подобных ситуациях в основном в экстренных случаях, которые подчас заканчиваются трагедией. К счастью, аварийные ситуации на море не всегда приводят к катастрофам. Опыт и хладнокровие экипажа судна играют при этом важнейшую роль. Сегодня транспортный рефрижератор “Хрустальный берег”, принадлежащий судоходной компании “Востоктрансфлот”, благополучно прошел Панамский канал и направляется в Сиэтл. За кормой остались тревожные события, которые в конце 1998 года возле берегов Франции пришлось пережить прежнему экипажу и капитану судна Николаю Журавлеву. Опыт его команды, сумевшей сохранить судно и груз, безусловно, является достойным примером действий в экстремальных условиях.
В прессе принято упоминать о подобных ситуациях в основном в экстренных случаях, которые подчас заканчиваются трагедией. К счастью, аварийные ситуации на море не всегда приводят к катастрофам. Опыт и хладнокровие экипажа судна играют при этом важнейшую роль. Сегодня транспортный рефрижератор “Хрустальный берег”, принадлежащий судоходной компании “Востоктрансфлот”, благополучно прошел Панамский канал и направляется в Сиэтл. За кормой остались тревожные события, которые в конце 1998 года возле берегов Франции пришлось пережить прежнему экипажу и капитану судна Николаю Журавлеву. Опыт его команды, сумевшей сохранить судно и груз, безусловно, является достойным примером действий в экстремальных условиях.
В экстремальных условиях экипаж “Хрустального берега” проявил настоящий морской характерХроника событий17 октября 1998 года транспортный рефрижератор “Хрустальный берег” оказался в зоне сильного шторма в Атлантическом океане. Судно следовало из порта Датч-Харбор (Алеутские острова) в немецкий порт Бремерхафен с грузом мороженой продукции, стоимость груза составляла около 8 млн. долларов. В тот день в результате сильной вибрации главный двигатель начал работать с перебоями. Судно снизило скорость, но ему удалось дотянуть до пролива Ла-Манш и встать там на якорь для ремонта. Однако в подобных условиях ремонт оказался невозможен.
26 октября шторм продолжал усиливаться и достиг максимальной силы с высотой волны до 8 метров. Правый якорь “пополз”... До берега оставалось около 30 миль, ближайший порт - Шербур (Франция). Увеличивалась опасность, что судно понесет на берег в случае обрыва якорной цепи. Экипаж был вынужден отдать второй якорь.
27 октября в результате сильных рывков оборвалась левая цепь и навсегда осталась в Ла-Манше вместе с якорем. К этому моменту сила ветра достигла 10 баллов при волнении моря 4-4,5 метра. Капитан судна регулярно информировал французскую службу берегового контроля. Представители службы предложили Николаю Журавлеву вызвать спасателей и отбуксировать судно в ближайший порт. После потери одного из двух якорей и при неисправной машине подобное предложение было вполне предсказуемым.
Руководство “Востоктрансфлота”, полностью доверяя капитану, дало ему право самостоятельно принимать решения, исходя из оперативной обстановки. Но одновременно судоходная компания наняла в Англии буксир и направила его к месту стоянки “Хрустального берега”. Стоит отметить, что стоимость услуг спасателей в несколько раз превышает стоимость обычной коммерческой буксировки, составившей в данном случае около 60 тыс. долларов.
По расчетам капитана, буксир должен был подойти к судну через сутки. Взвесив все “за” и “против”, капитан принял решение ждать английский буксир и передал службе берегового контроля, что пока воздержится от помощи спасателей.
29 октября в расчетное время подошел зафрахтованный буксир и отвел российское судно в порт назначения - Бремерхафен. Услуги государственной французской спасательной службы, к счастью, не были востребованы. При этом стоит отдать должное организации спасения, поставленной в этом районе Атлантики, - спасатели прилетали на “Хрустальный берег” на вертолете, чтобы лично убедиться в состоянии судна и его экипажа.
И никаких признаков паникиСостояние команды не могло не удивить спасателей. Окончательно добил горячий флотский борщ - попробовать его предложили “хрустальнинские” коки. Как правило, на терпящих бедствие судах люди ведут себя не совсем адекватно - по крайней мере, кашу не варят, стараясь быть поближе к спасательным шлюпкам.
По словам Николая Журавлева, французские спасатели были приятно удивлены тем, что каждый из членов экипажа судна занимался своим делом, а не метался по палубе и не сидел в шлюпках. И хотя судно-спасатель все это время по-прежнему находилось в пределах видимости “Хрустального берега”, после визита спасателей больше никто не докучал капитану вопросами и предложениями о немедленном спасении.
По оценкам операторов, которые поддерживали постоянную связь с судном из владивостокского офиса “Востоктрансфлота”, капитан в данном случае вел себя правильно и спокойно, вразумительно докладывал о своих действиях, не устраивал из аварийной ситуации трагедии - его настрой передался всему экипажу.
“Было приятно, - вспоминает Николай Журавлев, - в минуту опасности сознавать, что весь экипаж в трудный для судна момент работал как один слаженный механизм: все команды отдавались только раз и сразу же исполнялись... И никаких признаков паники. Экипаж проявил чисто морской характер”. Эта слаженность и чувство локтя, в свою очередь, вселяли уверенность в действия капитана.
Кадры решают все - особенно в мореКонечно, был риск - коммерческое судоходство всегда являлось рискованным бизнесом, однако в данном случае команда пошла на него сознательно, твердо веря в свои силы, руководствуясь прежде всего не эмоциями, а трезвым расчетом. В результате никто из членов экипажа не пострадал, компания понесла минимальные потери.
Подготовка любого экипажа начинается на берегу. Новое руководство “Востоктрансфлота”, проводя кадровую политику, сегодня вновь делает особый акцент на подготовку экипажей. Поэтому, как и все экипажи компании, команда “Хрустального берега” прошла обязательный предрейсовый инструктаж. Кроме того, капитан прошел подготовку по основным вопросам страхования и работе с представителями страховщиков. Его судно и экипаж были застрахованы, в частности, страхование корпуса и машины было размещено в Lloids. Это в принципе позволяло при определенных аварийных услових покинуть судно. Однако, по словам спасателей, посетивших транспортный рефрижератор, в отличие от экипажей иностранных судов, которые в подобной ситуации уже давно воспользовались бы их услугами, российские моряки проявили не только стойкость и профессионализм, но и отстояли свою морскую честь.
Справка “В”. Транспортный рефрижератор “Хрустальный берег”, принадлежащий ОАО “Востоктрансфлот”, был построен в 1979 году, дедвейт судна составляет 9 тыс. 587 тонн, ориентировочная стоимость - $4 млн. Перевозит продовольственные грузы глубокой заморозки на различных международных направлениях. В начале 1999 года судно прошло плановый доковый ремонт в Клайпеде, сейчас работает в портах северо-западного побережья США.
Автор: Евгений САХАРОВ, специально для "В"