Отменить нельзя назначить
Вы будете смеяться, но выборы мэра (если угодно - главы администрации) Владивостока в очередной раз оказались под большим вопросом.
Вы будете смеяться, но выборы мэра (если угодно - главы администрации) Владивостока в очередной раз оказались под большим вопросом.
Если уж и выбирать - то вначале думу, а потом мэраКамнем, упавшим в мутную жижу готовящегося общегородского волеизъявления, на этот раз стало “Определение Верховного суда Российской Федерации № 56Г98-19 от 25 декабря 1998 года”. В этот день судебная коллегия по гражданским делам ВС рассмотрела в судебном заседании по кассационным жалобам думы Приморского края, администрации Приморского края, мэрии Владивостока на решение Приморского краевого суда от 27 октября 1998 года дело по заявлениям прокуроров Первореченского, Первомайского, Советского и Ленинского районов Владивостока о назначении даты выборов в районные выборы местного самоуправления. (Приведенная выше сложная фраза - прямая цитата из “Определения”.)
Казалось бы, какое отношение имеет формирование районных структур представительной и исполнительной власти к избранию мэра? Однако высшему судебному органу страны, очевидно, порядком поднадоели бесконечные околовыборные дрязги в городе нашенском, и он решил по возможности досконально разобраться в сложившейся ситуации. Разбор же этот, основанный на целом ряде положений Конституции РФ, федеральных и краевых законодательных актов, привел к интереснейшим выводам. О них говорят еще 2 цитаты из “Определения”, которые мы приводим ниже в порядке последовательности.
“...сам город Владивосток в соответствии с действующим на территории Приморского края законодательством является муниципальным образованием, в котором должны быть сформированы органы местного самоуправления, правомочные в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ и ч. 3 ст. 12 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления города”.
“Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией... в соответствии с уставом муниципального образования. ...Должность главы местного самоуправления может быть предусмотрена только (так! - Ред.) в уставе муниципального образования. Ни субъект Российской Федерации в своем законе, ни суд в решении о назначении даты выборов в органы местного самоуправления не вправе обязывать население муниципальных образований проводить выборы главы местного самоуправления и назначать проведение таких выборов до того, как население муниципального образования сформирует представительный орган местного самоуправления и примет устав муниципального образования”.
Ну вот, собственно, и все. Верховный суд погрозил нам пальчиком и попросил прекратить ставить телегу впереди лошади. Потому что в соответствии с “Определением” нам необходимо сначала сформировать (если угодно, избрать) городскую думу, она, в свою очередь, должна незамедлительно разработать устав, в котором ясно и четко должны быть определены полномочия городского головы, а затем этот самый устав должен быть принят или самой думой, или на общегородском референдуме. А уж после этого можно назначать выборы мэра.
Схема сложная, но другой Закон не предусматривает. И, естественно, все настоящие и честные правозащитники должны теперь строго стоять на страже Закона. Сложность же ситуации обостряется еще и тем, что замороченных беспрерывными околовыборными коллизиями горожан будет очень непросто убедить прийти (хотя бы пресловутые 25 процентов) 17 января на избирательные участки и принять участие в формировании городской думы. Потому что, как показывает многолетняя практика, если при словах “выборы мэра” местный электорат с готовностью принимает боевую стойку, то при словах “выборы думы” этот же самый электорат неудержимо вянет. Значит, распутывать клубок мы начнем нескоро. И пока будем жить с и. о. городского начальника...
...Напомню, что “Определение Верховного суда” было вынесено 25 декабря 1998 года. Согласитесь, что на этом фоне по меньшей мере странно выглядит приезд во Владивосток 5 января 1999 года целой комиссии Центризбиркома и администрации президента для наблюдения за проведением выборов в городе. Вот уж воистину: правая рука Москвы не ведает, что творит левая...
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"