Завод “Звезда” - моя судьба

(Окончание. Начало в № за 12, 19 и 26 ноября).

11 дек. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №510 от 11 дек. 1998

(Окончание. Начало в № за 12, 19 и 26 ноября).

Все мы в ответе за завтрашний день

В самый разгар выполнения судостроительной программы по гражданским судам у нас побывал губернатор края Евгений Наздратенко, сделавший в вахтенном журнале сдающегося судна такую запись:

“Дорогие друзья! Каждому поколению достаются свои трудности. Вопрос - какая при этом гражданская позиция, какое понимание ответственности перед своими детьми в решении их будущего.

Ваш коллектив именно этим и занимается. Вы решаете вопрос продолжения жизни, создавая корабли, давая жизнь подводным крейсерам. Это серьезный и тяжелый труд, не имеющий престижа и почета в государстве в настоящее время. Но эта слепота трагична для будущего нашего народа. Я верю, что мы дождемся государственной политики в построении российского военного и гражданского флота.

Я вас благодарю за гражданскую позицию и человеческое мужество”.

Уважаемый Евгений Иванович! Давайте вспомним того Солдата, что дошел до рейхстага. Он многое умел и многое смог, побеждая один на один даже танк. Но без самолетов и артиллерии он, по большому счету, был бессилен.

Особенно трагично это сказалось в первые месяцы 41-го. Только когда командование научилось прикрывать и поддерживать Солдата с воздуха и с тыла, когда для этого создали все необходимое, он не просто выстоял, но победил. Но если б ему под Берлином не посылали в подмогу истребители, так и остался б он лежать в том окопе.

Условия, созданные у нас для честного труженика, невыносимы. Быть может, нам и требовалась шоковая терапия - слишком много оказалось в стране тех, кто существовавшую в стране 70 лет социальную систему, за которую было заплачено миллионами лучших жизней, воспринял как возможность иждивенчества. Трагедия в том, что терапия эта больнее всего ударила по той части народа, что привыкла честно работать.

Средний класс является основой любого государства, и в России он сегодня, как никогда ранее, жаждет нормальной работы и достойной жизни.

Строить серии - выгодно, деньги на это найдутся и здесь

После всех социальных передряг последнего времени руководство страны наконец-то заявило о социальной направленности реформ. Только почему-то связывается это с усилением заинтересованности в иностранных инвестициях. Опять - не то! В стране есть деньги, очень много денег. Только они не работают на страну, потому что для такой работы в ней нет условий.

Сегодня трагедия нашего завода в том, что, построив один головной корабль, мы вынуждены остановиться, так как строительство следующих финансировать некому. В практике судостроения есть одна примечательная особенность - головные корабли проекта воплощаются в натуре долго, с большими затратами и трудностями, поскольку на них происходят окончательная доводка и отработка проекта и отладка технологии производства. В этом деле спасает только серия, то есть постройка нескольких таких же кораблей, компенсирующая издержки работ на головном.

Знаю пример постройки серии лодок, когда каждая из следующих за головной обошлась в 10 раз дешевле первенца. И даже сегодня, если строить серию судов, себестоимось любого из них будет как минимум в 3 раза ниже головного и выходить они будут с завода каждые 2-3 месяца.

В одном только Большом Камне можно найти несколько состоятельных людей, способных вложить средства, достаточные для строительства хотя бы двух судов. А во Владивостоке? А в целом в Приморье? Но они не торопятся расстаться со своими деньгами - их останавливают сомнения и опасения, вполне сегодня понятные и объяснимые.

Во всем цивилизованном мире люди, имеющие капитал, стремятся вложить его в прибыльное и надежное дело. Так давайте и мы создадим такое дело здесь, у себя дома, чтобы большие деньги наших сограждан-россиян работали на Россию, развивая производство в стране, которая вряд ли может удовлетвориться ролью мирового сырьевого придатка. И пусть оно поможет решить одну из насущнейших задач, стоящих сегодня перед Приморьем и выдвинутых самой жизнью, - ремонта и строительства рыбодобывающего флота.

Уважаемые парламентарии! Сделайте так, чтобы люди не только не побоялись вложить в это дело деньги, но были бы в этом заинтересованы. И вообще - дайте людям возможность работать и зарабатывать. Тогда и не будут они так взрываться, прослышав в очередной раз про то, как вы организуете себе льготы. Начните с малого.

Без поддержки государства не обойтись

На одном из оперативных совещаний по сдаточному судну, которое, как обычно, проводил наш директор, присутствовал заместитель губернатора края Константин Толстошеин. Ему очень понравилось, когда при определении ответственного за решение самого сложного вопроса автор этих строк написал в соответствующей графе рабочего журнала “я”.

Он сказал, что в подобных случаях поступает точно так же, и делать так - брать на себя самое трудное - должны все руководители. И поэтому я обращаюсь к вам, уважаемый Константин Борисович, с просьбой. Запишите себе вопрос: “Организация серийного строительства судов на заводе “Звезда”. И запишите ответственного: “я”, то есть себя. А мы быстро и хорошо построим эти суда, будь то краболовы, рыболовы или рефрижераторы. Вне зависимости от того, останутся ли они потом в Приморье или нет, наш край, получив новое производство, от этого только выиграет.

И вновь мои слова к вам, уважаемый Евгений Иванович. Приходится опять обратиться к военной терминологии. По ее меркам, губернатор края подобен командующему фронтом. В ту войну именно командующие фронтами решали в ставке вопросы обеспечения своих армий всем необходимым - техникой, вооружением и боеприпасами, котловым и вещевым довольствием, дабы могли они не только биться, а и побеждать.

В созданной у нас демократической системе, безусловно, есть рычаги, с помощью которых можно решить возникшие перед государством и обществом проблемы - политические, экономические и социальные. Да вот только работает пока эта система в обратную сторону. Но остается непреложной истина: общество, которое ничего не производит, обречено на гибель. Так же, как не может называться великой та страна, где бедствует ее народ.

Социальная направленность реформ - это, как я понимаю, то, что должно позволить нормально работать и жить всем людям труда, в какой бы сфере они не были заняты - производстве, образовании, медицине, правоохранении, бизнесе. Без государственной поддержки все то, о чем здесь идет речь, останется просто прожектами. А кто, как не губернатор, является полномочным представителем государственной исполнительной власти в конкретном регионе?

И если нам поможет свой губернатор-командующий, то это и будет для нас теми самолетами и артиллерией поддержки, что помогут выстоять, распрямиться и победить, защитив право на достойную жизнь великой страны, а стало быть, и ее народа.

Автор: Борис ВАСИЛЮК, старший строитель ДВЗ “Звезда”, специально для “В”, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), “Владивосток”