Что такое 'природная интеграция'

Ученые говорят, что вывести нашу страну из тупика смогут те, кому сегодня 20-30 лет. Не случайно нынешняя молодежь стремится получить качественное образование, тянется к науке, считая, что без нее не может быть будущего. Как в этом помогает молодым один из наших старейших вузов - Дальневосточный государственный университет, каковы его приоритеты? – об этом разговор с Борисом Резником, проректором по научной работе ДВГУ

10 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №541 от 10 февр. 1999

Ученые говорят, что вывести нашу страну из тупика смогут те, кому сегодня 20-30 лет. Не случайно нынешняя молодежь стремится получить качественное образование, тянется к науке, считая, что без нее не может быть будущего. Как в этом помогает молодым один из наших старейших вузов - Дальневосточный государственный университет, каковы его приоритеты? – об этом разговор с Борисом Резником, проректором по научной работе ДВГУ.

- Борис Львович, недавно ДВГУ прошел государственную аттестацию. Она показала, что университет занимает активную позицию в формировании научных кадров, в развитии дальневосточной науки, имеет высокий рейтинг среди университетов страны и свое лицо…

- Да, и приятнее всего, что государственная аттестационная комиссия особо отметила 2 момента: университет в последние годы не только сохранил свой потенциал, но и имел высокий темп развития по сравнению с другими российскими вузами; все учебные специальности, по которым университет ведет образовательную деятельность, базируются на фундаментальных научных исследованиях в соответствующих областях знаний.

Естественно, мы начинали не с нуля. Университет характеризуют крупные научные школы, формировавшиеся в течение десятилетий, и крепкие связи с такой мощной организацией, как Дальневосточное отделение РАН.

Традиции университета, которыми он так богат, приумножаются.

В последние годы больше стало творческой инициативы ученых и преподавателей, пришлось научиться зарабатывать деньги и научными исследованиями, а не просто ждать помощи от федеральных структур. Финансирование фундаментальной науки во всем мире все в большей степени осуществляется на конкурсной основе, нынче это характерно и для России. Оказалось, что наш университет имеет достаточный потенциал для участия в конкурсах самого высокого уровня, благодаря чему удалось почти удвоить финансирование научных исследований – к примеру, с 3,7 млрд. руб. в 1996 году до 6,7 млрд. руб. в 1997-м. Государственные научные стипендии нынче получили 42 сотрудника университета, 55 студентов и аспирантов выиграли конкурсы фонда Сороса.

Большим достижением университета в последние годы стало создание научных подразделений (отделов, лабораторий), которые прямо интегрируются с теми или иными кафедрами, хотя формально объединены в научные институты. Так, НИИ химии свои лаборатории “привязывает” к кафедрам факультета химии и химической экологии.

Научно-исследовательский институт физики был объединен с физическим факультетом, в результате мы получили очень сильный учебно-научный комплекс - Институт физики и информационных технологий связан теперь с факультетами физики, инженерно-физическим и информационных технологий. Краеведческий научно-исследовательский институт, восстановленный в ДВГУ решением ученого совета три года назад, базирует свои исследования на кафедрах естественных и гуманитарных факультетов. На мой взгляд, этот процесс в университете будет развиваться и дальше, потому что в этом и есть главное отличие и преимущество НИИ при вузе от НИИ академического - “природная интеграция” науки и образования. Это способствует и своеобразному творческому обмену, когда молодые ученые могут попробовать себя на преподавательской работе, а преподаватели, взяв творческий отпуск, сосредоточиться на научной деятельности.

- А сохраняются ли в ДВГУ традиции демократии в науке?

- Конечно, потому что в научных семинарах, дискуссиях не существует регалий. Неважно, профессор ты или аспирант, важна научная мысль, предложенный метод решения задачи, красивая идея. Близким мне примером является в этом плане кафедра теоретической и ядерной физики, на которой я работаю более 25 лет. За эти годы здесь подобрался истинно творческий коллектив: профессора, доценты, научные сотрудники, аспиранты. Возраст ученых на кафедре разный, но это и хорошо: опыт в совокупности с молодостью, настойчивостью, энергией дает тот сплав, который позволяет сказать свое слово в науке и на высоком уровне вести образовательный процесс. И так в нашем университете практически на всех кафедрах.

Я уже говорил, что университет много лет сотрудничает с Дальневосточным отделением Российской академии наук. Отрадно, что эта традиция развивается. Сейчас в университете более десятка базовых кафедр академии. Одну из них возглавляет председатель ДВО РАН академик Г. Еляков. Есть и, можно сказать, базовый факультет - физико-технический. Около 100 видных ученых ДВО РАН совмещают свою деятельность в Академии наук с учебной и научной работой со студентами и аспирантами университета. Ну и прямым результатом сотрудничества является то, что во многих институтах ДВО до 70 процентов научных сотрудников - выпускники ДВГУ. Занятия со студентами нередко проходят в стенах академических институтов, для нас очень важно использование их приборов. Хотя нужно отметить, что и университет вносит свой вклад в развитие материально-технической базы фундаментальной науки. Например, в прошлом году только для факультета химии и химической экологии приобретено два уникальных прибора: инфракрасный спектрометр стоимостью 60 тыс. долларов (единственный во Владивостоке и второй на Дальнем Востоке) и хроматомассоспектрометр стоимостью 300 тыс. долларов.

Интеграция университетской и академической науки открывает новые возможности для развития как науки, так и образования. Мы особенно чувствуем это в последние два года, после того как президентом и правительством России была принята программа государственной поддержки интеграции вузовской и академической науки. Финансирование проектов осуществлялось на конкурсной основе, при этом обязательным условием было участие в каждом проекте академического института и образовательного учреждения. И несмотря на то, что конкурс был довольно жестким, нам удалось по многим проектам его выиграть. Фактически за счет удачных проектов - это проекты поддержки научных школ, проведения совместных научных экспедиций, олимпиад и конференций молодых ученых - ДВГУ почти в полтора раза увеличил финансирование фундаментальной науки.

Новые импульсы получает сегодня прямая кооперация ученых внутри университета для осуществления тех или иных проектов. Так, физики и математики, специализирующиеся в информационных технологиях, совместно с экономистами создали учебные программы дополнительного профессионального образования для многих категорий работников. Такая инициатива тоже, я думаю, способствует развитию научного потенциала университета.

- И все-таки решающим фактором для будущего является, очевидно, возрождение интереса, тяги молодежи к образованию и науке?

- Это объективное явление, и мы не жалеем усилий и находим возможности для его развития. Только представьте: число аспирантов в университете за последние годы выросло с 40 до почти 400! Это солидный институт подготовки кадров высшей квалификации. Количество специальностей аспирантской подготовки увеличилось с 26 до 56, открыто 11 советов по защитам докторских и кандидатских диссертаций по 15 специальностям как гуманитарной, так и естественно-научной направленности: физике, математике, химии, биологии, экологии.

А взять физику, которой несколько лет назад некоторые “оракулы” предрекали гибель в стенах университета. Не так давно ДВГУ организовал олимпиаду по физике среди школьников Владивостока. Приняли участие более 300 ребят! Несмотря на нынешнюю популярность экономики, юриспруденции, востоковедения, регионоведения, в крае всегда была, есть и будет талантливая молодежь, желающая изучать химию, физику, математику, другие точные науки. Наша задача - помочь в этом.

- Развитие науки немыслимо без соответствующего информационного обеспечения. Университет одним из первых вошел в системы Internet и Runnet. А каковы дальнейшие шаги в этом направлении?

- Наш информационный центр - крупнейший на Дальнем Востоке. У нас расположен федеральный узел связи сети российских университетов, мы имеем свою спутниковую станцию и цифровой канал связи до Санкт-Петербурга с выходом в мировые сети. Сейчас мы прорабатываем вопрос об открытии еще одного “шлюза” из России в мировые сети через Японию, совместно с одним из дружественных университетов и крупной японской компанией.

Сегодня в системе Internet у нас работает более 2,5 тысячи пользователей. В день в классах открытого доступа информационными ресурсами обеспечивается более 300 человек. И мы продолжаем вкладывать деньги в развитие соответствующей инфраструктуры. Прокладываются локальные сети у физиков, математиков, на российско-американском факультете, факультете английской филологии, в Восточном институте ДВГУ и Владивостокском институте международных отношений, а также в наших филиалах в Находке, Артеме. Ежегодно мы принимаем участие в конкурсах грантов на развитие Internet-центра и получаем на эти цели до 100 тыс. долларов.

Мне хочется напомнить, что аналитики, специалисты по региональному развитию давно доказали, что среди факторов, способствующих уникально быстрому промышленному развитию таких стран, как Япония, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, первым неизменно было резкое повышение уровня образования в стране. Затем на этой базе - использование новейших технологий.

Нашим органам управления, формирующим бюджеты различного уровня, присмотреться бы к тем процессам, которые идут в обществе. Почему родители, не имеющие особых средств, да и зарплату получающие не вовремя, зачастую в первую очередь оплачивают образование своих детей? Просто они понимают, что образование - самый ценный капитал, который можно оставить детям в наследство. Если бы до такой народной мудрости, на чисто житейском, прагматическом уровне дошло наше государство, то в первую очередь в бюджете страны были бы определены расходы на образование, а потом на все остальное. Важно, что молодежь сегодняшняя желает получить образование и имеет возможности для этого. Да, она стала более прагматичной, уже перед поступлением в вузы многие знают, что им нужно, в процессе обучения “определяются” с будущим местом работы. Молодые люди сейчас не поверят в сказку, что в следующем веке будут жить при коммунизме, но вполне убеждены, что сумеют возродить экономическое и политическое могущество нашей великой страны. И роль образования тут переоценить невозможно.

Главная же задача нашего университета, по-моему, - научить молодого человека думать, совершенствоваться. Ученый - это классический пример человека, который получает образование в течение всей своей жизни. Нельзя сказать новое слово в науке без знания того, что делают другие, без изучения новых теорий, методов, моделей. Мы хотим, чтобы все выпускники нашего университета были такими, а не просто специалистами, ограниченными рамками государственного стандарта…

Автор: Марина САВЧЕНКО, специально для "В"