Мирный атом Тихоокеанского флота

Командование Тихоокеанского флота положительно отнеслось к идее переоборудования атомного судна ТОФ “Урал” в плавучую электростанцию. Об этом сообщила пресс-служба Тихоокеанского флота.

21 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №530 от 21 янв. 1999

Командование Тихоокеанского флота положительно отнеслось к идее переоборудования атомного судна ТОФ “Урал” в плавучую электростанцию. Об этом сообщила пресс-служба Тихоокеанского флота.

Как говорится в заявлении пресс-службы, “замысел нового рождения специального судна “Урал” в качестве источника электроэнергии имеет здравый смысл и способен получить реальное воплощение, тем более что ядерные энергетические установки такого типа показали себя абсолютно надежными в течение многих лет эксплуатации на судах российского атомного ледокольного флота”.

Авторитетные флотские специалисты заявляют, что построенный в 1983 году “Урал” обладает комплексной энергетической системой, которая может стать основой для создания плавучей атомной электростанции. При наличии достаточного энергозапаса активных зон судно способно действовать в режиме энергоснабжения еще как минимум 4 года с подачей на берег 18-20 мегаватт. Этой мощности достаточно для обеспечения электроэнергией трех районов Приморья, таких как Ольгинский, Анучинский и Тернейский. При проведении дальнейшей перезарядки активных зон срок эксплуатации увеличится еще на 5 лет.

Тем не менее, как отмечает пресс-служба Тихоокеанского флота, для реализации этого проекта “с первых шагов необходимо проявить государственный, хозяйский подход”.

Во-первых, по мнению флотских специалистов, следует провести технико-экономическое обоснование и разработать проект. Соответствующие проектные организации есть и готовы выполнить этот заказ.

Специалисты штаба ТОФ отмечают, что к производству работ по модернизации необходимо продойти комплексно, подключив к ним “Дальзавод”, АО “Варяг”, 30-й военный судоремонтный завод и завод “Звезда”. По предварительным подсчетам, затраты на переоборудование составят ориентировочно 400 миллионов рублей, которые могут быть освоены достаточно быстро. При существующих ценах на электроэнергию они окупятся за один-два года.

Кроме того, считают в штабе флота, постановка “Урала” на ремонт и переоборудование позволят загрузить мощности бедствующих оборонных судоремонтных предприятий, обеспечат работой тысячи приморцев.

Сообщается, что в руководстве Минэкономики и Минатома в целом положительно относятся к идее превращения штабного судна в плавучую электростанцию.

Первоначально идею переоборудования “Урала” выдвинул коллектив завода “Звезда”. По решению конференции трудового коллектива руководство судоремонтного предприятия в конце прошлого года направило в Минобороны, Минэкономики и Минатом предложения по использованию атомохода “Урал” в качестве плавучей атомной станции для обеспечения электроэнергией города Большой Камень.

Вопрос об использовании ядерной энергетической установки спецкорабля “Урал” в качестве источника энергоснабжения городов Приморья еще два года назад обсуждался на совещании руководителей края с членами комиссии Совета безопасности РФ. По мнению некоторых специалистов, мощность “уральских” реакторов позволяет полностью решить проблему обеспечения электроэнергией Большого Камня, где проживает несколько десятков тысяч человек и находится крупнейшая на Дальнем Востоке база по ремонту и утилизации атомных субмарин.

Справка “В”. Штабной корабль “Урал” (проект 1941 “Титан”), по классификации НАТО класс Kapusta, заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 25 июня 1981 года, спущен на воду в мае 1983 года.Скорость - 21,6 узла, продолжительность автономного плавания - 180 суток, водоизмещение - 34,6 тонны. Оснащен двумя ядерными реакторами мощностью 171 МВт каждый.

Опыт решения энергетических проблем силами военных моряков в стране уже есть: на Северном флоте с помощью реактора атомной подводной лодки освещается поселок близ Североморска. В мирных целях атом военных субмарин используется и на Камчатке. Технический проект переоборудования “Урала” в автономную плавучую атомную электростанцию может быть подготовлен специалистами Тихоокеанского флота и ряда научно-исследовательских учреждений Владивостока достаточно оперативно.

“В условиях хронического энергетического кризиса надводный корабль с атомными установками “Урал”, завершивший спецслужбу в океане, может теперь послужить интересам города и завода, - считает директор “Звезды” Валерий Маслаков. - Во-первых, он обеспечит рабочие места тем, кто будет занят его модернизацией. Для переоборудования “Урала” и дальнейшей эксплуатации автономной атомной станции на заводе есть и высококлассные специалисты, и необходимые производственные мощности, и удобный глубоководный пирс.

Во-вторых, после необходимой модернизации морской атомоход способен вырабатывать электрическую и тепловую энергию, которая по своей себестоимости будет значительно дешевле той, что город и завод получают сегодня”.