Ключ от Владивостока ищите на острове Русском

Из года в год сменялись поколения военных людей на Русском острове. От того и рвалась нередко тонкая нить его памяти. Но интерес к секретному долгие годы форпосту Владивостока не угасал, а сейчас, когда закрывается военный период его истории, еще больше возрос. Сегодняшней публикацией газета открывает исторический цикл об острове Русском, который всегда значил очень многое в судьбе и сердце русского человека.Рассказывать о малоизвестных событиях и фактах его гарнизонной жизни, буднях человеческих судеб, писавших непростую книгу бытия острова, будет Олег Стратиевский, майор запаса, сотрудник музея ТОФ, старожил о. Русского и настоящий его патриот.

18 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №527 от 18 янв. 1999

Из года в год сменялись поколения военных людей на Русском острове. От того и рвалась нередко тонкая нить его памяти. Но интерес к секретному долгие годы форпосту Владивостока не угасал, а сейчас, когда закрывается военный период его истории, еще больше возрос. Сегодняшней публикацией газета открывает исторический цикл об острове Русском, который всегда значил очень многое в судьбе и сердце русского человека.Рассказывать о малоизвестных событиях и фактах его гарнизонной жизни, буднях человеческих судеб, писавших непростую книгу бытия острова, будет Олег Стратиевский, майор запаса, сотрудник музея ТОФ, старожил о. Русского и настоящий его патриот.

Начало большого пути

Первое упоминание о ведомственной принадлежности о. Русского относится к 1868 году. Тогда в Южно-Уссурийских землях создали Сибирское удельное ведомство, которое занималось переселением в наш край финляндских колонистов. Для создания фактории было определено 167 тысяч десятин земли по побережью, в том числе и остров Русский.

К тому времени “... население на острове Русский состояло из 12 человек (7 мужчин и 5 женщин), живших в 7 разбросанных домах. Это были отработавшие срок каторжных работ и крестьяне, переселившиеся из Вятской губернии. Остальное население состояло из тазов и манзов (китайцев)”.

Финские колонисты так и не добрались до острова, а после ликвидации дел фактории в 1871 году земли Русского покупает Морское ведомство.

Высочайшим повелением от 28 апреля 1880 года Владивосток становится городом

“...с присоединением к нему полуострова Муравьева-Амурского и острова Русского”.

Дальнейшие земельные отношения между городом и ведомствами решались в зависимости от экономических, политических и военно-стратегических коллизий. Так, к концу XIX - началу XX столетия на острове определились 4 хозяина: Городское управление и Морское ведомство занимали почти 80 процентов земли, остальное принадлежало Военному ведомству, Министерству земледелия и государственного имущества. Министерству внутренних дел выделено было менее 1 процента земель под устройство карантинных зон.

Интересная подробность. 18 апреля 1901 года городская дума передала в аренду на 24 года без взимания пошлины свои земли Обществу любителей охоты, которое не только решительно боролось с браконьерами, но и завезло выписанных в Благовещенске куропаток, а также переселило сюда 100 голов пятнистых оленей с острова Аскольд.

Поспеловский гарнизон

Военный период в истории о. Русского начинается с артиллеристов, которые в 1882 г. пришли на Ларионовский перешеек (район нынешнего канала). Но уместнее ее начать все же со старейшего действующего гарнизона города и крепости - Поспеловского. В этом году ему исполнилось 111 лет.

Задача артиллеристов, высадившихся в конце прошлого века у мыса Поспелова, была одна - прикрыть вход со стороны Уссурийского залива в пролив Босфор Восточный. Гарнизон стал последним недостающим звеном в предполагаемой круговой обороне города. К 90-м годам вслед за артиллеристами на Поспелово появляются солдаты 3-го Западно-Сибирского линейного батальона.

До сих пор на острове сохранились первые каменные постройки. В доме командира батальона, возведенном еще в 1892 году, сейчас находится санитарная часть Поспеловского гарнизона. В одном из бывших жилых флигелей, строившихся для ротных офицеров пехотного полка, разместился штаб воинской части. Больше того, уцелело, не пропало за столько лет имя их проектировщика - военного инженера капитана Виктора Курилова. А каменную казарму на 200 человек возводил подполковник Богачев. В этом году она отметила вековой юбилей.

Мы часто обращаемся к тем или иным датам, видя в них лишь исторически значимые вехи. Но были и просто будни, из которых складывалась повседневная нелегкая жизнь гарнизона на самой восточной окраине Российской империи.

Вот лишь один из таких маленьких фактов истории. 13 февраля 1892 года комендант крепости Владивосток генерал-майор Стрижев подписывает приказ за № 17: “... по дороге на остров Русский из города был найден замерзший низший чин 8-го Восточно-Сибирского батальона. Объясняя этот случай ненормальным состоянием здоровья означенного нижнего чина, а также отсутствием соответствующей помощи, предписываю - командиру батальона ежедневно, впредь до прекращения сообщения по льду, наряжать сменные патрули, которым с наступлением сумерек осматривать дорогу с Русского острова в город...”

Парад перед храмом

В 1895 году группа увольняющихся в запас нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского (бывшего 3-го Западно-Сибирского) линейного батальона обратилась к командованию с просьбой построить церковь. Идею поддержали, и начался сбор добровольных пожертвований. На солдатские деньги выписали из Москвы позолоченный напрестольный крест. Первый денежный взнос сделал высокопочитаемый русским народом отец Иоанн Кронштадтский. Через всю страну с берегов Финского залива откликнулся добрый пастырь.

Посильную помощь оказали помимо городского гарнизона жители Владивостока. Предприниматель и известный меценат М. И. Суворов затратил 12 тысяч рублей на приобретение строительного материала.

Заложенная 10 ноября 1896 года первая на Русском острове церковь уже через полгода была завершена. Деревянная, на каменном фундаменте, выполненная в чисто русском стиле, она считалась одной из красивейших в городе.

На многих фортах и батареях крепости, удаленных от храма, обустраивались в то время места для иконы - киоты, поскольку неоспоримо велико значение храма для русского человека. Сейчас уже мало кто знает, что именно перед храмом находилось место для проведения парадов, смотров, считавшихся в ту пору торжествами духовными.

Поспеловская церковь во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, увы, не сохранилась, но уцелели ее фундамент и фотографии, сделанные еще в 1912 году...

Нашлись люди, которые хотят возродить храм. Если возьмемся за это дело всем миром, как в старые добрые времена, уже в начале XXI века он снова вознесется над русскими землями.