Мы приблизили к себе весь мир
Встреча с генеральным директором ОАО "Электрическая связь" Приморья Геннадием Мельниковым состоялась в один из последних дней уходящего года. И безусловно, этот фактор определил направленность этой беседы. Корр.: Геннадий Васильевич, расскажите, пожалуйста, читателям нашей газеты, какой вехой в развитии такой мощной отрасли, как связь, был 1998 год для ОАО “Электросвязь” Приморья?
Встреча с генеральным директором ОАО "Электрическая связь" Приморья Геннадием Мельниковым состоялась в один из последних дней уходящего года. И безусловно, этот фактор определил направленность этой беседы.
Корр.: Геннадий Васильевич, расскажите, пожалуйста, читателям нашей газеты, какой вехой в развитии такой мощной отрасли, как связь, был 1998 год для ОАО “Электросвязь” Приморья?
Г. Мельников: Начало года было неплохим. Мы работали с оптимизмом. Причем основывался он не просто на эмоциях. В предыдущие годы у нас были стабильно высокие темпы развития средств связи в крае. И планировали, что сохранив взятые темпы, года через 3-4 полностью решим проблемы связи в Приморье. В этом году мы построили новую АТС в поселке Кировка, современную цифровую АТС известной во всем мире германской фирмы “Сименс” в Артеме на 10 тысяч номеров. Также продолжаем развитие телефонной сети во Владивостоке, особенно в пригороде. Кроме того, построили новые здания в районных центрах Михайловке и Лесозаводске, организовали космическую телефонную связь с поселком Светлая Тернейского района. На 28850 номеров увеличили число домашних телефонов у приморцев, до конца года планируем установить еще 3500 телефонов. Иначе говоря, мы в этом году не просто установили 32 тысячи телефонов - это минимум 32 тысячи радостей в квартирах жителей Приморского края. Кроме того, в 1998 году мы продолжали работу по усовершенствованию средств связи и по переводу их с воздушных линий связи на кабельные. Также проводили работы по демонтажу дорогостоящих в обслуживании, не отвечающих современным требованиям воздушных линий связи. Кстати, за последние три года мы убрали 1930 километров таких линий.
Но, к сожалению, финансовый кризис, обвал рубля сказался и на нашей отрасли. Не может в океане бедствия существовать островок благоденствия. Теперь, чтобы продолжить развитие связи на том уровне, на который мы вышли, надо либо в 4 раза повысить тарифы, либо продать услуг в 4 раза больше. А услуги связи - это не строительство и не угледобывающая отрасль, где темпы можно увеличить. Повысить расценки в 4 раза - немыслимо. Наш потребитель, который не получает заработную плату или получает с большой задержкой, при таких расценках не в состоянии будет пользоваться услугами связи.
Мы и сегодня рекламируем, усиленно предлагаем установку телефонов в Уссурийске, Артеме, некоторых районах Владивостока. Но предложения не реализуются полностью. Рассылаем извещения, что есть свободные емкости. В Уссурийске 3 года назад построили АТС на 10 тысяч номеров - до сих пор емкость не использована полностью, не лучше ситуация в Артеме. Раньше если бы в крае объявили о телефонизации, то от желающих иметь телефон отбоя не было бы. Сейчас мы прилагаем огромные усилия, чтобы реализовать облигации телефонного займа во Владивостоке по АТС-20 на Аллилуева, а также по беспроводной системе связи. Теперь такая услуга, как телефон, из разряда первоочередных, необходимейших цивилизованному современному человеку, отодвигается на задний план, на неопределенное время. И эта картина - отражение общей экономической ситуации в стране.
В России и до этого отставали от мировых стандартов по объемам предоставляемых услуг. Представьте себе, что в развитых странах в среднем семья за год 300 раз набирает коды междугородных переговоров. А в России не наберется и 3 разговоров. Это красноречиво говорит о том, что за рубежом по ценам междугородная и международная связь доступна. Не оттого, что стоимость этой услуги низкая, оплата и там высокая, но у них и уровень жизни выше, чем у нашего российского потребителя. А если сделать у нас выше оплату разговоров, возникнет парадоксальная ситуация: услуга есть, а пользоваться ею будет некому.
Наши возможности на сегодняшний день солидные: в сутки осуществляется на Владивостокской междугородной телефонной станции до 150 тысяч разговоров, а мы могли бы обеспечить и 600, и 800 тысяч - мощности есть, но нет спроса. Перед Днем Победы мы предоставили льготы ветеранам войны на междугородные разговоры, в те дни значительно возросла нагрузка на Владивостокской междугородной станции; этот факт говорит о том, что потребность в междугородной связи есть, но реализовать ее не все могут.
Неплатежеспособность потребителей, хозяйствующих субъектов, бюджетных организаций приводит к тому, что в результате упал спрос на все услуги всех видов связи. Стоят наши промышленные предприятия, заводы, распался агропромышленный комплекс, молчат телефоны - отключены за неуплату. Задолженность связистам крупных и мелких предприятий, других пользователей услугами связи сегодня достигла 89 миллионов рублей.
Корр.: Так какой же может быть вариант решения проблемы?
Г. Мельников: Вариант один - выжить. В предыдущем году мы вложили в развитие средств связи 128 миллиардов (неденоминированных) рублей, в году уходящем - 115 миллионов новыми. И в будущем вложим не меньше, но построим в результате меньше. Почему? Да потому что оборудование мы используем импортное. И у нас есть контракты, подписанные на 2-3 года вперед, условия договоров надо выполнять. И чтобы рассчитаться за кредиты со своими партнерами в валюте, мы вынуждены сегодня увеличить в 4 раза рублевый эквивалент. Нам свое слово надо сдержать, это престиж предприятия.
В результате на следующий год в крае строиться объектов связи будет меньше, чем планировалось. А ведь строимся мы только за счет средств, заработанных собственными силами, никто нам никаких дотаций не выделяет.
Корр.: Геннадий Васильевич, ваше предприятие - открытое акционерное общество, без дополнительных государственных дотаций, инвестиций, не так ли? По законам развития рынка вы же не можете позволить работать себе в убыток. Это же нонсенс.
Г. Мельников: Сложный вопрос. Да, с одной стороны, мы работаем по законам рынка, а с другой - тарифы на услуги связи регулируются администрацией края. Что поделать, такова объективная ситуация. Сегодня плата за телефон составляет 40 рублей для потребителя. Хотя себестоимость его почти в 2 раза выше. Правильно, и какой же хозяин будет работать себе в убыток. У нас убыточны 18 сельских районных узлов связи, телеграф, радиофикация. Громадные убытки миллионами исчисляются. За счет чего мы их покрываем? Эти структуры мы поддерживаем за счет внутреннего перераспределения прибыли. Нам надо бы снизить тарифы за междугородные услуги, сделать их более доступными для населения, но мы не можем, потому что междугородная связь поддерживает в финансовом плане убыточные направления.
Корр.: Геннадий Васильевич, чувствуется, что услуги связи все-таки подорожают. Вопрос уже в том, насколько?
Г. Мельников: Если встать на позицию восполнения 100-процентных затрат на содержание телефонной связи, как того, кстати, требует правительство, на этот счет есть постановление, так мы к концу этого года уже должны были выйти на уровень затрат на 80 процентов, то есть установить тариф в 60 рублей. А в первом квартале 1999 года услуги телефонной связи необходимо предоставлять в соответствии с себестоимостью, которая, по нашим расчетам, составит около 80 рублей.
Возможно, ситуация выглядела бы иначе, не будь у нас льготных категорий. А их - 43! Различные льготы - за установку телефонов, за его использование, и мы их предоставляем. Но в законе сказано, что предоставленные льготы должны компенсироваться за счет федерального бюджета или ведомственных структур, которые эти льготы установили. В 1998 году мы предоставили льгот на 16 миллионов рублей. Нам компенсировали всего лишь 1 миллион 400 рублей, да и то в виде взаимозачетов. С такой постановкой вопроса недалеко и до банкротства. Мы постоянно поднимаем эту проблему, но она по-прежнему остается нерешенной, денег этих как не было, так и нет.
Мы знаем, что сейчас в правительстве пересматривается вопрос о предоставлении льгот, и мы это поддерживаем, так как некоторые льготы носят чисто популистский характер. Если говорить о льготах, то я бы предоставил их всем пенсионерам, не только ветеранам труда, так как они являются самой незащищенной категорией людей. Разве можно мириться с постановлением о предоставлении льгот военнослужащим срочной и контрактной службы? Можно ли сравнить офицерскую пенсию или жалованье с зарплатой или пенсией учителя, врача, а им как раз и нужно было бы предоставить льготы? Но ни один учитель или врач никогда даже не заикнулся о предоставлении ему льготы. А некоторые офицеры чуть ли не с угрозами требуют льготы, хотя еще раз повторяю, государственный бюджет не компенсирует нам эти льготы. Правильно поступили органы внутренних дел, которые предоставили льготы и сами их компенсируют, так же следовало бы поступить и военным.
Да, цены будут повышаться. Но в допустимых пределах. Еще один момент. Весь мир работает на повременной оплате телефонных разговоров. У нас в стране в некоторых регионах уже активно внедряют эту систему, кстати, это оправданная мировая практика. В крае, как только мы об этом заговорили, сразу же начались волнения, тревоги. Шумиха эта носила характер чистых эмоций. Мы сделали анализ, который, кстати, подкрепился и данными Академии информатики и связи, научно-исследовательского института связи. Результаты исследований показали, что около 75 процентов потребителей не только не прогадали бы, а даже выиграли бы от введения повременной оплаты телефонных разговоров, пользовались бы телефоном по необходимости, а если вести с домашнего телефона деловые переговоры с партнерами, пересказывать телевизионные сериалы, решать школьные задачки, то за подобные многочасовые “общения” надо платить по отдельному тарифу. Для среднего потребителя 10 минут разговоров в день, или 300 минут в месяц, - вполне достаточное время для общения и решения своих проблем. Решение о повременной оплате - не наша блажь, на этот счет готовится правительственное постановление. Ложная тревога была у тех, кто пользуется Интернетом, - это время не входит в оплату местных разговоров.
Корр.: И все-таки давайте поговорим о перспективах развития отрасли. Высокие технологии, которые постоянно в своей работе применяет “Электросвязь” Приморья, - свидетельство тому, что прогресс, несмотря ни на какие экономические трудности, хоть и не так быстро, как хотелось бы, но внедряется в нашу жизнь.
Г. Мельников: На будущий год во Владивостоке мы намерены построить современную цифровую станцию АТС-20 на улице Аллилуева, которая позволит телефонизировать улицы Баляева, Тормозную, Жигура, Котельникова, и три базовые станции беспроводной связи стандарта СДМА. И мы пойдем путем привлечения средств населения. Это метод не новый, он уже использовался в мировой практике, например, после Второй мировой войны такие страны, как Германия, Япония, Италия, благодаря средствам населения создали свои телекоммуникационные системы. И в России мы применяем этот опыт не первыми. Сами потребители подсказали нам такой вариант. Потом заем будет погашен нашей услугой - установкой телефона. Сейчас у нас есть лицензия на этот вид деятельности, что дало нам право выпустить заем. За счет этих привлеченных денег мы и построим новую АТС, и “проведем” беспроводный телефон - новинку в мировой практике (это и в России новшество). Мы первыми на Дальнем Востоке будем внедрять эту систему в Приморье.
Корр.: Как и все новое, беспроводный телефон вызывает некоторое недоверие, высказывают потребители и свое сомнение по поводу займов. Винить в этом никого не приходится, уж очень многие стали жертвами финансовых российских пирамид.
Г. Мельников: Хочу ответственно заявить: в наших облигациях телефонного займа никакого обмана нет. Эти деньги концентрируются сегодня на отдельном счете для целевого использования на приобретение оборудования, строительно-монтажные работы. Более того, если мы не выполним своих обязательств и не поставим потребителям телефон в обозначенные договором сроки, то эти деньги будут возвращены с банковским процентом. Заверяю: опасения наших потребителей в данном случае беспочвенны.
Что же касается беспроводного телефона, следует сказать, что при использовании такой технологии не приходится сталкиваться с прокладкой линейно-кабельных сооружений, которая повышала себестоимость работ, и плюс сложный рельеф Владивостока. Для нас это новый этап развития телефонной связи. Теперь телефонизацию отдельных районов можно провести в кратчайшие сроки, причем абонент получит связь высоких мировых стандартов, потому что новая технология, применяемая в этом стандарте, обеспечивает высокое качество связи и исключает помехи. Кроме того, можно отметить, что этот телефон очень удобный, его можно переносить на кухню, в любую комнату и при этом не опутывать квартиру проводами, ночью можно поставить на тумбочку у кровати. Остается только добавить, что за пользование телефоном стандарта СДМА установлена такая же абонентская плата, как и за обычный городской аппарат. Хочу сказать, что у нас уже сейчас достаточно много людей приобрели облигации.
По АТС-20 уже во 2-м квартале 1999 года будет завершено строительство линейно-кабельных сооружений. Мы рассчитали стоимость возможного станционного оборудования, которое может быть приобретено за счет продажи тех же облигаций телефонного займа. Поэтому хочу предупредить жителей города, что оборудования будет закуплено только на то количество номеров, на которое заключены договоры телефонного займа. И телефон мы сможем установить только тем, кто успеет приобрести облигации, срок размещения которых закончится уже в мае 1999 г. Не нужно надеяться на авось, что, дескать, когда станцию смонтируют, тогда и наступит время идти с заявлением на Владивостокскую городскую телефонную сеть. И еще один немаловажный аспект: мы можем и досрочно завершить размещение облигаций, так как желающих получить телефон в районе улицы Аллилуева немало.
Что касается стандарта СДМА, то оборудование, изготовленное всемирно известной корпорацией “Самсунг” (Республика Корея), уже нами получено и находится во Владивостоке. Через месяц-полтора мы с удовлетворением оповестим наших клиентов о введении в эксплуатацию базовых станций беспроводной телефонной связи.
Корр.: Итак, в новый год вы вступаете с проблемами, обусловленными экономической ситуацией в стране, и с новыми задумками, которые позволяют увидеть перспективу и пути развития ОАО “Электрическая связь”. Но неужели в нашем деловом разговоре не найдется места для эмоций?
Г. Мельников: Эти эмоции тоже делового характера. Приятно, находясь где-то на краю света, набрать Владивосток, звонишь - и качество связи такое, как будто говоришь рядом, из соседней комнаты. Приятно погордиться тем, что и из родного города можно звонить в 200 стран мира, в 3750 зарубежных городов, а также по всему краю и России. Мы приблизили к себе весь мир, вошли в структуру мировой связи. 30-40 лет назад кто бы мог помечтать, что, комфортно расположившись у себя дома, он сможет вести разговоры с Гавайями или Берегом Слоновой Кости!
Или вот такой приятный момент: наши специалисты были на стажировке в Германии, где получили высочайшую оценку своих профессиональных качеств. Руководитель фирмы заявил, что таких специалистов он хоть сейчас бы принял к себе на работу. У нас работают люди ищущие, творческие, вошедшие в современный информационный мир.
Чуть больше года назад Владивостокская междугородная телефонная станция начала предоставлять новую услугу “Интернет в кредит” - жители нашего края получили доступ во всемирную компьютерную сеть “Интернет”. Теперь, не покидая своей квартиры, при наличии компьютера, модема и телефона с доступом на автоматическую междугородную связь наши абоненты могут свободно выйти практически на все крупные города мира и воспользоваться информацией культурного фонда или художественной галереи, или книгами из библиотек академий наук и получить сведения в любом объеме - хоть для защиты докторской диссертации. Технические возможности для этого есть, так как используются каналы связи с большой пропускной способностью. Только за 1998 год спрос на “Интернет в кредит” вырос более чем в 10 раз, что говорит о его высокой популярности.
Корр.: В такой непростой период значительно возрастает роль руководителя как тактика и стратега.
Г. Мельников: Я очень хочу, чтобы в Приморье были современные средства связи, чтобы связь была на уровне мировых стандартов. И моя роль руководителя сводится к тому, чтобы предвидеть пути развития, быть в курсе всех технических новинок, свободно ориентироваться в этом мире, находить применение у себя, прагматично просчитывать варианты решения проблем, быть политиком. И от того, как руководитель провидит, зависит успех дела. А также, как руководитель, должен проявлять максимальную заботу о работниках акционерного общества, повышать их материальное благосостояние, решать социальные проблемы.
Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток", Лариса РАСПУТНАЯ, специально для "В"