Единая судебная система - гарантия российской государственности
Во все времена в период трудностей и тяжелых испытаний, касалось ли это отдельной семьи, общественной группы или государства в целом, только объединение общих усилий приводило к положительным результатам. В настоящее время по причине экономических просчетов и политических ошибок, да и не только поэтому, в развитии российской государственности усилилась центробежная тенденция.
Во все времена в период трудностей и тяжелых испытаний, касалось ли это отдельной семьи, общественной группы или государства в целом, только объединение общих усилий приводило к положительным результатам. В настоящее время по причине экономических просчетов и политических ошибок, да и не только поэтому, в развитии российской государственности усилилась центробежная тенденция.
Задача сохранения российской государственности стала той идеей, с которой ежеминутно должны сверять свои решения и действия органы государственной власти, местного самоуправления и граждане Российской Федерации. Политическая воля всех плюс правовой механизм (пусть и имеющий недостатки), заложенный в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве, - вот составляющие будущего успеха.
Статья 10 Конституции провозглашает в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данная статья не разводит ветви государственной власти в разные стороны, как может кому-то показаться, а по существу объединяет их, гарантируя самостоятельность при осуществлении собственной компетенции, исходя из единства целей и задач.
Особая, специфическая роль в соответствии с концепцией судебной реформы в России, внесенной президентом Российской Федерации в Верховный совет РСФСР в октябре 1991 г., принадлежит судебной власти. Судебные органы не просто осуществляют правосудие, являясь гарантией защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, они исполняют правоохранительную функцию государства.
Не могу согласиться с мнением о том, что в настоящее время развитие законодательства в области судоустройства осложняется отсутствием четкого определения содержания судебной власти, ее структуры и направления развития форм судебного контроля. Не согласен и с тем, что остается нерешенным вопрос о том, по какому пути должно идти развитие судебной системы и как будут соотноситься функции Российской Федерации и субъектов федерации при решении судоустройственных проблем. На эти вопросы уже есть ответ в Конституции Российской Федерации. Согласно п. “о” ст. 71 Конституции вопросы судоустройства полностью отнесены к ведению федерации. Пункт 3 ст. 118 Конституции гласит: “Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.
И уж тем более крайне отрицательно я отношусь к идее создания судебной системы в субъектах Российской Федерации, формируемой и финансируемой субъектами федерации самостоятельно. Обосновывается эта идея освобождением федеральной судебной системы от груза “мелкой подсудности” и перенесением доли бремени расходов федерального бюджета по обеспечению судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации на их бюджеты. Мало того, что это, мягко говоря, не соответствует Конституции страны, здесь к тому же просматривается негосударственный подход: нельзя из-за временных финансово-экономических трудностей ставить под угрозу разрушения одну из гарантий российской государственности - единую судебную систему.
Вызывает недоумение тот факт, что эта идея исходит от руководства Главного государственно-правового управления президента Российской Федерации.
Все трудности и особенности настоящего момента отражаются и на функционировании судебной системы. Остается недостаточным материально-техническое обеспечение судов, их финансирование, имеется необходимость укрепления судебной системы новыми кадрами. Все эти проблемы нужно решить в процессе реформы, но в пределах единой, защищающей права граждан, общегосударственные интересы судебной системы Российской Федерации.
Предвижу реплику: “Губернатор, ты же должен ухватиться двумя руками за идею создания собственных судов!” - и сразу отвечаю: “Являясь высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, первейшей своей задачей вижу защиту прав граждан России, проживающих на территории Приморского края, и защиту интересов регионов в целом как неотъемлемой части Российской Федерации”.
Автор: Евгений НАЗДРАТЕНКО, губернатор Приморского края, журнал "Российская юстиция"