Россыпь киновпечатлений-98
Новый год начался. Но и ушедший 1998-й еще не стал для видеоманов и поклонников киноискусства историей. И прежде чем подвести его итоги, автор рубрики “Видеоколлекция “S”, снова возобновляемой на страницах нашей газеты, предлагает вниманию читателей серию мини-рецензий на некоторые лицензионные фильмы, появившиеся в продаже осенью-зимой прошлого года. Итак, о том, что запомнилось, - с оценками по пятибалльной системе.
Новый год начался. Но и ушедший 1998-й еще не стал для видеоманов и поклонников киноискусства историей. И прежде чем подвести его итоги, автор рубрики “Видеоколлекция “S”, снова возобновляемой на страницах нашей газеты, предлагает вниманию читателей серию мини-рецензий на некоторые лицензионные фильмы, появившиеся в продаже осенью-зимой прошлого года. Итак, о том, что запомнилось, - с оценками по пятибалльной системе.
“Любовь и смерть на Лонг-Айленде” (Англия, 1998, 90 минут). Режиссер - Ричард Квитневски.
В главных ролях: Джон Херт, Джейсон Пристли, Мори Чайкин. Оценка - 3,5 балла.
Психологическая драма с вкраплениями чисто британского юмора, ставшая полнометражным режиссерским дебютом киноведа и автора короткометражек Ричарда Квитневски и бенефисом старейшего киноактера Джона Херта. Ее лейтмотив наполнен светлой грустью: “Если бы молодость знала, если бы старость могла”. Пожилой и жутко консервативный лондонский писатель Жиль де Арт, отправившись однажды в кинотеатр, попадает по ошибке на сеанс дурацкой молодежной комедии и неожиданно для себя влюбляется в исполнителя главной роли, молодого голливудского актера Ронни Бастока. Причем настолько серьезно, что несмотря на боязнь всяких передвижений, летит в Америку, чтобы встретиться со своим кумиром (Джейсон Пристли, играющий молодого героя, в сущности изображает себя самого, поскольку известен он как звезда телесериала “Беверли Хиллз 90210”). И хотя эта поездка не приносит ожидаемого результата - едва родившись, чувство умирает, - писатель выигрывает больше: он обретает второе дыхание, столь необходимое для творчества в его возрасте...
“Особенности национальной рыбалки” (Россия, 1998,
100 минут). Режиссер - Александр Рогожкин.
В главных ролях:
Алексей Булдаков, Семен Стругачев, Сергей Русскин, Виктор Бычков.
Оценка - 4 балла.
На фоне катастрофического дефицита отечественных видеоновинок “третье пришествие” всенародно любимой компании “охотников” во главе с генералом Булдаковым оказалось подобно манне небесной. Рогожкин совершил невероятное: он сумел поднять планку до прежнего уровня, сняв продолжение, которое выглядит ничуть не хуже начала. Однако первый фильм - как первая любовь. Все остальное вторично. К тому же персонажи слишком поспешили покинуть чужую финскую территорию. Снова попав в родные пенаты, они забуксовали на месте. В итоге самая коронная здесь генеральская фраза “Шо же все неуклюже-то так?” вполне могла бы стать эпиграфом ко всему фильму. Прокурор вполне вписался в привычную группу собутыльников. А вот наивного, доверчивого и деликатного финна, который появился лишь в финале, очень не хватало. Так что посмеялись - и забыли. Однако “Охоту...” помним до сих пор. И ждем продолжения...
“Лучше не бывает”
(США, 1998, 139 минут). Режиссер - Джеймс Ли Брукс.
В главных ролях:
Джек Николсон, Хелен Хант, Грег Киннеар.
Оценка - 2 балла.
Есть такая народная примета: если фильм получил “Оскара” - значит это полная лабуда. После просмотра этой ленты приходишь к мысли, что народ иногда прав. Здесь нам представлена лирическая комедия о писателе-мизантропе, который вдруг без всяких убедительных психологических мотивировок решил возлюбить людей. В согласии с правилами голливудской политкорректности главный герой одаряет своей любовью сначала зачуханную собачонку, затем ее хозяина-гомосексуалиста, затем его чернокожего друга. До Хелен Хант дело доходит в последнюю очередь. Все в этом фильме - начиная с гениального Джека Николсона и кончая все той же собачонкой - играют просто отвратительно: отчаянно гримасничают, жестикулируют и поводят глазами, как в дешевом немом кино. При этом картина награждена двумя “Оскарами” за актерскую игру! Медвежьей услугой выглядит и бездарный дубляж, выполненный концерном “Видеосервис”, вместо более уместного здесь синхронного перевода. Итог: хуже не бывает.
“Красная роза, белая роза” (Китай - Франция, 1995,
116 минут). Режиссер -
Стенли Кван. В главных ролях: Джоан Чен, Уинстон Чао. Оценка - 3,5 балла.
Отрадно, что во времена, когда во главу угла ставится коммерция, до нас все-таки хоть с опозданием, но доходят некоторые китайские фильмы, давно ставшие фаворитами международных кинофестивалей. Эта изумительно снятая ретро-история о любовном треугольнике смотрится, может быть, и скучновато, но полна неизъяснимого очарования. А основная идея фильма по-восточному мудра и изящна. В жизни каждого мужчины есть две женщины, подобные двум розам. Красная роза - воплощение безумной страсти. Белая роза - символ тихой семейной гавани. “Со временем красная роза становится похожа на кровавое пятно от убитого на стенке москита, а белая скромно светит в темноте. Но после свадьбы белая роза превращается в рисовое зернышко, постоянно липнущее к вороту рубашки, а красная роза - в родимое пятно на груди, поближе к сердцу”. Главному герою, инженеру Тан Дзен Бао, предстоит непростой выбор.
“Старший брат”
(Австрия, 1997, 128 минут).
Режиссер - Йозеф Вильсмайер.
В главных ролях: Андре Айзерманн, Дана Ваврова,
Бен Беккер. Оценка - 5 баллов.
Экранизация романа Роберта Шнайдера, осуществленная талантливым австрийским режиссером Йозефом Вильсмайером, поставившим когда-то эпическое кинополотно “Сталинград”. Действие происходит в конце XIX века в затерянной среди альпийских гор деревушке. В центре сюжета - нетрадиционный на этот раз любовный треугольник. Главный герой Элиас с детства получил в дар то ли от бога, то ли от дьявола мистическую способность понимать звуки природы и превращать их в гениальную музыку. Кроме органа у него есть еще одна страсть - местная красавица Элизабет. Она вроде бы и отвечает Элиасу взаимностью, но остро ощущает рядом с ним собственное одиночество. К тому же кроме музыки у нее есть еще один соперник - ее родной брат Питер, который давно и безнадежно влюблен в Элиаса. В конце концов Элизабет отходит в сторону. А Элиас, вдохновленный фразой блаженного угольщика Михеля о том, что “тот, кто любит - не спит”, решает никогда больше не смыкать глаз. Верный Питер остается с ним до конца. Финал фильма, в котором короткие затемнения лишь усиливают эмоциональной накал, рождает давно забытое чувство катарсиса. Несмотря на локальность событий, режиссер остается верен себе: в его новой картине есть красочная языческая магия и мощная органная величественность. Шедевр налицо.
“Мышиная охота”
(США, 1998, 97 минут).
Режиссер - Гор Вербински.
В главных ролях: Натан Лэйн, Ли Эванс, Кристофер Уокен, Ульям Хикки. Оценка - 4 балла.
Остроумная рождественская сказка о мышах и людях, в которой ощутимо влияние тяжеловесных фантазий Тима Бартона и немых аттракционов Чарли Чаплина. А уж о знаменитом диснеевском мультсериале “Том и Джерри” и говорить не приходится - его стилистика узнается тут сразу. Братья Эрни и Ларс Шмунцы считали себя везучими людьми вплоть до того злополучного дня, когда получили отцовское наследство - допотопную фабрику по производству нитей, несколько безделушек и заброшенный старинный особняк. Последний, впрочем, оказался памятником архитектуры, и его можно было бы продать за большие деньги. Но в особняке поселилась мышь. Всего одна. Зато какая! Одолеть ее не смогли ни суперкот по кличке Котзилла, ни опытный эксперт по грызунам Цезарь, ни сами братья. Дом в конце концов рухнул. Но неистребимая мышь помогла-таки героям разбогатеть... Достойна восхищения работа дрессировщика Буна Нарра, который в поисках исполнительницы главной роли объявил в Интернете конкурс на лучшую мышь, а потом 6 месяцев по 8 часов в день и безо всяких выходных тренировал для съемок 60 ушастых и хвостатых кандидаток. Усилия даром не пропали: фильм смотрится на одном дыхании и вызывает приступы гомерического смеха.
“Ночная жизнь”
(Франция, 1997, 90 минут).
Режиссер - Иоланда Зоберман. В главных ролях: Элоди Буше, Рошди Зем, Беатрис Даль.
Оценка - 3 балла.
Этот фильм будет интересен тем, кто любит по ночам “клубиться”. И хотя нет здесь привычного для молодежной тематики стильного насилия и смачного стеба, а действие происходит в бедных эмигрантских кварталах Парижа, весь остальной набор в наличии: экстази и рейв, ввергающие в танцевальный транс, хаотичное блуждание одиноких душ и любовная лихорадка, помогающая очнуться от затянувшегося оцепенения. Юная парижанка Лола влюблена в североафриканца Эмира, у которого в свою очередь есть любовница - стриптизерша Саида. Не слишком умело выстраивая эту любовную интригу, режиссер тем не менее мастерски передает завораживающий магнетизм “ночной жизни”, чему помогает и прекрасный саундтрек.
“Живая плоть”
(Испания, 1998, 100 минут). Режиссер - Педро Альмодовар. В главных ролях:
Хавьер Бардем, Франческа Нери, Либерто Рабаль,
Анхела Молина.
Оценка - 4 балла.
Затейник Альмодовар и в новой работе устраивает для зрителей причудливый балаган, как всегда, украшенный сочными постмодернистскими цветами, экстравагантной иронией и изощренным сексом. В центре сюжета - любовный пятиугольник, а потому кипение мелодраматических страстей тут обеспечено. Красавчик Виктор (эту роль играет пришедший на смену Антонио Бандерасу дебютант Хавьер Бардем) влюбляется в наркоманку Елену, но та не отвечает ему взаимностью. По нелепой случайности ранив полицейского Давида, Виктор попадает в тюрьму, где усиленно тренирует тело и душу. Выйдя на свободу, он узнает, что Елена вышла замуж за парализованного Давида. Пара процветает: Елена возглавила детский приют, Давид стал чемпионом по баскетболу среди инвалидов. Стремясь завоевать лавры самого лучшего любовника, Виктор соблазняет Елену и заводит любовную интрижку с Кларой, женой бывшего сослуживца Давида. Друзья-рогоносцы сгорают от ревности. Интрига так накаляется, что заканчивается кровавой пальбой, в результате которой в пятиугольнике выравниваются все лишние углы. Фильм слегка портит несвойственный Альмодовару общественно-политический пафос.
“Тело будет предано земле,
а старший мичман будет петь” (Россия, 1998, 99 минут). Режиссер - Илья Макаров.
В главных ролях:
Александр Лазарев,
Евгения Игумнова,
Андрей Барило,
Сергей Русскин.
Оценка - 3 балла.
Еще один фильм из пакета “малобюджетного кино” студии им. Горького, наглядно показывающий, что наши отечественные кинематографисты научились-таки прилично снимать. Освещение, дизайн, операторская работа, монтаж, построение мизансцен - на уровне. Осталось только научиться внятно рассказывать историю. Но как раз с этим получилось хуже, несмотря на то, что сценарий написал Константин Мурзенко, прославившийся фильмом “Мама, не горюй”. Демонический длинноволосый герой Лазарева-младшего стремительно перемещается по дождливому Питеру, скрывая от мафии тело своего друга и любовника Капитана, умершего от передозировки прямо в опере. Фильм получился весьма стильным, энергетика главного героя - мощной, диалоги - забавными, музыкальный лейтмотив - мирские хоровые песнопения XVIII века - бесподобным, но все вместе складывается в этакий симпатичный пустячок, где амбиций - сверх меры.
“Дом священника”
(Франция, 1997, 90 минут). Режиссер-хореограф -
Морис Бежар. Музыка Моцарта и группы Queen. Костюмы - Версаче. Оценка - 5 баллов.
Одно из самых сильных видеовпечатлений ушедшего года - снятый на видео сенсационный балет Мориса Бежара “Дом священника”. Песни Фредди Меркьюри, мастерство молодых танцовщиков, послушных воле своего учителя, световые эффекты и костюмы Версаче сливаются в красочный праздник Души и Тела. Это визуальное пиршество не состоялось бы без слаженных усилий операторской команды. Великолепное зрелище!..
Автор: Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ, специально для "В"