Возвращение "Летающих танков"

Первая тройка боевых вертолетов Ми-24, выпускавшихся арсеньевской авиакомпанией "Прогресс" в 70-80-х годах и за свою ударную мощь названных "Летающими танками", только что приземлилась на родном аэродроме, откуда они впервые когда-то взмыли в свой винтокрылый полет. С этого дня на заводе начало действовать практически новое производство: по ремонту и модернизации этих геликоптеров, после чего они смогут оставаться в боевом строю еще как минимум 10-15 лет.

28 дек. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №518 от 28 дек. 1998

Первая тройка боевых вертолетов Ми-24, выпускавшихся арсеньевской авиакомпанией "Прогресс" в 70-80-х годах и за свою ударную мощь названных "Летающими танками", только что приземлилась на родном аэродроме, откуда они впервые когда-то взмыли в свой винтокрылый полет. С этого дня на заводе начало действовать практически новое производство: по ремонту и модернизации этих геликоптеров, после чего они смогут оставаться в боевом строю еще как минимум 10-15 лет.

Указанная партия Ми-24 прибыла из авиаполка имени Ленина, базирующегося в Черниговском районе Приморья. Биография этой славной части, на финише года отметившей свое 80-летие, вмещает и бурные годы гражданской войны, и службу в мирные дни по обеспечению необходимой боеготовности Советской, а затем и Российской армии, и огневые годы Великой Отечественной, Афгана, так называемые "горячие" точки планеты, где требовалась поддержка суверенитета дружественных нашей стране государств. Сегодня Вооруженные Силы России используют "Летающие танки" как ударную технику для поддержки огнем мотострелковых соединений с воздуха. Побывавший месяц назад на "Прогрессе" начальник управления армейской авиации Вооруженных Сил России генерал-полковник Павлов четко и однозначно отметил: Ми-24 по своим боевым возможностям в полной мере отвечает уровню современных требований. Но в связи с тем, что моторесурс их на исходе, они нуждаются в капитальном ремонте и модернизации. Благодаря инициативе руководства "Прогресса", развитой в практической части администрацией Приморья и поддержанной Министерством обороны, управлением армейской авиации ВС РФ, теперь создана своеобразная корпорация заводов, призванная реализовать этот проект. А тем самым сохранить высокую оборонную готовность наших войск при значительной экономии средств на изготовление новой техники. И базовым здесь стал именно "Прогресс" - предприятие серийного выпуска этих машин, где сохранились необходимое оборудование и документация, подготовленный кадровый потенциал. Здесь будут проходить разборка вертолетов, техническая экспертиза его ведущих узлов и агрегатов для замены изношенных деталей, а затем и сборка машин с их последующими испытаниями и выдачей необходимых паспортов надежности.

Решение этого вопроса особенно важно сейчас - в условиях обострения дефицита средств в федеральном бюджете. Теперь уже совершенно ясно, что это задержит на многие годы серийное производство боевых вертолетов нового поколения - "Черных акул" и "Аллигаторов". Ведь они значительно дороже своего предшественника, и реально госзаказом можно обеспечить лишь их единичное производство.

По имеющимся данным, сегодня в российских армейских частях находится более 1000 "Летающих танков", требующих ремонта и модернизации. Кроме того, такие вертолеты состоят на вооружениях ряда стран бывшего социалистического содружества государств. Следовательно, перед "Прогрессом" открывается неплохая перспектива вновь стать заводом не только "летающим", но и процветающим. Тем более, что предусматривается экспорт этих машин иностранным заказчикам.