АЭС ИЗ “УРАЛА”: ПОСТРОИТЬ МОЖНО, НО НУЖНО ЛИ?

Завод “Звезда” заявляет о своей готовности переоборудовать штабной корабль ТОФ “Урал” под плавучую атомную электростанцию. Понять заводчан можно. На фоне сообщений о том, что сутками нет света то на Камчатке, то в Приморье, правительство может решиться на эксперимент по превращению атомного военного корабля в гражданскую электростанцию. Завод получит заказ и обеспечит свой коллектив работой. Вполне возможно, что наши умельцы смогут приспособить реактор для выработки электроэнергии

28 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №534 от 28 янв. 1999

Завод “Звезда” заявляет о своей готовности переоборудовать штабной корабль ТОФ “Урал” под плавучую атомную электростанцию. Понять заводчан можно. На фоне сообщений о том, что сутками нет света то на Камчатке, то в Приморье, правительство может решиться на эксперимент по превращению атомного военного корабля в гражданскую электростанцию. Завод получит заказ и обеспечит свой коллектив работой. Вполне возможно, что наши умельцы смогут приспособить реактор для выработки электроэнергии

Но насколько это целесообразно? Пока коллектив обратился в краевую думу за поддержкой и вроде бы даже получил ее. Совершенно неожиданно ТОФ поддержал эту идею. Только первый вице-губернатор К. Толстошеин, пожалуй, единственный из официальных лиц, публично поставил этот проект под сомнение.

Идея использовать атомные реакторы боевых кораблей, например, атомных подводных лодок, активно обсуждалась несколько лет назад, когда край впервые столкнулся с энергетическим кризисом. Корреспонденту “В” удалось получить некоторые документы, авторы которых анализировали эту идею. Основные аргументы сохраняют свою актуальность и сегодня.

Наиболее четко все основные возражения “против” изложены в ответе тогдашнего командующего ТОФ Г. Гуринова:

“Энергетический потенциал выводимых из эксплуатации в соответствии с международными договорами о сокращении стратегических ядерных вооружений атомных подводных лодок использовать в режиме работы на береговую сеть электроснабжения невозможно. После исключения АПЛ из состава ВМФ она подлежит частичной разделке под строгим международным контролем.

Системы, обеспечивающие безопасность ядерных энергоустановок выводимых из состава ВМФ подлодок, практически вырабатывают свой ресурс. Восстановление АПЛ… и ремонт с целью продления ресурса систем безопасности потребует многомиллионных затрат.

Судовые ядерные энергоустановки проектировались для корабельных условий и не отвечают требованиям надежности и радиационной безопасности, предъявляемым к наземным АЭС…”

А вот лаконичный ответ главного конструктора атомных реакторов, используемых на военных кораблях: “Предложение об использовании ядерных энергетических установок ТОФ для энергоснабжения Приморского края не может быть реализовано, поскольку не обеспечиваются современные требования по безопасности, предъявляемые к АЭС”.

Зам. председателя Госкомитета по оборонным отраслям промышленности Г. Воронин ответил так: “Предложения об использовании остаточного энергетического потенциала АПЛ для электро- и теплоснабжения береговых территорий рассматривались. Выполненные проектными организациями Госкомоборонпрома проработки подтвердили техническую возможность использования стратегических АПЛ после процедуры разоружения для электроснабжения берега. Переоборудование одной АПЛ оценено в сумму, близкую к стоимости ее строительства. Такой же оценки придерживается и ВМФ, считая, что использование АПЛ в качестве АЭС требует длительного заводского ремонта и не окупит произведенные затраты.

Госкомоборонпром России считает, что для Приморья выходом из энергетического кризиса является создание подземных атомных теплоэлектростанций…”

И, наконец, мнение Госатомнадзора, пожалуй, решающей инстанции: “Ядерные энергетические установки судов гражданского и военного назначения разрабатывались по ведомственным правилам, отражающим специфику их назначения, и не в полной мере соответствуют требованиям по безопасности атомных станций гражданского назначения.

В частности, для судовых ядерных установок не обоснована безопасность по следующим требованиям:

- вероятность тяжелого повреждения или расплавления активной зоны при аварии не должна превышать 10 в минус пятой степени на реактор в год,

- вероятность предельного выброса радиоактивных веществ, требующего эвакуации населения, не должна превышать 10 в минус седьмой степени на реактор в год,

- наличие трех независимых между собой каналов измерения плотности и скорости изменения нейтронного потока”… и т. д.

Вместе с тем стоит отметить, что разработаны проекты использования реакторов ледоколов для плавучих атомных станций. Реакторы гражданских судов больше соответствуют требованиям радиационной безопасности.

Если даже идея переоборудования “Урала” в плавучую АЭС и целесообразна, то остается главный вопрос – поиск финансирования этих работ. Иначе придется признать, что вся шумиха вокруг “Урала” - это просто попытка “загрузить судоремонтные мощности края”, а нужно ли кому-нибудь то, что получится в результате, самих инициаторов мало волнует.

Но есть и совершенно другое предложение об использовании кораблей с атомными двигателями. Вот мнение капитана второго ранга в отставке Евгения Новикова: “Крейсеры типа “Фрунзе”, или, как он сейчас называется, “Адмирал Лазарев”, так же, как и штабной корабль “Урал”, – это уникальные корабли. Мы их потеряем без всякой пользы. Лучше поставить их во Владивостоке, рядом с “Красным вымпелом” и подлодкой и создать из них мемориалы. Еще когда отмечалось 300-летие российского флота, мы просили передать корабль ветеранам.

Не опасно ли ставить атомный корабль в центре Владивостока? Американцы же поставили у причальной стенки свой первый атомоход “Наутилус”. Конечно, на этой лодке стоит макет атомного реактора, но зато школьники со всей Америки едут к ней. Из наших боевых лодок тоже делают аттракционы по всему миру. Причем достаточно оскорбительные для чести российских моряков.

Вы давно были на подводной лодке, что стоит у штаба флота? Там ведь смотреть нечего – одни стенды из ДСП. Тем не менее эта лодка и “Красный вымпел” собирают в хороший день до тысячи рублей с туристов.

Нам для воспитания молодежи очень нужен современный корабль-музей. Это же очень интересно - побывать на боевом корабле, дотронуться до его механизмов, постоять на мостике. На корабле можно разместить многие экспонаты из музея ТОФ.

Говорят, это требует много денег. Да мы уже произвели расчеты и даже нашли фирму-подрядчика, которая поможет в подготовке корабля. Корабль – это клад. Там только золота несколько сот килограммов. Фирма готова делать разрезы механизмов, знаете, как в автомобильном классе есть разрез двигателя машины, и за работу брать металл, который она вырезает…

Да если мы поставим во Владивостоке “Фрунзе” или “Урал”, или несколько секций атомной подводной лодки – это будет привлекать туристов со всего мира и даст больше пользы, чем вся возня с переделыванием боевого корабля в атомную станцию”.

Автор: Андрей Калачинский, "Владивосток"