Скандал с “Приморьем” набирает обороты

Продолжается конфликт вокруг выселения редакции общественно-политической газеты “Приморье” из занимаемых ею помещений. Главный редактор “Приморья”, депутат краевой думы Леонид Бельтюков считает, что редакцию выбросили на улицу незаконно. Представитель же собственника помещений - председатель городского комитета по управлению муниципальным имуществом Владимир Лесовой, напротив, уверен, что закон на его стороне, а акт выселения газеты есть не что иное, как восстановление справедливости.

20 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №529 от 20 янв. 1999

Продолжается конфликт вокруг выселения редакции общественно-политической газеты “Приморье” из занимаемых ею помещений. Главный редактор “Приморья”, депутат краевой думы Леонид Бельтюков считает, что редакцию выбросили на улицу незаконно. Представитель же собственника помещений - председатель городского комитета по управлению муниципальным имуществом Владимир Лесовой, напротив, уверен, что закон на его стороне, а акт выселения газеты есть не что иное, как восстановление справедливости.

Для того чтобы разобраться в правоте сторон, необходим соответствующий экскурс в историю.

Итак, начнем с самого начала. 20 января 1997 года мэр Владивостока Виктор Черепков подписал постановление № 232 “Об учреждении газеты “Приморье”. В нем, в частности, говорится: “В соответствии со статьями 10, 17 закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае” постановляю: 1. Комитету по управлению имуществом выступить соучредителем газеты “Приморье”. 2. Внести взнос в уставный фонд газеты “Приморье” в сумме десяти миллионов рублей”. В тот же день новая газета получает в Дальневосточном региональном управлении регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации свидетельство о регистрации за номером Л 0606.

28 января 1997 года со счета городского комитета по управлению муниципальным имуществом в уставный фонд “Приморья”, как и предписывало постановление Черепкова, было переведено 10 миллионов неденоминированных рублей, а 12 февраля 1997 года подписано постановление “Об утверждении учредительных документов редакции газеты “Приморье”.

Широкий жест Виктора Ивановича

После соблюдения всех организационных формальностей учредители нового издания принялись за решение хозяйственных проблем. В первую очередь необходимо было обзавестись помещением. Очередное решение мэра по этому вопросу не заставило себя ждать. 15 апреля за подписью Виктора Черепкова выходит в свет постановление № 1038. Рассмотрев обращение редакции газеты “Приморье”, мэр поручил комитету по управлению муниципальным имуществом Владивостока заключить с редакцией газеты “Приморье” сроком на 5 лет договор безвозмездного пользования нежилым помещением в подвале дома на ул. Фадеева, 10б площадью 155,8 квадратного метра. То есть, говоря языком простым и незатейливым, Виктор Иванович широким жестом освободил на 5 лет “Приморье” от уплаты арендной платы.

Спустя месяц - 21 мая 1997 года - такой договор был подписан между председателем КУМИ Петром Безукладниковым и исполняющим обязанности главного редактора газеты Леонидом Бельтюковым.

Некоторые положения этого документа позволю себе процитировать - далее станет понятно почему.

Итак, “пункт 1.1. Пользователь принимает в безвозмездное пользование помещение для использования в целях редакции газеты.

2.2. “Пользователь обязан”:

2.2.1. Использовать помещение исключительно (!) под цели, указанные в п. 1 договора.

2.2.4. Не производить продажи, безвозмездной передачи другому лицу, передачи в аренду без согласия комитета... а также передачу в хозяйственное ведение, оперативное управление другим юридическим и физическим лицам без согласия комитета.

3.2. Договор может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке комитетом в случае нарушения пользователем обязанностей, указанных в п. 2. 2 договора”.

Что ж, договор был подписан, помещение передано согласно приемо-сдаточному акту, редакция вселилась в подвал. Словом, зажили они, как в той сказке, стали жить-поживать да добра наживать. Благо, с “добром” проблем не было - регулярно со счета городского комитета по управлению муниципальным имуществом на счет редакции капала “копеечка”. В феврале 1997-го, к примеру, “накапало” 220 миллионов рублей, в июле - 425 миллионов. В декабре 1997 года “Приморью” был перечислен 1 миллиард 320 миллионов неденоминированных рублей. (Вспомнили декабрьские выборы в краевую думу и газету, с упорством, достойным лучшего применения, рекламировавшую прочерепковский блок “За единый город”?)

Всего же за период с января 1997 г. по 31 декабря 1998 года только комитетом по управлению имуществом в виде дотации на содержание газеты “Приморью” было перечислено более 4 миллионов 318 тысяч деноминированных рублей - почти по 6 тысяч новых рублей в день без учета выходных и всенародных праздников.

Льготы “любимцам”

И все было бы хорошо, не сменись в городе власть. 11 декабря прошлого года указом президента РФ патрон “Приморья” - мэр Владивостока Виктор Иванович Черепков был отстранен от занимаемой должности. Новая администрация краевого центра принялась наводить порядок, в том числе и в деле использования муниципального имущества. Выяснилось, что исправлять и приводить в соответствие с нормами существующего законодательства здесь придется многое.

Выяснилось, в частности, что прежняя администрация не раз и не два достаточно вольно обходилась с законами, необоснованно предоставляя целому ряду хозяйствующих субъектов существенные скидки по арендной плате.

И здесь для того чтобы разобраться во всех тонкостях дела, тоже придется углубиться в бумажные архивы.

20 мая 1994 года исполняющим обязанности главы администрации Владивостока Константином Толстошеиным было подписано постановление “Об аренде муниципального имущества г. Владивостока”. Этим постановлением был утвержден порядок сдачи городского имущества в аренду, границы зон при экономической оценке территории города. Приложением № 4 к этому постановлению был определен перечень организаций, учреждений и предприятий, для которых устанавливалась пониженная арендная плата. Так, в частности, медико-санитарным, культурно-просветительским, научно-исследовательским учреждениям, детским домам, детским клубам, органам и учреждениям милиции, суда и прокуратуры, организациям и предприятиям инвалидов, а также ряду других разрешалось снижать арендную плату на 70 процентов. Право на 60-процентную скидку получали предприятия, осуществляющие торговлю хлебом либо занятые по договорам с городской администрацией обслуживанием социально незащищенных слоев населения. Средствам массовой информации по этому постановлению предполагалась 50-процентная скидка при оплате аренды помещений.

Почему я так подробно рассказываю об этом документе? Только для того, чтобы вы убедились - ни о какой 100-процентной скидке - то есть о безвозмездной передаче помещений в аренду - в нем даже речи не идет.

Впрочем, к нашей истории этот документ по большому счету отношение имеет минимальное. 22 января 1997 года данный перечень льготников владивостокским мэром был отменен, как говорится в постановлении, “в связи с тяжелым финансовым положением, недостаточностью средств в городском бюджете и необходимостью дополнительного изыскания источников финансирования”. Это означает, что никаких льгот по оплате аренды не предусматривалось вообще. Ни для кого.

Правда, вскоре было решено, что предоставление льготы по арендной плате возможно, но только по постановлению мэра, основанному на положительном заключении специальной комиссии, в состав которой входили председатель комитета по управлению имуществом, начальник отдела аренды КУМИ, представители финансового управления и управления соцзащиты мэрии. Увы, в деле “Приморья” такого решения комиссии обнаружено не было. То есть законность 100-процентного освобождения от арендной платы, выданного редакции газеты “Приморье” мэром Черепковым, вызывает по меньшей мере серьезные сомнения.

Подобные нарушения - отсутствие решения соответствующей комиссии - выявлены и при безвозмездной передаче помещений редакции газеты “Завтра России из Владивостока”, при предоставлении льгот по арендной плате газетам “Арсеньевские вести” и “Утро России”.

Впрочем, неправильно было бы думать, что в этом списке льготников одни лишь средства массовой информации. Среди таких счастливчиков, в частности, и Владивостокский отдел Уссурийского казачьего войска, получивший по договору безвозмездного пользования нежилое помещение по адресу: ул. Муравьева-Амурского, 11/13, сроком на 10 лет.

“Приморье” - монополист?

Но вернемся к “Приморью”. Точнее, к спорным моментам при бесплатном выделении редакции помещений. Выяснилось, к примеру, что, передавая на льготной основе газете подвал на Фадеева, 10б, городская власть своими действиями вступила в противоречие и с федеральным законодательством, в частности, с федеральным законом “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. В частности, была нарушена статья 7 этого закона, которой предусмотрено, что вопрос предоставления льгот подлежит согласованию с антимонопольными органами. Увы, в случае с “Приморьем” Приморское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета в известность не ставилось. Впрочем, это не единичный случай, который можно было бы списать на забывчивость клерков. Доподлинно известно, что с антимонопольным управлением не согласовывалось ни одно из подобных постановлений.

С 22 сентября по 12 ноября группа сотрудников Приморского управления государственного антимонопольного комитета России проводила проверку комитета по управлению муниципальным имуществом Владивостока на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при заключении договоров на аренду нежилых помещений. В ходе проверки выявлены многочисленные существенные нарушения. Цитирую: “Мэрией города не определены категории хозяйствующих субъектов, которым установлена льгота по арендной плате, и размеры ее снижения. ...В результате отдельным или нескольким хозяйствующим субъектам предоставляются льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара”. Что, от себя добавлю, является существенным нарушением антимонопольного законодательства. Территориальное управление ГАК обязало мэрию Владивостока принять меры по устранению упущений и нарушений антимонопольного законодательства при сдаче в аренду муниципального имущества.

Работа над ошибками

Исправлять и устранять пришлось уже новой власти. 5 января нынешнего года и. о. мэра Юрий Копылов подписал постановление № 3. Этим документом были отменены постановления прежнего мэра, санкционировавшие бесплатную передачу помещений редакции газеты “Приморье” и уже упоминавшемуся ранее Владивостокскому округу Уссурийского казачьего войска. Этим же постановлением Юрий Копылов предписал комитету по управлению муниципальным имуществом расторгнуть соответствующие договоры безвозмездного пользования. Кстати, потери бюджета, о наполнении которого так трепетно заботился Черепков, в результате действия только этих двух договоров составили 125 224 рубля в год без учета НДС.

6 января Юрий Копылов подписал распоряжение 8р, которым предписал финансовому управлению администрации Владивостока осуществить комплексную проверку платежей редакции “Приморья” за период с февраля 1997 года по декабрь 1998 г. включительно.

Комитету по управлению имуществом, в свою очередь, предписывалось провести проверку муниципального имущества, переданного редакции газеты. 12 января председатель КУМИ Владимир Лесовой подписывает распоряжение, согласно которому создается “комиссия по проверке наличия муниципального имущества, переданного газете “Приморье”, по адресу: ул. Фадеева, 10б”. Возглавил комиссию первый заместитель председателя комитета Александр Цынгот. В тот же день представители КУМИ выехали в редакцию. Во-первых, для того, чтобы проверить наличие имущества, а во-вторых, довести до сведения “Приморья” информацию о расторжении договора.

О том, как это все происходило, “В” рассказывал в номере за 13 января. Напомним лишь, что прибывших неприветливо встретили запертая железная дверь и главный редактор “Приморья”, депутат краевой думы Леонид Бельтюков, в самой категорической форме из-за этой самой двери заявивший, что никого не намерен пускать в помещение, являющееся ко всему прочему и его депутатской приемной. Официальной приемной депутата Бельтюкова данное помещение, увы, не являлось. О чем имеется соответствующая справка.

Кстати, если помещение использовалось в качестве депутатской приемной, тем хуже для “Приморья”. Это значит, что редакцией грубо нарушались упомянутые еще в самом начале пункты 2.2.1 и 2.2.4 “Договора безвозмездного пользования нежилым помещением”. Первым пунктом предписывалось использовать помещения исключительно для нужд редакции, а вторым запрещалось их передавать в хозяйственное ведение или оперативное подчинение другим юридическим и физическим лицам. Для особо непонятливых: рабочий кабинет главного редактора Бельтюкова и его депутатская приемная - это по закону не одно и то же.

Одним словом, после многочасовых дискуссий, порой принимавших довольно странные формы, после случайных (!) разливаний бензина у дверей редакции, которые представители КУМИ намеревались вскрывать автогеном, твердыня под названием “Приморье” пала: Бельтюков сотоварищи уже глубоким вечером покинули помещения, сдав их под охрану милиции.

Главный редактор “Приморья”, понятное дело, с выселением не согласен. Тогда же он заявил, что намерен решить эту проблему в зале суда. Ждем-с.

Компьютеры для диктатуры пролетариата

Не исключено, правда, что фигуранты этой истории встретятся в суде гораздо раньше. И даже несколько изменив свой статус. Проще говоря, вполне возможно, что истец Бельтюков может стать ответчиком: дело в том, что комитет по управлению муниципальным имуществом обратился в правоохранительные органы с просьбой возбудить уголовное дело по факту исчезновения переданной “Приморью” компьютерной техники.

История эта также уходит своими корнями в недалекое прошлое, когда газета и КУМИ еще жили душа в душу.

7 февраля 1997 года в финансово-экономический отдел комитета по управлению имуществом был передан счет-фактура № 115 от 27.01.97 г. компании “Лион Трейдинг” для оплаты компьютерной техники на сумму 45 920 000 рублей. На счете стояла резолюция возглавлявшего в ту пору КУМИ Петра Безукладникова “ФЭО. К оплате”. Деньги за компьютеры были переведены с расчетного счета комитета по управлению имуществом 13 февраля платежным поручением № 89.

По заявлению генерального директора компании “Лион Трейдинг”, компьютерное оборудование, оплаченное комитетом по управлению имуществом, было получено 19 февраля и 4 марта 1997 года “редактором газеты “Приморье” Бельтюковым и его сотрудником Журбенко. При получении оборудования гр. Бельтюков обещал предоставить доверенность от комитета по управлению имуществом, но до сих пор такая доверенность представлена не была. Получение груза может подтвердить менеджер торгового отдела “Лион Трейдинг” Матюшев В. А.”.

Итак, компьютеры были получены “Приморьем”, в дальнейшем по информации о получении техники представителями газеты и на основании счетов-фактур КУМИ поставил эту технику себе на баланс.

16 декабря 1998 года комиссия комитета по управлению имуществом провела проверку наличия компьютерной техники, принадлежащей КУМИ и находящейся в редакции газеты “Приморье”. Как вы уже, наверное, догадались, ни компьютерной техники, ни документации на нее в помещениях “Приморья” обнаружено не было. О чем и был составлен соответствующий акт, подписанный представителями КУМИ, с одной стороны, и сотрудником газеты Дмитриенко Э. С. - с другой.

Говорить о краже компьютеров пока рано. Вполне возможно, что оборудование и найдется. Правда, искать его, боюсь, придется уже не представителям комитета по управлению имуществом, а правоохранительным органам.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"