ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ
Январь - время подведения реальных итогов минувшего года, а значит, и обозначения максимально реальных перспектив. Для здравоохранения Приморья прожитый год из-за переживаемого страной кризиса тоже был очень нелегким. Но он дал уроки, которые пригодятся и в наступившем году.
Январь - время подведения реальных итогов минувшего года, а значит, и обозначения максимально реальных перспектив. Для здравоохранения Приморья прожитый год из-за переживаемого страной кризиса тоже был очень нелегким. Но он дал уроки, которые пригодятся и в наступившем году.
В целом краевой бюджет был определен с дефицитом 24,6 процента. Дотационными были практически все территории края. И в этих условиях очень полезной оказалась программа государственных гарантий в части медицинского обслуживания населения, утвержденная постановлением губернатора края № 50 от 11.02.98 года. Хотя полная реализация этой программы сдерживалась отсутствием должного финансирования, тем не менее необходимые объемы медицинской помощи оказывались - это экстренная, скорая, амбулаторная поликлиническая, плановая стационарная.
Утвержденная в крае программа государственных гарантий основывалась на проекте программы федеральной. Проект нам понравился: в нем была разделена ответственность бюджетов. И мы постарались на своем, краевом уровне определить доли ответственности бюджетов. В названном постановлении губернатора края четко определено, за что отвечают муниципальный бюджет на своем уровне, краевой бюджет и за что отвечает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). По территориям противоречия возникали только с Владивостоком, но, как показали судебные иски и разбирательства, наше постановление соответствовало всем законодательным актам. В своей правоте мы еще раз убедились, когда в октябре 1998 года получили постановление правительства № 1096 “Об утверждении программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью”. Наша территориальная программа была составлена по перечням заболеваний и мероприятий, подлежащих финансированию из того или иного источника точно в соответствии с этим правительственным документом.
Сейчас идет очень напряженная работа по формированию программы на 99-й год. Эта программа предусматривает ответственность всех 3 источников финансирования - краевого бюджета, муниципальных, средств обязательного медицинского страхования. Рекомендации Минздрава, Федерального фонда и Минфина по разработке территориальной программы предусматривают смещение акцентов оказания медицинской помощи на догоспитальный этап. То есть на работу поликлиник, полустационаров, дневных стационаров и стационаров на дому. Это более экономично, так как больные не должны находиться круглые сутки в стационаре, и медикаменты приобретаются за счет пациентов, а это львиная доля общих затрат на лечение, ведь бюджеты сейчас не имеют возможности покрывать эти расходы. Объемы госпитализации в стационаре рассчитаны в этих методических рекомендациях с учетом в основном экстренной и неотложной медицинской помощи.
Мы рассчитали, какие объемы медицинской помощи нам необходимы в соответствии с методическими рекомендациями, как складываются эти объемы на территориях по профилю служб и сколько нам на сегодня надо оставить из того дорогостоящего коечного фонда, который есть на каждой территории и в избытке - во Владивостоке. Уточнили такое понятие, как муниципальный заказ.
На сегодня каждое муниципальное образование имеет право само распределять объемы медицинской помощи на своей территории, определять возможности финансирования на своем уровне за счет средств муниципального бюджета. Поэтому на уровне департамента здравоохранения определяются объемы медицинской помощи не только в соответствии с методическими указаниями, но и с учетом уровня заболеваемости и сложившимися объемами госпитализации для каждой территории. А уже территория сама на своем уровне распределяет объемы по лечебным учреждениям.
Первый этап этой работы завершен, мы определили нормативы для территорий края, кроме Владивостока (здесь сложнее, поскольку неоднородна сеть учреждений здравоохранения - краевые, муниципальные и ведомственные).
Что касается сокращения больничных коек. Нормативная база, существующая на уровне приказов Минздрава, несовершенна. Она предусматривает формирование штатного расписания в стационарах от количества коек. Опыт показывает, резкое сокращение койко-мест неизбежно повлечет сокращение штатов, и это отразится на качестве лечебно-диагностического процесса. Сегодня мы подошли к тому, что должны быть пересмотрены подходы к нормативам формирования штатных расписаний. Ведь чтобы обеспечивать объемы медицинской помощи, предусмотренные программой госгарантий, в лечебных учреждениях должно остаться необходимое количество специалистов. И, видимо, эту работу по совершенствованию нормирования штатов будем также начинать сами, потому что приказов Минздрава, возможно, придется дожидаться долго.
Для улучшения качества и доступности сельчанам населению медицинской помощи необходимо сформировать на базе центральных городских больниц диагностические комплексы, или, как мы их называем, межрайонные центры, обслуживающие население прилегающих сельских районов. Они фактически были созданы по профилям на базе лечебных учреждений в крае, но финансировались из муниципального бюджета, когда он был достаточным, когда территория получала дотацию из края деньгами. Тогда главы муниципальных образований не делили больных на “своих” и “чужих”. Но когда мы все оказались в тяжелой ситуации, встал вопрос, кто будет финансировать медицинскую помощь жителям “не своей” территории. Как выход из положения и была поддержка из краевого бюджета, в соответствии с 50-м постановлением губернатора края - в зарплате, обеспечении продуктами питания, медикаментами, насколько возможно, путем взаимозачетов. Осуществлялось централизованное финансирование всех туберкулезных диспансеров по краю, в том числе во Владивостоке. Краевой бюджет нес ответственность за межрайонные социально значимые службы. Это фтизиатрия, венерология, наркология, психиатрия.
Межрайонные службы, надеюсь, останутся приоритетом и на 1999 год. Они нужны потому, что не каждый нуждающийся в помощи может приехать во Владивосток. Сегодня эти центры располагаются в городах и в одном районе, работают в режиме оказания специализированной помощи. Например, потенциал Кавалеровской центральной районной больницы позволяет оказывать такую помощь населению Тернейского, Ольгинского, Чугуевского районов. Есть примеры, когда в подобных центрах уровень работы очень высок. В крае развивается офтальмологическая помощь, например, в Уссурийске, Дальнегорске. Травматологические центры - в Уссурийске, Лесозаводске. И качество оказания помощи в них не хуже, чем в краевых.
Еще о приоритетах. К ним отнесено и обеспечение населения лекарственными препаратами из группы жизненно важных, прежде всего инсулинами. В прошлом году губернатор края выделял средства из трансфертов на их закупку. Программа “Сахарный диабет” и сегодня - на повестке дня.
Первоочередной остается также программа “Скорая медицинская помощь”. Под взаимозачет был приобретен санитарный автотранспорт. Первая партия - пять автомашин - отправлена на городскую станцию скорой медицинской помощи во Владивостоке, которая обеспечена санитарным автотранспортом лишь на треть от потребностей.
Программа “Туберкулез” финансируется пока недостаточно. Но в проекте краевого бюджета средства на нее предусмотрены. Теперь многое зависит от решения краевой думы.
В Приморье будет продолжаться развитие высокотехнологичной медицинской помощи. Это целесообразно. Для краевой клинической больницы был приобретен аппарат искусственного кровообращения стоимостью $200 тыс. Он позволит выполнять сложные операции на сердце, в которых нуждается немало приморцев. Их мы направляли в Новосибирск, Москву. И хотя сегодня, согласно всем министерским приказам, подобные операции должны оплачиваться из федерального бюджета, тем не менее налицо недофинансирование, и краевому бюджету приходится рассчитываться за эти операции, а суммы большие - до 50 тысяч рублей. Но экономя хотя бы на дороге в Москву, мы существенно сберегаем деньги на покупку хотя бы медикаментов. В краевой клинической больнице проводятся успешно операции по эндопротезированию суставов.
Среди приоритетов в здравоохранении края остаются онкологическая помощь, программа “Материнство и детство”.
Немаловажная проблема - укрепление материальной базы учреждений здравоохранения. В минувшем году за счет средств краевого бюджета проведен капитальный ремонт детского онкогематологического центра во Владивостоке, велись работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий краевой детской туберкулезной больницы, краевой психиатрической больницы и других медучреждений. Необходимо эту работу продолжить.
Расчеты самых необходимых затрат на здравоохранение 1999 года мы представили в краевую думу. И к принятию реального бюджета надо подойти очень взвешенно, осторожно, чтобы ни в коем случае не допустить развала и ухудшения ситуации в отрасли, особенно в районах.
На это направлена и система реформирования здравоохранения, суть которой - эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Нужно не просто выживать, надо двигаться вперед по максимуму возможностей, которые есть.
Автор: Наталья Полещук, заместитель руководителя департамента здравоохранения администрации края